Использование нейробики на занятиях по физической культуре в перерывах между занятиями
консультация по физкультуре (старшая группа)

Использование нейробики на занятиях по физической культуре

в перерывах между занятиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан

Семинар- практикум

Тема: «Использование нейробики на занятиях по физической культуре

в перерывах между занятиями»

Выполнил:   инструктор физического  воспитания

Семенова Любовь Александровна

стаж в данной должности: 30 лет

имеющаяся категория: первая

г. Туймазы, 2020 г.

Использование нейробики на занятиях по физической культуре

в перерывах между занятиями

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды А. Валлона, JI.C. Выготского, М.М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка. Исследования Г.А. Каданцевой, И.К. Спириной, В.А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н.И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств.

В головном мозге людей всех возрастов под влиянием определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляться нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая активность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ребенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимодействуя с ним.

Существует множество программ физического развития дошкольников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы. Один из таких приемов, на наш взгляд, — включение в традиционные занятия элементов нейробики.

Нейробика, или гимнастика для мозга, — система упражнений для развития нейропластичности, т.е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи.

Упражнения нейробики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка. При этом организм начинает вырабатывать нейротропин — вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними. Упражнения нейробики формируют основной уровень нейротрофического фактора головного мозга. Это способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию в новых нейронных путях, что побуждает ребенка быть открытым к познанию нового и более активным в этом стремлении.

Главный принцип нейробики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т.е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Основные правила выполнения упражнений нейробики:

  • должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
  • нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
  • следует менять привычные маршруты выполнения движения;
  • необходимо выполнять упражнения регулярно.

Регулярное включение упражнений нейробики в занятия по физкультуре,  в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний. Они пробуждают воображение, абстрактное мышление, снижают эмоциональную нагрузку. Немаловажное достоинство нейробики — отсутствие противопоказаний. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения.

Для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая предметно-пространственная среда, побуждающая к действию и познанию через движение. Ней- робика предполагает постоянное внесение изменений, которые тренируют мозговую активность, наблюдательность, память и внимание. Инструкторам рекомендуется периодически производить перестановки крупного оборудования, места хранения атрибутов к подвижным играм или раздаточного спортивного инвентаря. Особенно удобны в этом случае крупные мягкие модули, ящики для хранения на колесиках.

Привлечь внимание ребенка к физическим упражнениям можно, используя игровую форму занятий.

Итак, взяв на вооружение названные правила и опираясь на практический опыт, подтвержденный результатами совместного с педагогом-психологом мониторинга, мы подобрали блоки упражнения нейробики для старших дошкольников.

  • «Новый маршрут» — тренировка пространственной памяти

Инструктор составляет «маршрут» части занятия из карточек с заданиями с изображением бега, ходьбы, прыжков, ползания и других видов движений. Дети по очереди прикрепляют схематические изображения упражнений к магнитной доске, составляя таким образом «визуальный маршрут».

Приведем пример такого «маршрута». Вводная часть: ходьба по кругу; ползание между мягкими модулями; ходьба по массажным дорожкам; прыжки способом ноги в стороны — ноги вместе; бег со сменой направляющего; ходьба с выполнением заданий для рук. Если дети забывают очередность упражнений, они смотрят на доску.

Подобные упражнения позволяют развить зрительную память и ориентировку в макро пространстве.

  • Ходьба по фигурам

На полу зала располагаются крупные разноцветные геометрические фигуры. Детям предлагается пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последовательности. Фигуры можно заменить на спортивный инвентарь, а в условиях группы — на любимые детские игрушки. Упражнение активно тренирует периферическое зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве.

  • «Закрывая глаза»

Упражнения нейробики этого блока предполагают исключение использования зрительного анализатора. Во время такой тренировки мозг активно включает в работу участки, не задействованные в обычной жизни. При «выключении» зрения познание происходит посредством осязания (получение информации о форме, структуре, поверхности, температуре, пространственном положении предметов).

  • Ходьба на ощупь

Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не только прекрасно развивает чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами.

Вариант: ползание с закрытыми глазами по дорожкам разной текстуры, длины и ширины.

  • Коммуникативная игра малой подвижности «Замыкая круг»

Дети с закрытыми глазами семенящим шагом двигаются по залу. Задача — найти игрока и, взяв его за плечи, продолжить движение. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не соберутся в одну «цепочку», и направляющий не замкнет круг, положив руки на плечи замыкающему.

  • Изменение ведущей руки

Детей с ведущей правой рукой побуждать в течение занятия более активно действовать левой рукой, например, брать инвентарь для выполнения упражнений, начинать движения с левой руки, а левшам — наоборот. Такие упражнения благотворно влияют на память, укрепляют связь между полушариями, развивают интеллектуальные способности.

  • «Делай ногами»

Не секрет, что стопы человека имеют множество нервных окончаний, которые взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому некоторые упражнения можно проводить с помощью ног — прокатывание мяча из исходного положения сидя («сидячий футбол»); захват предметов, таких как кубики, мячи, эспандеры и действия с ними («передай кубик ногами»); собирание ногами в обруч мелких игрушек, помпонов, разбросанных по залу («пылесос»).

Подобные игровые упражнения хорошо включать в заключительную часть занятия.

  • «Игры наоборот»

В ходе выполнения этих игровых упражнений нужно выполнить движение не по показу ведущего, а по словесной команде (игровые упражнения из серии «Запрещенное движение»). В них можно включать ходьбу или бег спиной вперед. Данные упражнения тренируют равновесие, координацию движений, способствуют становлению новых нейронных связей в головном мозге.

  • «Молчаливые» игры

В ходе этих игровых упражнений детям предлагается разделиться на подгруппы, не используя речь, а общаясь при помощи мимики и жестов, пантомимы («Найди и промолчи», «У кого колокольчик?», «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем», «Угадай животное», «Все превратились в ...»). Можно попросить воспитанников плотно закрыть уши ладонями и прочитать задание «по губам».

  • Запоминание оговоренных заранее объектов или действий

В ходе этих физических упражнений нужно запомнить оговоренные заранее объекты или действия: «Сколько шагов ты выполнил, идя по канату?», «На сколько ступенек ты поднялся по гимнастической лестнице?», «Какого цвета мячи лежали справа от тебя?», «Кто из ребят первым выполнил упражнение?» и т.д.

  • «Медленно — быстро»

Привычка выполнять определенные физические упражнения в быстром или медленном темпе прочно формируется у дошкольников. Предложите детям выполнить упражнения в непривычном темпе. Например, проползти по-пластунски по гимнастическим матам быстро, а замах при метании в цель сделать медленно. Смена темпа позволит сформировать прочные нейронные связи через прочувствование ребенком движения по-новому.

  • «Все наоборот»

Данные игровые упражнения направлены на тренировку нейронной сети правого полушария мозга. Можно предложить детям повторить позу персонажа, изображенного на картинке, перевернутой вверх ногами. Привычные мыслительные «модели», натыкаясь на странное положение изображения, не срабатывают, и начинает действовать правое полушарие.

В ходе выполнения упражнений нейробики можно использовать «считалки на каждый день», которые подбираются в соответствии с лексическими темами, а также рассказать интересные факты из мира спорта. Предлагайте детям вместе с родителями находить интересные спортивные истории и затем рассказывать их на занятиях по физкультуре или в рамках кружковой работы.

Хорошо также регулярно проводить совместные физкультурные праздники, что обогащает социально - коммуникативный опыт детей, тренирует навык общения с малознакомыми людьми, что является одним из положений нейробики.

Таким образом, в ходе выполнения упражнений нейробики мы побуждаем обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти чувства обостряются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейробика требует регулярной практики. Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся заметными после трех месяцев еженедельных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями”

Семинар-практикум "Включение подвижных игр с мячом в разные формы работы с детьми в перерывах между занятиями&rdquo...

консультация для воспитателей "Двигательная разминка во время перерыва между занятиями"

Двигательная разминка.Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.Основное ее наз...

Использование основных методов для развития физических качеств у дошкольников на занятиях по физической культуре

  Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании ...

Использование основных методов для развития физических качеств у дошкольников на занятиях по физической культуре.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапомв формировании здоровья ребенк...

Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ на занятиях по физической культуре

Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно - оздоровительной работе в ДОУ на занятиях по физической культуре...