"Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»
статья по физкультуре (старшая группа)

Творогова Инна Михайловна

Статья "Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_tvorogovoy_i.m.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 Курортного района СПб

Статья на тему:

«Использование элементов ритмической

  гимнастики на занятиях по физической

культуре с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                       Выполнила инструктор

                                                        по физической культуре

                                                               Творогова Инна Михайловна

2020 год

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

         Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

         Поэтому формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, творчество. Чем большим количеством разнообразных движений овладевает ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

          Занятия ритмической гимнастикой гармонично вписываются в оздоровительную направленность физической культуры и лечебной физкультуры, являясь дополнением к основной программе по физическому воспитанию. Таким образом, ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются Общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под эмоционально-ритмичную музыку (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).

       Ритмическая гимнастика в детском саду представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Упражнения ритмической гимнастики способствуют развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. У детей также развивается музыкальность, формируется чувство ритма.

         Музыкально - ритмические упражнения, помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений. Ритмическая гимнастика с элементами танцев - прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое благоприятно воздействует на все системы организма, снимает напряжение, улучшает самочувствие, снижает вероятность заболеваний.

Ритмическая гимнастика помогает развивать музыкально -

 двигательное творчество дошкольников и имеет множество преимуществ:

  • Дети учатся соотносить движения с музыкой.
  • Повышается эмоциональная отзывчивость.
  • Формируется привычка заниматься физическими упражнениями.
  •  Повышается интерес детей к правильному, красивому выполнению движений.

Цель ритмической гимнастики:

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка.
  • Достижение полноценного физического развития.

Задачи:

1. Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.

2. Воспитание интереса к двигательной активности и потребности в ней.

3. Развитие физических, двигательных качеств и координационных способностей.

4. Воспитание нравственно волевых черт личности - активности и самостоятельности.

Содержание работы по использованию элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре:

         В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой, все это тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка. Правильная осанка, чувство ритма, координация, приобретенные в этом возрасте, останутся на всю жизнь.

Основополагающим моментом обучения является органическая связь музыки и движений. Любому ребёнку свойственна естественная двигательная реакция на музыку.

         Упражнения ритмической гимнастики  по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят обще развивающие упражнения, бег, прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом.

        Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой,  сюда можно отнести: строевые упражнения, игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть  длится от 70 до 80 общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражнения выполняются в положении стоя, затем идут серии прыжков различных видов.

Хорошо используются танцевальные связки, самое главное,

чтобы интенсивность была намного выше подготовительной части. После 1-2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.

Каждый комплекс заканчивается упражнениями на  релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленном темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

В зависимости от поставленных задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме физкультурной паузы, спортивной разминки или специальных занятий используя:

  • Общеразвивающие упражнения в положении стоя:

- упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)

- упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)

- упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприседания, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу).

  • Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:

- упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)

- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи)

- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)

- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с "вытягиванием" в длину).

  • Упражнения на растягивание:

-  в полуприседе для задней и передней поверхности бедра

- в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра

-  в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины

- стоя для грудных мышц и плечевого пояса

  • Ходьба:

-  размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)

- сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).

- ходьба с хлопками

- ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)

- основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике

  • Бег - возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.
  • Подскоки и прыжки:

- на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны)

- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)

- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

     

          Высокий эмоциональный  настрой на занятиях ритмической гимнастикой помогает ребенку освоить любой изучаемый материал. Отодвигается фаза утомления, поддерживается на высоком уровне работоспособность организма. Этот фактор обуславливает высокий эффект занятий.

         На физкультурных занятиях с дошкольниками 6-7 лет, как правило, не возникает проблем с организацией детей, с поддержанием дисциплины. Дети сами  выступают в роли инструктора, могут руководить группой товарищей, помогать им в освоении сложных движений. Это вызывает у ребят сознательность, творческую активность, дисциплинированность, дружеские чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов художественной гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкально-спортивная композиция  "Карусель"....

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координацион...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста поможет развить физические кач...

Комплекс ритмической гимнастики под музыку "Странный человечек" для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс ритмической гимнастики с кеглями под музыку "Странный человечек" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре

Методическая разработка "использование элементов ритмической гимнастики на занятиях по физической культуре...

Использование элементов ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста

Использование элементов ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста ...