ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
учебно-методический материал по физкультуре

БЕЛОГУРОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным , сделай его крепким и здоровым»            

                                                                                                   Жан Жак Руссо.

Основные цели и задачи:

       Одним из наиболее важных направлений физического развития является двигательная активность детей.

           В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

        Жизнь – это система движений.  В движении заложены огромные возможности творческого, потенциала личности.  Использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

        Взаимодействие различных движений  обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми.

        Двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека. Богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.  

        Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой  частью педагогической работы в дошкольных  учреждениях. Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др. Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (сухое, воздушное, водное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь

        Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа в день, а в неделю не менее 5-6 часов. Такую  активность можно обеспечить следующими мероприятиями:

● Утренняя гимнастика

● Физкультурные минутки   и физкультурные паузы

● Три физкультурных занятия

● Физкультурные досуги  и развлечения

● Спортивные праздники

● Подвижные и спортивные игры

● Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

● Гимнастика после сна

● Использование физкультурного оборудования на спортивной площадке

● Хозяйственно-бытовой труд, поручения: групповые и индивидуальные

● Игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание» и т.д.

          Остановим свое внимание на организации двигательной деятельности вне физкультурных  занятий  (утренняя гимнастика,  подвижные игры и физические  упражнения на прогулках /утренней и вечерней/, физкультурная  минутка и пауза, гимнастика после сна).

         Ежедневная  утренняя гимнастика  укрепляет  и развивает косно-мышечный аппарат, оказывает положительное воздействие на дыхательный аппарат и сердечно- сосудистую систему. Утренняя гимнастика – прекрасное средство профилактики нарушений осанки и стопы. Она создает доброе настроение, хорошее самочувствие, дисциплинирует детей. Начинается утренняя зарядка с построения в шеренгу или колонну, затем идет ходьба, легкий бег, ходьба на носках и пятках и другие виды ходьбы. В основной части – общеразвивающие упражнения для укрепления различных мышечных групп. В зависимости от возраста детям предлагается разное количество О.Р.У. (1-я мл. группа = 3-4упр.;  2-я мл. группа = 4-5 упр; средняя гр. = 4-5 упр.; старшая гр. = 5-6 упр.; подготовительная. гр. = 6-7 упр.) и разное число их повторений (возраст детей + 1). Комплекс утренней гимнастики проводится в течении 7-10 дней, затем меняется частично или полностью.   

           Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

          Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи,  рисованию, лепки и т.д.). Для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут.  Продолжительность физкультурных пауз несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Количество упражнений 5 – 8, они должны быть детям хорошо знакомы.

   Главное значение физкультурных минуток и пауз – активный отдых.

           Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементами спортивных игр. П/и может быть проведена в начале прогулки, если были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как серсо, кольцеброс, кегли, элементы спортивных игр: баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. помимо п\и и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом – езда на велосипеде, самокате,.  Зимой – катание на, санках, скольжение на ногах по ледяной дорожке.

             К двигательной деятельности относится «Гимнастика после сна». Она проводится после пробуждения от дневного сна. Комплекс, строится  из упражнений, которые сначала  выполняются в постели, а потом около нее. Упражнения начинаем с потягивания, поворотов, различных движений рук ног, стоп. На полу босиком можно выполнить танцевальные движения, ходьбу, бег, приседание, пружинки. Все это способствует укреплению, оздоровлению и закаливания детского организма.

               Во время  двигательной деятельности ребенок развивает свою мышечную систему.  Мышечная же работа усиливает обмен веществ, повышает деятельность сердца и легких, вызывает изменения в составе крови.

              Здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Для родителей мы проводим консультации, групповые и общесадовские родительские собрания, где выступают с докладами воспитатели, приглашаем медсестру, инструктора по физическому воспитанию. Совместно с родителями проводим физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей, что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями. В результате этого родители становятся активными участниками всего воспитательного процесса в ДОУ.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционный способ рисования как залог успешного развития детей 5-6 лет"

Изобразительная деятельность, насыщенная, богатая, которая выполняется при помощи ярких, интересных материалов, имеет большие возможности в обогащении духовного и нравственного мира ребенка. Я думаю, ...

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

«Центр игровой поддержки ребёнка как эффективная структура для успешного развития детей раннего возраста, не посещающих детский сад»

Для города Лабытнанги остается актуальной задача, поставленная президентом России В. В. Путиным, обеспечения стопроцентной доступности дошкольных учреждений в России, через создание условий для раннег...

Организация здоровьесберегающей среды как условие успешной адаптации и успешного развития детей раннего возраста

Главными союзниками в работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает всё, что ждёт их дете...

Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений....