Статья "Интерактивные физкультминутки в непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
статья по физкультуре (старшая группа)
Интерактивные физкультминутки в непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные физкультминутки в непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Ларина В.В.
ГБДОУ детский сад № 135
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербурга
Аннотация. Автор данной статьи представляет актуальность использовании информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, ИКТ, физическое воспитание, ФГОС ДО.
Проблемы в области теории и практики физического воспитания детей многообразны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы изучения потенциальных возможностей детей:
– создание условий, обеспечивающих их развитие;
– комплексный подход к разработке содержания и методов образовательного процесса на всех возрастных этапах;
– научно-обоснованный двигательный режим;
– выполнение санитарно-гигиенических правил.
Какова роль ИКТ в решении выше обозначенных проблем?
Актуальность использования информационных коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлена социальной и практической потребностью в повышении качества здоровьесберегающих технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Практика доказала целесообразность их использования для становления двигательных способностей детей, формирования интереса к физической культуре и спорту, воспитания личностных, морально-волевых и поведенческих качеств, осуществления всесторонней подготовки к школе и дальнейшей общественной жизни.
Отмечается важность решения образовательных задач в процессе физического воспитания, указывается, что активная работа мысли на занятиях по физической культуре способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
В соответствии с ФГОС ДО современный педагог должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Интернет, а весь образовательный процесс должен отображаться в информационной среде.
В связи с этим применение обучающих и оздоровительных компьютерных программ для усвоения основ знаний по здоровому образу жизни и физического развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Мультимедиа (разновидность ИКТ) – это ведущее наглядное средство и инструмент познания на любых занятиях. Её применение на занятиях по физической культуре, на мой взгляд, способствует развитию и мотивации, и коммуникативных способностей, и получению навыков, и накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности и повышение двигательной активности. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Сегодня не потеряли своей актуальности схемы, таблицы, картинки, но мультимедийные презентации уже активно внедрились в педагогическую практику. С помощью компьютерных возможностей воспитатель в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и природную среду. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.
Помимо этого, использование дифференцированного подхода на занятиях с детьми с применением мультимедийных презентаций дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем физического, познавательного развития, что значительно повышает эффективность педагогической деятельности.
Интерактивные технологии:
Интерактивные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ направлены на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставит перед нами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [4] [5].
Само определение связано с понятием «интерактивный».
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника [15].
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений: активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка[1].
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников:
- младшая группа – работа в парах, хоровод;
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум[ 6].
- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг [8].
Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно:
- развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивают все компоненты устной речи детей;
- способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи [9].
Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности [2].
Здоровьесберегающие технологии:
Их цель– обеспечить ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни [9].
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, физиологическом [3].
Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ [10].
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга[10].
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами [7].
Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы [11].
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:
предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
стимулирует познавательную активность детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни[12].
В любом обществе здоровье человека является высшей ценностью. Поэтому в образовательном процессе ДОУ непосредственно применяются здоровьесберегающие технологии[13].
Вывод:
Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ.
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.
Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект.
Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.
Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.
Интерактивные физкультминутки в непосредственной образовательной деятельности следует как можно чаще, т.к. они делают образовательный процесс интереснее, как для детей, так и для воспитателя.
Использование информационных технологий облегчает деятельность педагога, потому что с помощью ИКТ, можно подбирать разнообразные материалы и задания. Для педагога открывается возможность сделать непосредственно образовательная деятельность более увлекательной и интересной для детей.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Ст.29, 30. Информационная открытость образовательной организации,.-121с.
2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.– М., 2011
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. // Школа здоровья. 2015.
4. Боброва И.И., Трофимов Е. Г.. Информационные технологии в образовании. // Практический курс. -2014.
5. Бузмакова С.В., Кривопалова Г. А.Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/649942/(14 марта 2013 г.)
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.. От рождения до школы. //Мозаика синтез. М.-2014
7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада //Учебное пособие М., 2013.
8. Калинина Т.В. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
10. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -2011.
11. Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 721-724.
12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.// М., 2013.
13. Ярошевич С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в ДОУ. [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/12/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-v(201309.12.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)
Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"
План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения»
Игра-викторина по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «День знаний правил дорожного движения» образовательная область «Безопасность»
конспект занятия по правилам ПДД...
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие». Тема «Наши водоёмы. Реки Обь, Бердь, Койниха».
Расширить знания детей о водоемах г.Искитима и Новосибирской области....
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие». Тема "Перелётные птицы"
Углубить и расширить знания детей о птицах нашего региона....