Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие». Тема «Наши водоёмы. Реки Обь, Бердь, Койниха».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Митрофанова Анна Викторовна

Расширить знания детей о водоемах  г.Искитима и Новосибирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_starshey_gruppy.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Митрофанова. А. В,    воспитатель первой квалификационной категории.

Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности  детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Природный мир/краеведение»

Тема  модуля «Четыре стихии».

Тема проекта недели: «Вода».

Тема ННОД: «Наши водоёмы. Реки Обь, Бердь, Койниха».

Целевые ориентиры: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

-Расширить знания детей о водоемах  г.Искитима и Новосибирской области;

 -Рассмотреть причины загрязнения водоемов и узнать об источниках загрязнения водоемов и предложить свои пути решения проблемы загрязнения водоемов;

-познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

-учить бережно, относиться к воде, как природным ресурсам страны и экономить ее;

-дать детям понятие «части реки» и умение их находить и называть.

Оборудование:

-Презентация «Водоёмы нашего края» (см. методическое сопровождение).

-Карта России, Новосибирской области( нарисованные и подписаны как какая рыба называется, для расселения их в реки)

-Листы бумаги на каждого ребёнка и фломастеры ( чтоб нарисовать свою карту маршрут по рекам).

      -Капитошка.

     - Тазик с водой.

     -Для эксперимента (3 стакана с водой, 1столовую ложку соли, земли,          песка).

       - Нарисованные капельки и фломастеры по количеству детей.

Ход:

Вводная часть/мотивационный компонент:

В группе: Появляется Капитошка, который просит о помощи, он не помнит, откуда он появился. Дети отправляются в «Путешествие по нашим водоёмам», чтоб помочь Капитошке найти своих родных. 

Основная часть:

1.Решение занимательных задач, проблемных ситуаций:

 Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, давайте поговорим о воде:

Как вы думаете, из чего состоит вода? Вода – какая? (прозрачная, жидкая…)

2.Пальчиковая гимнастика: (выносят тазик с водой) (Дети вмести с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как перетекает между пальцами).

Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали….

Сможешь догнать их  …Едва ли.

3.Физкультминутка:  Проводится подвижная игра «Ручеёк». 

4.Рассматривание, обследование, наблюдение:

Воспитатель: Ручеёк течёт и образуется река. Давайте рассмотрим карту, вы видите, что очень много голубого цвета. А это значит. Что вокруг  нас очень много рек, морей, океанов.

 5.Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением:

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 1-5).

Воспитатель:  Откуда берутся реки? Река – поток воды на земной поверхности, текущий в углублении, называемом руслом.
Для образования реки нужны три условия.
1.Место, откуда река берёт начало, называется истоком. Это может быть выход грунтовых вод на поверхность земли, озеро, болото, подтаивающая кромка ледника. Иными словами, для зарождения реки нужен какой-то постоянный источник воды.
2.Нужен также уклон местности, иначе вода не потечёт.
3.Значит, для образования реки нужны углубления или участки со слабым грунтом, который легче размыть. Можно сказать, что эти ослабленные зоны «собирают» воду и задают направление потоку, можно – что он их «выбирает», а дальше разрабатывает, углубляет и расширяет, образуя русло.
Все реки не только начинаются, но и заканчиваются. Чаще всего – они впадают в более крупные реки, озёра, моря и океаны. Место впадения реки в другой водоток или водоём называется устьем.
Воспитатель: А какие части реки мы забыли назвать? Чтобы вам было легче угадать отгадайте загадку:

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся.

(берега)

6.Игры-путешествия:

Воспитатель: все расстояние от истока до устья называется руслом реки. По руслу плавают пароходы, ходят катера и моторные лодки. Вот мы и  сейчас с вами  поплывем по руслу реки. Вы согласны? Давайте с вами обратимся к нашей карте, чтоб не заблудиться, определим наш маршрут по рекам и зарисуем его каждый в своей карте самостоятельно. 

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 6-11).

Воспитатель: Внутренние воды Искитима представлены реками, ручьями, подземными водами, болотами, прудами. В Искитиме протекает 5 рек. Бердь и ее левые притоки: Койниха, Шипуниха, Черная, правый приток, впадающий в Бердь с северо-востока, - небольшая река Каменка. Все реки относятся к бассейну реки Обь. Но мы поговорим, только о трёх реках это Койниха, Бердь и Обь.

7.Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением:

Воспитатель: Первая наша остановка будет  на реке Койниха, это младшая сестра нашего Капитошки. (на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 12-13).  Река в Искитимском и Черепановском районах НСО (левый приток Берди). Длина реки составляет 86 км. Речка Койниха и одноименная деревня были названы по фамилии оброчных крестьян Ивана и Лариона Койновых. Сейчас в нижнем течении реки по-прежнему находится поселок Койних.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайд 14-16).  Речка Койниха, в ее верховье и в среднем течении, состоит из цепи прудов. Наиболее крупный пруд расположен напротив железнодорожной станции Койниха. В этих местах речка Койниха протекает по широкой, пологой долине не встречая на своем пути существенных препятствий.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 17-20).  Перед поселком Шибково река упирается в каменистую гряду и далее течет по краю гряды, огибая ее многочисленные отроги. В этом месте характер реки и ее окрестности изменяются.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 21-24).    Ее левый берег остается, по-прежнему пологим (лесостепь), а вот правый берег становится высоким и каменистым (каменистая степь). В этом месте р. Койниха напоминает горную речку. Имеются даже небольшие пороги и водопады. Местами, по правому берегу, расположены сосновые боры. Каменистый правый берег реки сложен преимущественно из глинистых сланцев и известняков. Эти горные породы содержат много ископаемых морских организмов (морские лилии, брахиоподы, гидроидные полипы, моллюски, губки и т.д.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 25-26).   А в самой р. Койнихе много карасей, окуней и пескарей. Давайте расселим наших рыб на своих картах.  Река  Койниха - левый приток Берди, начинается в юго-восточнее д. Украинка, впадает в Бердь.

Воспитатель: Вот мы плавно доплыли и до второй остановки к реке Бердь, это средняя сестра нашего Капитошки . Давайте же опять обратимся к нашим картам, в друг мы заблудились.  (на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 27-32).  Самая крупная река - Бердь. Исток реки находится на западных склонах Салаирского кряжа, впадает река в Новосибирское водохранилище. В природный "амфитеатр" Искитима  Бердь вливается с юго-востока, поворачивая на север, рассекая город на 2 части. Превращаясь в Бердский залив, становится северной границей Искитима. Превращение устья Берди в залив произошло после строительства Новосибирской ГЭС.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды33-37).  Сама Бердь неудобна для судоходства, но по Бердскому заливу от пристани цементного завода сплавляются баржи с цементом. Бердь ограниченно используется для лесосплава. Речные воды используются для сельскохозяйственного, питьевого и промышленного водоснабжения и рекреации двух густонаселенных районов Новосибирской области — Маслянинского и Искитимского и, как следствие, претерпевают значительное загрязнение. Так, по шкале качества воды в р. Берди и Бердского залива Новосибирского водохранилища(вода умеренно загрязненная - грязная вода),  

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 38-40).  В р. Бердь водятся окунь, плова, язь, щука, судак заходит из водохранилища, сазан, налим, карась, лещ. Раки тоже водятся.  Давайте расселим наших рыб на своих картах.  Водоемам принадлежит важное место в создании благоприятных качеств городской среды, и, прежде всего реке Бердь. Река разрежает плотно застроенное пространство города, смягчает микроклимат на своих берегах, создает благоприятную визуальную среду. Река Бердь — правый приток Оби. 

Воспитатель: Ну вот и третья остановка конечная, река Обь старшая сестра нашего Капитошки. Но правильно ли мы с вами плывём посмотрим на карте. (на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 41-47).  Река Обь - главная артерия области, пересекающая ее с юга на север, одна из величайших рек земного шара. Обь–типичная равнинная река. После сооружения Новосибирской ГЭС по течению реки выделилось три участка: Обь до водохранилища, само водохранилище и участок ниже его. В северо-западном направлении Обь имеет густую сеть рукавов, островов, стариц, проток, излучин.
Новосибирское водохранилище, или Обское море, большей своей частью лежит в пределах Новосибирской области.
(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 48-51).  Правый берег Оби обычно высокий, покрыт сосновым бором. Левый берег Оби на всем протяжении преимущественно низкий.  Для нее характерны обширные луга, тальниковые заросли и болота. Речная сеть правобережья Оби включает бассейны Ини  и Берди.
Все реки, исключая Бердь, коротки и мелководны.
(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 52-55).  В водах Оби обитает около 50 видов различных рыб, половина из них имеет промышленную ценность. Наиболее ценные виды: осётрстерлядь, нельмапелядь, налим, максун, сырок, шокур,  сельдь. и другие. Объектами промысла являются в основном —судакщукаязьналимлещплотвакарась, окунь. Главные породы рыб, которые со вскрытием реки, в начале июня, поднимаются в её верховья суть. В устьях Обь добывают также дельфинов (белух). Давайте расселим наших рыб на своих картах. Рыбу ловят преимущественно неводами, инородцы — острогой и колыданом, вроде большого сачка.

(на слайде картинка дети рассматривают, воспитатель описывает из текста, слайды 56-60).  Судоходство по Обь довольно значительно, в особенности сильно развилось пароходство, как грузовое, так и пассажирское и ценной клади, прочие буксируют баржи с хлебом и другими товарами, идущими из Сибири или в Сибирь.

8.Рассматривание, обследование, наблюдение:

Воспитатель: Мы с вами познакомились с крупными реками нашего края и это ещё не все сёстры  Капитошки их очень много, посмотрите на карте( дети смотрят на карте) и сколько в них обитает много рыб, давайте научим Капитошку играть с рыбками

 9.Подвижная игра «Где спит рыбка?»

(Дети проговаривают слова и выполняют движения)

Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель: Тебе понравилось Капитошка наша игра.

Капитошка: Да. Мне очень понравилось 

Воспитатель: А почему ты такой грустный, мы нашли твоих сестёр, научили тебя играть с рыбками, а тебе все равно грустно.

Капитошка: Да, но я узнал, что вода может стать грязной и тогда мы все погибнем.

Воспитатель:  А скажите почему вода становится грязной?

Дети: туда бросают мусор.

10.Опыты, исследования, игры-экспериментирования с разными материалами:

Воспитатель:  Давайте поставим эксперимент: возьмем три стаканчика с водой: в один положим песок, в другую землю, в третью соль, и посмотрим, что получится.

После чего дети подходят к столам на которых лежат (по одной ложке) : соль. Земля, песок.

По очереди дети опускают ложки в стакан и размешивают. После чего смотрят что получилось.

Воспитатель: скажите что вы опустили в первый стакан?

Дети: песок

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?

Дети: песок упал на дно, песок на дне, вода осталось чистой.

Воспитатель: что вы положили во второй стакан?

Дети: Землю

Воспитатель: Что получилось?

Дети: вода стала грязной

Воспитатель: Что вы положили в третий стакан?

Дети: соль

Воспитатель: Что стало с водой?

Дети: вода осталась чистой

Воспитатель: а подумайте и скажите Можно ли пить воду из этих стаканов?

Дети: да\нет

Воспитатель: ни одну воду нельзя пить.

Воспитатель: Спрашивает у детей почему нельзя этого делать. Дети самостоятельно подводят итоги и объясняют почему нельзя этого делать. Воспитатель: Да нам нужна чистая вода.

 Воспитатель:  Оказывается вода находится в опасности! Почему? Давайте выясним.

11.Решение занимательных задач, проблемных ситуаций:

Воспитатель: Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но ее остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.

Воспитатель:  Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистительные сооружения. Строятся такие предприятия на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду! 

12.Создание тематических альбомов:

 (воспитатель предлагает на нарисованной капельке  воды, нарисовать знаки сохранения воды от загрязнения и летом их развесить где у нас есть водоёмы)

Воспитатель: Теперь Капитошка можешь не бояться мы будем охранять наши водоёмы

Воспитатель: Ну вот нам пора прощаться с Капитошкой плыви к с воим сёстричкам и нечего не бойся, а нам пора возвращаться в садик. 

Заключительная часть/ Рефлексия:

1.Ребята куда мы сегодня путешествовали?

2.Что мы узнали о наших водоёмах? О ручейке? О реке и её частях?

3. Ребята, а кто загрязняет воду?

4. Что нужно делать, чтобы вода оставалась чистой?

5.Ребята, а вы будете беречь воду?

Какие вы все молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились, помогли Капитошке найти сестёр, сделали знаки для водоёмов от загрязнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

В результате НОД воспитанники обогатят своё представление о жизни домашних животных, закрепят ранее полученные знания....

Конспект занятия НОД для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «познавательное развитие» Тема: «В поисках Красной книги»

Сценарий данного мероприятия может помочь воспитателям, инструкторам по физической культуре при поведении тематической недели, совместного праздника детей и родителей по приобщению детей к духовным и ...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие «Сравнение белого и бурого медведей»

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познавательное развитие«Сравнение белого и бурого медведей»...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по образовательной области «Познавательное развитие» «Осень- чудная пора!»

Данная методическая разработка представлена для детей старшего дошкольного возраста. Которая поможет детям обогатить свои представления о сезонных изменениях, а также поможет погрузиться ав атмо...