Методическая разработка «Использование фольклора в физически активной деятельности детей»
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей: физкультурные занятия, гимнастика, физминутки, развлечения.

Комплексы упражнений, построенные на стихотворениях о животных, времени года, явлениях природы, народной культуре и традициях на коми языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_festival_otpravit.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад» №10 с. Сизябск

Разработка – задание

«Использование фольклора в физически активной деятельности детей»

Разработка:

инструктор по физической культуре

 Репина Галина Викторовна

Сизябск 2019


Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Народные сказки, песни, пословицы, прибаутки – это свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. В течение многих веков произведения народного творчества любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к нормам морали. Яркие эпитеты, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром народной культуры.  

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей: физкультурные занятия, гимнастика, физминутки, развлечения.

Комплексы упражнений, построенные на стихотворениях о животных, времени года, явлениях природы, народной культуре и традициях:

«ОШ»

Коз пу вылын - лым, лым.

Коз пу улын - лым, лым,

Гöгöр лымйöн тырöма.

Ошкыс гуö пырöма,

Тöвбыд узьö, вой и лун, -

Энö торкöй ошлысь ун.

Поднять руки вверх.

Опустить руки вниз.

Поворот вокруг себя.

Приседания.

Сложенные руки положить под щеку.

Погрозить указательным пальцем.

***

Куим –нёль, тайö кроль.

Берег вылö петам,

Гортö мунам.

Ходьба на месте

Наклоны

Изобразить руками плавание,

разводить руки перед собой в разные стороны

Изобразить руками мельницу

Ходьба на месте

***

«Миян вор»

Миян Веня мунö ягö,

Корсьны медся чöскыд ягöд.

Котöртö сы бöрся пон:

- Виччысь менö дона зон!

Чöдлач öктö зонка ягын,

Туисын зэв уна ягöд.

Вöрö Иван мунö,

Тшак аддзис уна,Копыртчис, бостiс, Гортас сiйöс косьтiс.

Шаг на месте.

Наклониться, приложив руку ко лбу,

Бег на месте,

Выполнять приседания

Шаг на месте.

Выполнять наклоны.

Дети с удовольствием играют в коми народные подвижные игры, особенно используют считалки, создавая радостный настрой. Народные подвижные и хороводные игры: «Кöр куталȍм», «Ас ки карнан», «Ошкȍ-бабȍ» и т.д. В них можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять - в зависимости от ситуации.  Подвижных игр существует великое множество; они хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями, причем, распределять ведущие роли в игре можно с помощью считалок. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением:

Öтик – мöтик,

Кык – мык,

Куим – уим,

Нёль – моль,

Вит – низь.

Квайт – няйт,

Сизим – мизим,

Кöкъямыс – мыкталысь,  

Öкмыс – промыс,

Дас – пас.

Пес чипас

      ***

Кольяс, мольяс,
Зарни сюръяс,
Эзысь гыжъяс,
Увлань юра паракод.
Вывлань кока вездеход,
Трактор чипсис,
Шопер руксис,
Петук баксис,
Рака мурзис,
Ставыс тай збыль, дерт,
Он ке верит – мун пет.

          ***

Тыртам-быртам
Тасьтi оз.
Гобеч вылын
Рака поз.
Куим каньысь
Шыр оз пов.
Он кц эскы,
Оз и ков.

Фольклорные произведения, являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей и используются мной в образовательной деятельности. (см. Приложение 1)


Тема: «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» 

(старшая-подготовительная группа)

Цель: расширить представление детей о коми фольклоре, использовать народный фольклор в самостоятельной деятельности.

Задачи: 1. Дать детям понятие «Коми фольклор», формировать интерес к нему.

2. Закреплять умение бросать мяч друг другу снизу и ловить его двумя руками.

3. Продолжать учить подниматься и спускаться со шведской стенки, развивать силу мышц рук и ног.

4. Закрепить умение выполнять прыжки с места.

5. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. 
Материал: мячи, мел, одеяло и маска медведя, платочек.

Художественное слово: коми народные пословицы, потешки, считалки

Ход занятия:

Дети построены в шеренгу.

- Дети, вы знаете, что такое фольклор? Есть русский фольклор, а у нас коми фольклор. Что такое коми фольклор? Коми фольклор – это старинные коми потешки, стихотворения, колыбельные песни, считалки и т.д. И вот сегодня нам предстоит воплотить наш коми фольклор на занятии.

- А сейчас, направо, по залу шагом марш!

Вводная част:

1. Ходьба друг за другом

-Кокȍ, кокȍ, котȍрт

Ыджыд мамыс ордȍ,

Ыджыд айыс ордȍ,

Вежаньыс ордȍ,

Вежайыс ордȍ.


Ходьба на носочках

- Бабöлöн вöлöма кань

Паччöрö кайöма, сёйöма нянь. 

Ходьба на пятках

- Шондi мамö, татчö.

Тöлö пöчö, мöдлапöлö,

Сера пон, мод грездö!

Ходьба друг за другом большими шагами

- Кокȍ, кокȍ, котȍрт

Ыджыд мамыс ордȍ,

Ыджыд айыс ордȍ,

Вежаньыс ордȍ,

Вежайыс ордȍ.


Бег друг за другом

- Рȍдтам, котȍртам

Бабыс ордȍ, дедыс ордȍ,

Тпрукȍдам, нокȍдам! (бег)

- трок-трок, родтам, трок-трок, скачитам (поскоки) 

Перестроение в 2 колонны. 

ОРУ:

1.И.п. – основная стойка

- Коз пу вылын - лым, лым (поднять руки вверх)

- Коз пу улын - лым, лым (опустить руки вниз)

- Гöгöр лымйöн тырöма (поворот вокруг себя)

- Ошкыс гуö пырöма (приседания)

- Тöвбыд узьö, вой и лун (сложенные руки положить под щеку)

- Энö торкöй ошлысь ун (погрозить указательным пальцем)

2. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе

Ичöт Таняöс он янöд: (ходьба на месте)

Физзарядка чеччöмсяньыс (руки на плечи)

Вöчас öдйö, дыр думайттöг, (руки вверх)

Сэсся чöскыд дука майтöг (руки на плечи)

мамлысь корас кöдзыд ва да, (руки на пояс)

ныр и чужöм мыськас ладöн. (изобразить умывание, не прикасаясь руками к лицу)

Пажын кадöдз кайлас вöрö, (приседания)

гортас локтас, нюмыс петас – (наклоны к правой ноге, выпрямиться, потом к левой)

Чума тырыс ваяс сэтöр. (ходьба на месте)

3. И.п. ноги параллельно, руки на плечах

Воспитатель: Муса дитя узьыштö.

Дети: Öввö, öввö, öввö (наклоны вправо и влево)

Воспитатель: Коз пу потанын потнала.

Дети: Овво, овво, овво (наклоны)

Воспитатель: Кыдз пу лайканын лайкода

Дети: Овво, овво, овво (наклоны)

Воспитатель: Чукля пу вылын лайкода

Челядь: Овво, овво, овво (наклоны)

4. И.п. пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

Миян Веня мунö ягö, (шаг на месте)

Корсьны медся чöскыд ягöд. (наклониться, приложив руку ко лбу)

Котöртö сы бöрся пон: (бег на месте)

- Виччысь менö дона зон!

Чöдлач öктö зонка ягын, (приседания)

Туисын зэв уна ягöд.

Вöрö Иван мунö, (шаг на месте)

Тшак аддзис уна,

Копыртчис, бостiс, (выполнять наклоны)

Гортас сiйöс косьтiс.

5. Прыжки (вначале на одной ноге, затем на другой)

Воспитатель: Чеччам чöла –

Шум ни зык.

Вöчам тадзи:

Öтик – кык,

Öтик – кык,

Öтик – кык.

Вöчам тадзи:

Öтик – кык.

Коскö пуктам

Кыкнан ки,

Недыр чеччалыштам ми,

Медым ньöти

Мудз оз коль:

Куим – нёль,

Куим – нёль.

Медым ньöти

Мудз оз коль:

Куим – нёль,

Куим – нёль.

Öнi лолыштамöй (дыхательное упражнение)

Пыдöдз,

Кияс шевкнитламöй быдöн.

II. Основные движения

1. Прыжки с места «Кто дальше».

Воспитатель: Стокан босьтi, изъо сетi, бизь-базь потi (на слово «потi», дети прыгают)

2. Подъём и спуск на шведскую стенку.

Воспитатель: Кеконач! Кеконач! Видлам лэбны ми водз тадз.

Кеко лэбис, лэбис, лэбис. Сэсся выло, выло лэбис.

3. Дети бросают мяч друг другу

Воспитатель: Отик-мотик, кык-мык, куим-муим, нёль-моль, вит-мит,

квайт-майт, сизим-мизим, кокъямыс-мокъямыс, окмыс-мокмыс,

дас-пас, кино выло пырны пас.

III. Подвижная игра «Ошкысь»

Выбираем медведя считалкой «тирс-торс, куим стокан, он ко водит, он и ворс»

«Медведя» укрываем одеялом. Дети гуляют «в лесу»

- Ошкȍ-бабȍ, ошкȍ-бабȍ, чȍдтȍ вотам, пувтȍ октам,

Бур вотȍссȍ босьтам, лёк вотȍссȍ чȍвтам. (ош чеччȍ да кутало)


IV. Малоподвижная игра «Пышкай» 

Выбираем «Воробья» считалкой. Завязываем ему глаза. Остальные дети встают в круг и поют:

- Миян гажа сад йорȍ

Локтiс пышкай да сьылȍ:

-Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Кодi нявȍстас тȍдмав.

Потом один из поющих произносит «мяу» изменив голос, а воробей должен отгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Методическая разработка "Использование шумовых музыкальных инструментов в образовательной деятельности на примере сказки - шумелки"

Играть на шумовых  инструментах могут все дети без исключения. В процессе творчества они осознают, что с помощью каждого инструмента (даже не имеющего звукового ряда) можно создать игровые образы...

Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности»

Возраст: младший дошкольный возрастНаправление: художественно-эстетическоеТехника: пластилинографияТема: «Утенок и цыпленок на полянке»Цель: Научить детей создавать картину с помощью пласт...

Методическая разработка: "Использование нетрадиционных техник аппликации в продуктивной деятельности дошкольников"

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которы...