Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.
консультация по физкультуре

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, связанными с ориентировкой в пространстве,что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников. Нами выделены направления коррекционно-педагогической работы, такие как: профилактическое и оздоровительное; повышение уровня развития основных движений и физических  качеств; развитие ориентировки в пространстве; активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей. Правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:

  • Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
  • Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
  • Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
  • Признание принципа комплексного подхода ведущим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию  детей с нарушением зрения.

Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Двигательная активность – это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития у детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, связанными с ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.

 В нашей дошкольной образовательной организации воспитываются дети с косоглазием и амблиопией. Особенностями физического развития таких детей являются:

  • меньшая подвижность,
  • нечеткость координации движений,
  • снижение темпа выполнения движений,
  • уменьшение ловкости,
  • нарушение ритмичности,
  • появление неточности движений,
  • трудности при ориентировке в пространстве,
  • трудности при выполнении движений на равновесие.

Результаты диагностики показывают, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.

Решая задачи физического воспитания нами создана коррекционно-развивающая среда в процессе адаптивного физического воспитания, благоприятные условия для  компенсации  и  коррекции  двигательных    функций,  раскрытия  резервных  способностей,  повышения двигательной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений и тем самым улучшение уровня качества жизни детей  со зрительной депривацией. 

  При организации образовательного  процесса мы  учитываем:

  • принцип  коррекционно - развивающей  направленности процесса  обучения  и  воспитания  детей  с  патологией  зрения,  который  предусматривает  отбор  специальных  методов  и  приёмов  педагогического  воздействия    на  личность обучающегося, направленных  на  преодоление  недостатков  ее  развития;
  • принцип  индивидуально - дифференцированного подхода в обучении и  воспитании,  который предусматривает необходимость  учёта  индивидуальных и типологических  особенностей  психофизического  развития   слабовидящих  дошкольников  в  осуществлении педагогической деятельности;
  • принцип комплексного  подхода .

Необходимо помнить о том, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке. Поэтому все коррекционные упражнения, используемые нами, направленные на тренировку зрительных функций, развитие зрительного восприятия, формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного внимания, памяти, ориентировки в пространстве способствуют развитию нарушенных двигательных функций, зрительно-двигательной координации.

 Нами выделены направления коррекционно-педагогической работы, такие как:

1. Профилактическое и восстановительное направление.

Оно заключается в коррекции нарушенной осанки, укреплении опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в исправлении и профилактике плоскостопия.

2. Повышение уровня развития основных движений и физических  качеств (быстроты, точности, скорости, ритмичности, координации, динамического и статического равновесия).Прежде всего, мы формируем правильные зрительные представления о движениях. Эту задачу решаю не только я, как инструктор по физической культуре, но и воспитатели, и  тифлопедагог на коррекционных занятиях, используя специальные формы работы:

• различные куклы (объемные, шарнирные, плоскостные);

• рисунки, изображающие различные позы человека при движении (цветные, силуэтные, контурные);

• пиктограммы или графические схемы движений.

Использование таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу сосредотачивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.

В овладении различными движениями детям также помогают валеологические знания о своем теле и организме. Наша дошкольная образовательная организация уже не первый год работает в этом направлении, основной целью которого, является проживание детям потребности в здоровом образе жизни и необходимости беречь и укреплять свое здоровье.

3. Развитие ориентировки в пространстве.

Это, прежде всего формирование навыка пространственной ориентировки, умения соизмерять собственные движения в пространстве и окружающие объекты. Навык двигательной ориентировки вырабатывается на основе сформованных представлений о различном положении тела и предметов в пространстве, а также различных пространственных направлениях. На физкультурных занятиях используем различные зрительные и слуховые ориентиры, схемы - пути. Развитая ориентировочно-двигательная деятельность способствует преодолению недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства) и повышению двигательной активности детей.

4. Активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей.

Это, прежде всего развитие глазодвигательных функций: фиксации взора и прослеживающей функции, цветоощущений, зрительного контроля за движениями, зрительнодвигательной координации, развитие восприятия признаков предметов, зрительного внимания и наблюдательности.

В организации зрительного восприятия на занятиях физической культуры нами ставятся следующие задачи:

  • Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, знакомства с оборудованием).
  • Формировать умение наблюдать (вычленять важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности).
  • Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии, чтобы не рассеивать внимание детей и не создавать напряженность при восприятии.
  • Учитывать индивидуальные возможности детей.
  • Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию.
  • Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, т.к. боязнь снижает точность восприятия и его полноту.

 Мы также обеспечиваем выбор пособий, соблюдая требования к оборудованию: мячи, гимнастические палки, обручи имеют специальные метки для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, которые помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направления при движении и свое положение в    пространстве.    

Большое внимание мы уделяем детям, имеющим медицинские противопоказания. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, заболевания сетчатки) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками. Под особым наблюдением во время занятий находиться дети, которые оперированы по поводу косоглазия, этим детям противопоказаны упражнения с резкими и значительными усилиями и метанием в цель. Таким детям чаще устраиваем зрительный отдых. Таким образом, на занятиях соблюдаем дифференцированный подбор атрибутов и дифференцированную физическую нагрузку.

В заключении важно заметить то, что, корригируя двигательную систему детей, исправляя вторичные отклонения опорно-двигательного аппарата, мы способствуем развитию дыхательной и кровеносно-сосудистой систем. Организм ребенка лучше насыщается кислородом. Кислород поступает в достаточном объеме в мозг ребенка, что способствует улучшению кровообращения сосудов головного мозга и питания глазного дна, что в свою очередь улучшает работу зрительного анализатора, ускоряет лечебный процесс.

Подводя итог следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:

  • Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
  • Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
  • Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
  • Признание принципа комплексного подхода ведущим.

                                                            Инструктор по физической культуре

                                                                        Рогуленко Светлана Вячеславовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми в средней группе, имеющими нарушение зрения».

В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и...

Методическая разработка "Коррекционно педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ"

Физическое воспитание – неотъемлемая часть общей системы коррекционно-профилактической работы...