УДК Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здорового образа жизни МАДОУ детский сад «Ульгэр»ГО «Поселок Агинское», пгт. Агинское, Россия
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Нанзатова Должин Кимовна

Данная статья посвящена проблеме  создания спортивной площадки  с учетом сезонности и запросов родителей, интересов детей, социальных партнеров, для стимулирования у детей интереса к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, обеспечения активного включения детей старшего дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности и двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здорового образа жизни

МАДОУ детский сад «Ульгэр»ГО «Поселок Агинское»,

пгт. Агинское, Россия

Данная статья посвящена проблеме  создания спортивной площадки  с учетом сезонности и запросов родителей, интересов детей, социальных партнеров, для стимулирования у детей интереса к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, обеспечения активного включения детей старшего дошкольного возраста в разнообразные виды деятельности и двигательной активности.

Ключевые понятия:

 Кластер (англ. cluster – скопление)  – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов, объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (образовательного учреждения) для решения определенных задач и достижения конкретного результата.

Спортивная площадка - плоскостное спортивное сооружение, оборудованное для одного или нескольких видов спорта или для спортивных игр.

 Спортивное оборудование включает различного типа ворота, сетки, щиты, стойки и др. приспособления для оснащения спортивных арен,  боксерские ринги, гимнастические и борцовские ковры, помосты и специальную технику для обслуживания спортивных сооружений.

Бурятская национальная борьба «Бухэ барилдаан» - традиционная бурятская борьба «борьба силачей». Борются до касания третьей точкой, допускаются любые захваты противника выше и ниже пояса, а также любые борцовские действия. Победителем схватки становится борец, заставивший соперника коснуться земли любой частью тела кроме стоп, даже если борец случайно коснется земли третьей точкой, он считается проигравшим.          

Бадминтон -  (англ. badminton) — неодиночный вид спорта, в котором игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток, стремясь "приземлить" волан на стороне противника и, наоборот, чтобы он не упал на собственное поле.

Роллердром - специально оборудованная площадка или помещение со стенами различного наклона и разной высоты, где катающиеся на роллерах (на роликовых коньках или на роллинговой доске).

Городки -  игра заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

Формирование ценности здорового образа жизни, повышение общего уровня здоровья российских граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения являются в настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101- р, определила основной государственный курс в области развития физической культуры и спорта: создание условий, обеспечивающих возможность для населения страны (прежде всего - для детей и молодёжи) вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.

На государственном уровне актуальность проекта определяется следующими нормативными документами: в рамках Национального проекта «Образование» подпроект определяет важность создания Центра Олимпийского движения «Успех каждого ребенка»; Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»; методические рекомендации Министерства спорта РФ по созданию и оборудованию малобюджетных спортивных площадок по месту жительства и учебы в субъектах Российской Федерации за счет внебюджетных источников (1 декабря 2014 года).

Для достижения целей и задач, определённых в стратегических документах, необходима модернизация всей системы физического воспитания в России, в том числе совершенствование и расширение её материально-технической физкультурно-спортивной базы (образовательных организаций в том числе).

Одной из важнейших задач ВФСК ГТО (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс Готов к труду и обороне) является увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, решение которой во многом зависит от качества и доступности спортивной инфраструктуры, использование которой будет способствовать  подготовке к выполнению нормативов Комплексов ГТО.

Определение кластерного подхода дает возможность выделить его ведущие идеи: взаимодействие субъектов, входящих в образовательный кластер; социальное партнерство субъектов в структуре образовательного кластера; интеграция ресурсов и потенциалов субъектов, входящих в образовательный кластер. Ведущим принципом реализации кластерного подхода выступает принцип сетизации или сетевой характер взаимодействия его участников.

            Интерес к здоровому образу жизни и к занятиям физической культурой и спортом необходимо начинать прививать еще в дошкольном возрасте, когда происходит активный рост ребенка, укрепление его физических сил и возможностей. Неслучайно, великий педагог Я. Коменский утверждал: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».

Среда, в которой воспитываются наши дети, имеет первостепенное значение. Поэтому, на наш взгляд, важно окружить ребенка условиями для максимально полной реализации его разнообразных возможностей и развития , в том числе и физического.

Рассмотрев как преобразующий потенциал, так и проблемы организации спортивных площадок в ДОО, оценив ресурсы, которыми располагает наш детский сад, и его социокультурное окружение, мы пришли к идее о возможности реализации в организации спортивной площадки ДОО кластерного подхода.

Сегодня идея кластерного подхода используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и образовании, при создании условий и механизмов инновационного развития. Так, применение кластерного подхода исследовано в общем (А. Адамский, Д.Ю. Лапыгин, Н.В. Малышева, В.А. Полякова, Р.И. Хикматов, Т.И. Шамова и др.) и профессиональном (В.Т. Волов, Е.А. Гнатышина, А.Г. Залялова, Г.В.Мухаметзянова, Е.А.Корчагин, Е.Д. Патаракин, Н.Б.Пугачева, А.В. Леонтьев, Д.В. Смирнов и др.) образовании, а также в управлении образовательными системами (А.В. Байгильдеев, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, И.В. Бурмистрова, Е.В. Василевская, Л.В. Воронцова, А.А. Даниляк, Е.Н. Спорышева, А.Х. Сундукова, А.В. Тимирясова, Г.Р. Хамидуллина, О.Е. Яворский и др.). Кластерный подход в образовании – это, по мнению Д.В. Смирнова, – «создание по инициативе учреждений и/или организаций единого социокультурного образовательного пространства как формы их социального партнерства на основе интеграции ресурсов и потенциалов учреждений и/или организаций, входящих в образовательный кластер».

Кластер мы одновременно понимаем и как инструмент реализации сетевого взаимодействия, и как инструмент вовлеченности детского сада в различные форматы взаимоотношений с социальными партнерами. Для выработки стратегий, учитывающих как адаптационный, так и развивающий потенциал спортивной площадки ДОО, рассмотрим, в какой ландшафт социальной реальности погружен детский сад.

Таким образом, кластерный подход к организации спортивной площадки в условиях ДОО позволяет нам решать следующие задачи:

- расширить возможности ДОО по организации спортивной площадки за счет разнообразных кластеров;

- организовать сетевое взаимодействие с партнерами детского сада по реализации взаимовыгодного сотрудничества, в том числе сдачи норм ГТО;

- заинтересовать субъектов образовательных отношений (родителей, детей, педагогов) нетривиальным подходом к организации спортивной площадки в ДОО сделать родителей союзниками, партнерами в физическом воспитании и развитии личности каждого ребенка;

- создать позитивный имидж образовательной организации и дошкольного образования в целом на различных уровнях (поселковом, районном и др.).

Реализацию идеи кластерного подхода к организации спортивной площадки в условиях ДОО как условия стимулирования интереса к занятиям физической культуре и здоровому образу жизни мы видим в организации на территории спортивной площадки следующих кластеров:  бурятская национальная борьба «Бухэ барилдаан», ролледром, бадминтон, городошный спорт.

Выстраивая работу по спортивной площадке, мы столкнулись  с проблемой отсутствия в нашем микрорайоне спортивной площадки для дошкольников и младших школьников между тем, первая ступень выполнения ГТО (Готов к труду и обороне) начинается с 6 лет.  6-7 лет – это возраст, когда закладываются основы физического совершенства при одновременном становлении основных движений, развития важных функций и систем растущего организма. В связи с преемственностью между детским садом и школой, с введением  норм ГТО в школьную программу, именно дошкольное образование ориентирует детей на выполнение комплекса ГТО  (Готов к труду и обороне) в дошкольном возрасте.

Мы изучили все критерии по подготовке детей 6-7 лет к выполнению норм ГТО. Нами проведено анкетирование родителей  о значимости ГТО, необходима ли нам спортивная площадка. В анкетировании приняли участие 58 родителей,  из них  97 % родителей считают, что спортивная площадка в нашем микрорайоне нужна, 59 % родителей  считают, что дети  должны быть готовы к выполнению норм ГТО (Готов к труду и обороне) и что это поможет детям в дальнейшей жизни.

Таким образом, мы видим что, большинство родителей внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению. Поэтому мы организовали работу, чтобы у нас была спортивная площадка, отличающаяся безопасностью, современным дизайном и вариативными возможностями не только для детей, но и родителей (например, проведение семейного досуга и др).  

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по созданию и оборудованию малобюджетных спортивных площадок по  месту жительства и учебы в субъектах Российской Федерации за счет внебюджетных источников. Утверждено Министром спорта РФ В. Л. Мутко от 1 декабря 2014 года.
  2. Указ Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
  3. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 г. № 540.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М.:АРКТИ, 2004.
  6. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  7. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  8. Харченко Т.Е «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2018.
  9. Материалы официального сайта ВФСК «ГТО».
  10. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsr- online.ru/doc/norm/222.pdf (дата обращения: 10.10.2018)
  11. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. Шуя, 2012. 599 с.
  12. Юревич Светлана Николаевна, Левшина Наталия Ивановна, Санникова Лилия Наилевна, Степанова Наталья Анатольевна Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций // ПНиО. 2018. №6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-protsessa-upravleniya-resursnym-tsentrom-na-baze-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 31.08.2020). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность физкультурно - познавательных занятий для развития у дошкольников интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В данной консультации раскрываются методы и приемы, игры способствующие поддержанию у дошкольников интереса к физкультурным занятиям....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

D условиях дошкольного учреждения возможно и целесообразно использовать ИКТ для привлечения интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Данные технологии позволяют делать совместную...

Кластерный подход к организации спортивной площадки в ДОО как условие стимулирования интереса дошкольников к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Основная идея проекта – это создание спортивной площадки (доступной в нерабочее время не только для детей, посещающих ДОО, но и детей всего микрорайона Западный в п. Агинское) по принципу класте...

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни...

ПРИКАЗ от 04.04.2022г. № 58-ОД. О проведении недели здоровья в соответствии с годовым планом работы МБДОУ "Д/с Островок" с целью повышения у детей и их родителей интереса к физической культуре и здорового образа жизни.

ПРИКАЗ  от 04.04.2022г. № 58-ОД. О проведении недели здоровья в соответствии с годовым планом работы МБДОУ "Д/с Островок" с целью повышения у детей и их родителей  интереса к физич...