Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»
опыты и эксперименты по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Светлана Валерьевна

Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физкультурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Экспериментально-исследовательская деятельность

как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста

 к занятиям физкультурой и спортом»

МКДОУ д/с «Подснежник»

пгт Подосиновц

инструктор по физической культуре

Колесникова С.В.

Цель: Познакомить педагогов ДОО с элементами экспериментирования в образовательном направлении «Физическое развитие».

Материал и оборудование: мяч, коктейльные трубочки, секундомер, ватные шарики, два воздушных шарика, кистевые эспандеры, скакалка, рулетка.

Ход мастер-класса

Основная задача детского сада - растить детей здоровыми, жизнерадостными. С рождения и до семи лет у дошкольников закладываются основы всесторонней двигательной активности. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание.

Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. Но не со всеми детьми так получается, особенно если ребёнок по своей природе, например, полный, или имеет проблемы с координацией, или видит, что его сверстники по физической силе и выносливости лучше его и просто стесняется. Поэтому инструкторам по физическому воспитанию необходимо широко использовать разные формы, приемы и методы, чтобы поддерживать интерес детей к физкультурным занятиям. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование и в процессе совместной образовательной деятельности по физической культуре использование элементов экспериментирования очень актуально.

Эксперименты побуждают детей осознанней относиться к своему телу, к самому себе. Они узнают, что такое координация, равновесие, пульс и т.д., и как это важно для человека.  Полученные навыки они могут применить на практике в самостоятельной ДА.

Через экспериментирование можно показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, а так же приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.

В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательной и интересной.

Самое первое к чему можно привлечь внимание детей это изучение физических свойств мяча: какой мяч быстрее катится легкий или тяжелый;

- какой мяч прыгает, а какой нет. Почему?

- по какой дорожке мяч покатится быстрее по гладкой или шершавой; (прямой или наклонной);

- какой мяч, для каких движений лучше всего подходит; и др.

Я предлагаю вам сейчас поделиться на 2 группы.

Первая, используя различные предметы-подсказки, подумает и представит своим коллегам элементы познавательно-поисковой деятельности по направлению «Физическое развитие». (Педагоги обсуждают в своей группе возможные эксперименты, проблемные ситуации с представленным набором материалов для исследования, затем демонстрируют результаты своей работы).

Вторая поучаствует в исследованиях на координацию, равновесие, которые можно осуществлять с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперимент № 1

Участники делятся на две команды. По команде одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания.

Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.

Эксперимент № 2 

В эксперименте участвует один или несколько участников. Спросить, что такое равновесие? Для чего оно нужно? Предложить встать на мягкую неустойчивую поверхность (мат) двумя ногами, руки в стороны. И простоять 30 сек.

Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие с завязанными глазами.

То же выполнить, но уже стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если убрать руки за спину, или просто опустить вниз.

Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам. Для равновесия нужны все органы чувств. Чувство равновесия можно тренировать.

Обсуждение с первой группой результатов познавательно-поисковой деятельности по использованию предметов:

Мяч – ловкость

Скакалка – выносливость

Трубочки, шарики – дыхательная система

Секундомер, песочные часы – сердце, кровеносная система

Рулетка – дальность броска, прыжка

По итогам проведенных с детьми исследований инструктор по физической культуре обобщает, делает выводы и проводит анализ ожидаемых результатов:

  • увеличение объема двигательных умений и навыков;
  • повышение физической работоспособности у детей, творческого потенциала, укрепление здоровья;
  • активизация двигательной деятельности детей, стремление к самосовершенствованию, использование полученных знаний в самостоятельной ДА;
  • возрастание заинтересованности педагогов, родителей, детей, что в совокупности дает достижение высоких спортивных результатов.

Коллеги, вы сегодня убедились, что тем для экспериментирования по образовательной области «Физическая культура» огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, и он сам начинает искать ответ.  Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет не только развивать познавательную активность детей, расширять кругозор ребенка, применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, но и способствует формированию навыков здорового образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.

Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной театрализованной деятельности»....

Мастер класс для воспитателей «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных ма...