Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Чичина Ирина Федоровна

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский детский сад №6 «Березка»

Методическая разработка на тему: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Подготовила: инструктор по физической культуре  

Чичина Ирина Федоровна 2021год.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Цель, задачи работы по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Этапы работы.
  4. Развитие быстроты движений.
  5. Развитие ловкости.
  6. Развитие силы.
  7. Развитие выносливости.
  8. Вывод.
  9. Литература.

1. Актуальность темы

Одними из основных задач дошкольного образования  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (ФГОС ДОО 1.6.1),  а так же формирование физических качеств (ФГОС ДОО 1.6.6). А дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей. 

По моим наблюдениям и по результатам проведенной диагностики я сделала вывод, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развиты некоторые физические качества (быстрота, ловкость, сила и выносливость).

А анализ специальной литературы свидетельствует о том, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств. Многие специалисты считают, что целенаправленное развитие физических качеств должно начинаться именно в дошкольном возрасте (Вавилова Е.Н. 1981; Филин В Л. 1979; Кистаковская M Ю.1978; Волков Л. В. 1981; Вильчковский Э.С. 1983).

Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, а главное основными их видами - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием. Вавилина Е.Н. отмечала в своих исследованиях взаимосвязь развития физических качеств и двигательных умений. Она писала: «Двигательные качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений. С помощью похожих упражнений можно воздействовать на разные качества, постепенно увеличивая при этом скорость и частоту движений (для развития быстроты), сложность координации (для развития ловкости), количество повторений движений (для развития выносливости), величину преодолеваемого сопротивления (для развития силы)»

Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.

Многие специалисты в области физической культуры отмечали влияние подвижных игр на развитие физических качеств. Например, важную роль подвижных игр в развитии физических качеств отметила Вавилова Е.Н.: «Для развития и тренировки физических качеств целесообразно использовать свойственную детям активность, стремление действовать, а  особенно желание играть.»

2. Цель и задачи.

Цель:

 «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр»

Задачи:

1.Способствовать развитию:

-ловкости (быстрота двигательной реакции, умение действовать в соответствии с условиями)

-быстроты (быстрая реакция на сигнал, способность увеличивать темп движения в короткое время)

-силы (рациональное использование мышечных усилий, укрепление мышечных групп двигательного аппарата)

-выносливости (выполнение упражнения в заданной интенсивности)

2.Воспитывать у детей смелость, решительность, настойчивость.

3.Обогащать развивающую предметно-пространственную среду материалами, направленными на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

4.Организовать партнерские взаимоотношения с родителями по вопросам развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

3. Этапы работы  по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных подвижных игр.

Начальный этап:

  • изучить  литературу;
  • составить план работы;
  • подборка материалов для картотеки народных игр;
  • разработка занятий, серии утренних гимнастик, физкультурных досугов;

Практический:

  • Взаимодействие с детьми;
  • Взаимодействие с педагогами;
  • Взаимодействие с родителями (изготовление буклетов);
  • Изготовление картотеки народных подвижных игр;
  • Изготовление картотеки схем народных подвижных игр;
  • Пополнение среды за счет изготовления атрибутов к народным играм;

Заключительный:

  • Отчёт по теме на педсовете

4. Развитие быстроты движений.

Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

 При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Например, можно быстро добежать до близко расположенного дерева, быстро подпрыгнуть и достать до ветки. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх и спортивных упражнениях.

Основные формы проявления быстроты движений :

  • быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;
  • способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;
  • скорость одиночного движения;
  • частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Отмечено, что в играх, увлекающих детей, они чаще достигают более высоких скоростей, чем, просто выполняя задание, быстро пробежать дистанцию. Игры как бы дают возможность выявить резерв скоростных способностей детей.

Подбор игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами (соответствие возрасту, подготовленности ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность).

При этом необходимо придерживаться следующих требований:

  • движение должно быть освоено ребенком в медленном темпе
  • продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление
  • упражнения не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, облегчением заданий.
  • оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, лучше проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.

Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждает детей изменить скорость движения. В такой момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом времени и расстояния между ними, остающегося до его приближения.

Развитие быстроты влияет на формирование пространственных, временных глазомерных оценок, которые позволяют ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Примерные подвижные и народные игры, игры - эстафеты на развитие на развитие быстроты движений:

«Догони мяч», «Толкни и догони», «Горелки» «Кто больше соберет», «Найди свой домик», «Догони  обруч», «Успей первым», «Найди пару в кругу», «Камешки», «Караси и щука», «Уголки», «Кто быстрее до флажка», «Чье звено скорее соберется» и другие.

Быстрота определяется по времени пробегания  (с хода) небольшого расстояния – 10м. Определение быстроты проводится на прямой, ровной дорожке с плотным земляным или асфальтовым покрытием длиной не менее 20м. До линии старта, который обозначен полосой, должно быть не менее 4-5м разбега и примерно столько же за линией финиша. Секундомером фиксируется время от старта до финиша. Время начального ускорения бега до старта и время снижения скорости после финиша не учитывается.

5. Развитие ловкости

Ловкостью называется спсобность быстро и точно овладевать новыми движениями, перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ловкость, необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно с ловлей и увертыванием) и спортивных упражнениях. О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, которые включены в подвижную игру с осложненными дополнительными заданиями или меняющимися условиями.

Вавилова Е.Н. утверждает, что специалисты в области физической культуры рекомендуют разнообразные методические приемы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости. Из них для детей дошкольного возраста можно отобрать следующие:

1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а такие использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.

5. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.

6. Усложнение условий игры. Например, в игре "Ловишки с ленточкой" у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: один — синие, второй — желтые. В игре "У медведя во бору" ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезть под дугу.

        

Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Хорошее выполнение таких упражнений сравнительно быстро вызывает утомление и снижение точности координации, поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. На одном занятии необходимо использовать  небольшое количество упражнений для развития ловкости, но они  должны быть в каждом занятии, в разных его частях. Например, на одном занятии можно включить в вводную часть бег змейкой или с поворотами. На другом занятии в комплекс общеразвивающих упражнений включаются упражнения в бросании и ловле мяча. На следующем занятии включить в основную часть упражнения на развитие ловкости, усложнив основные движения или подвижную игру (например, «Охотник и зайцы» - метание в движущуюся цель).

Старшие, дошкольники уже сравнительно хорошо владеют многими двигательными умениями, осваивают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. У них более высокая координация движений, более точные мышечные усилия, так же улучшаются ориентировка в пространстве и во времени. В связи с этим расширяется круг движений, которые можно использовать с целью развития ловкости. Широко применяются упражнения с разнообразными предметами, более сложные их сочетания. Используется больше движений, выполняемых мелкими группами мышц, в особенности кистью. Для развития ловкости, как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой, целесообразно использовать игры, отличающиеся разнообразием двигательных, действий и динамичностью сюжета (пробежать, перепрыгнуть, подлезть, повернуться).

Примерные подвижные и народные игры, игры - эстафеты на развитие ловкости: 

«Не задень»,  «Ловишка, бери ленту», «Ловкий шофер», «Пятнашки», «Два Мороза», «Волк во рву», «Гуси - лебеди», «Кто быстрее перенесет предметы», «Кто быстрее снимет ленту», «Мышеловка», «Мяч водящему», «Не оставайся на полу»  и другие.

Ловкость выявляется по времени челночного бега, который выполняется на ровной дорожке с плотным земляным или асфальтовым покрытием. Он включает бег по прямой 10м с двумя поворотами, общая дистанция  30м. На одной стороне кладется два кубика, а на другой стороне ставится стул. Ребенку предлагается игровое задание: взяв один кубик, он бежит на другую сторону, кладет кубик на стул и бежит за вторым, его также переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания.

Так же можно использовать и другое задание - обежать 8 предметов (конусы, набивные мячи, кубики), расставленные с промежутком 1м один от другого. До первого флажка и после последнего расстояние 1,5м. Общая дистанция – 10м.

 

6. Развитие силы

Сила определяется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.

Не обладая уровнем силы, достаточным для поднимания веса собственного тела, ребенок не может перепрыгнуть через линию или подпрыгнуть вверх.

Если рассматривать показатели относительной силы, то у детей дошкольного возраста особенно большие возможности к проявлению силовых способностей. Относительную силу следует учитывать в движениях, которые связаны с перемещениями тела: бег, прыжки, ползание, лазанье. Определение силовых возможностей детей необходимо для правильного дозирования физических нагрузок в разных видах деятельности.

Для развития силы у дошкольников необходимо стремиться к достижению гармоничного развития силы разных групп мышц и в особенности развития наиболее слабых из них. К таким относятся мышцы брюшного пресса. Значение этих мышц в жизни человека велико, они обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Мышцы туловища должны быть развиты равномерно, т, е. тяга мышц-сгибателей должна уравновешиваться тягой мышц-разгибателей.

Для формирования хорошей осанки важно равномерное развитие всей мускулатуры. Необходимо укреплять мышцы, которые удерживают позвоночник в правильном положении: мышцы шеи, спины, живота.

Подбирая упражнения и игры для развития силы, следует учитывать следующие задачи:    

1. Гармоническое укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата детей.

2. Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельности.

Необходимо правильно оценить силовые способности каждого ребенка. Это поможет при подборе упражнений, которые должны соответствовать его возможностям и постепенно усложняться с ростом этих возможностей. 

Большое значение имеет количество повторений упражнений. Слишком малая дозировка не содействует развитию силы, тренировке мышечной системы, а очень большая может привести к утомлению и перегрузке.

Так же очень важно учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньше число повторений, тем продолжительнее пауза для отдыха.

Обычно силу измеряют кистевым и становым динамометром общепринятым методом. Каждое из контрольных упражнений ребенок выполняет  два раза с промежутком для отдыха. Затем из двух попыток выбирается лучший результат.

Примерные упражнения на развитие силы: 

общеразвивающие упражнения в парах, с предметами (с набивными мячами, деревянными палками, с набивными мешочками, гантелями), отжимания из разных положений, прыжки через скакалку, прыжки в длину и высоту с места и с разбега,   упражнения для укрепления мышц живота, и другие.

Примерные  подвижные игры и игры-эстафеты на развитие силы: 

«Пятнашки на санках», «Камешки», «Бильбоке», «Перетягивание каната», «Кто дальше бросит набивной мяч», «Кто кого перетянет» (с гимнастической палкой), «Кто быстрее перевезет груз на санках», «Носильщики», «Кенгуру» и другие.

7. Развитие выносливости

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

 Выносливость—это и способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счет волевых усилий. Поэтому одним из показателей выносливости является время, в течение которого человек может выполнить работу заданной интенсивности.

Выполняемые в течение значительного времени упражнения умеренной интенсивности, включающие большую часть мышечной системы человека, требуют проявления общей выносливости. 

Но если двигательная деятельность ограничена каким-либо одним видом, например ходьба на лыжах, то в этом случае говорят о специальной выносливости лыжника и т.п. 

Для развития выносливости в дошкольном возрасте большое значение  имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Для осуществления этой задачи подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:

1. Участие большого числа мышечных групп.

2. Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.

3. Использование знакомых, не трудных по технике движений.

4. Возможность регулировать темп и длительность выполнения 

Основной метод развития выносливости — метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.

Соответствуют этим требованиям:

  • Ходьба (зимой хорошо использовать ходьбу на лыжах)
  • Бег, в котором необходимо постепенно увеличивать  дистанцию в допустимых пределах. Нельзя требовать, чтобы дети быстрее бежали. Скорость бега возрастает у детей по мере роста выносливости.
  • Подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперед. Дети любят эти движения, они соответствуют их возможностям, легко дозируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  •  Спортивные упражнения  (катание на велосипеде или качелях, ходьба на лыжах)
  • Подвижные игры с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время. 

Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место в разных видах двигательной деятельности. Бег в спокойном темпе можно использовать на утренней гимнастике и во вводной части физкультурного занятия, а так же в некоторых подвижных играх. В основной части занятия бег может быть более продолжительным, можно включить также длительное выполнение подскоков, организовать игру с непрерывной двигательной деятельностью. Так же можно закончить утреннюю гимнастику или физкультурное занятие, особенно в условиях их проведения на свежем воздухе, спокойным бегом невысокой интенсивности.

Определенная организация детей на физкультурных занятиях также может способствовать развитию выносливости. Например, поточный способ предполагает выполнение упражнений беспрерывным потоком в зависимости от наличия пособий (например, перешагивание через палки и подлезание под ними). При групповом способе организации каждая из  подгрупп одновременно выполняет определенное движение, переходя от одного вида к другому (например, упражнение в ползании по гимнастической скамейке на животе, прыжки в длину, упражнения с мячом). Эти способы организации максимально используют отведенное для занятий время, сокращают моменты отдыха и одновременно требуют большой выносливости.

Развитие выносливости предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам (Вавилова Е.Н.):

1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица; незначительная потливость; несколько учащенное, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.

2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряженное; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, четкость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость:

3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности

Выносливость определяется по времени выполнения бега с высокого старта, на определенную дистанцию в соответствии с возрастом, по прямой дорожке.

В работе по развитию двигательных качеств также нужно использовать особенности каждого времени года. Например, зимой – ходьба на лыжах, катание санках, метание снежков; весной, летом и осенью – прыжки через скакалку, катание на велосипеде, катание на самокате, бег.  

Примерные подвижные и народные игры на развитие выносливости: 

«Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется», «Кто быстрее до флажка на лыжах», «Чай – чай, выручай», «Ловишки», «Ловишки парами», «Салки» и другие.

8.Вывод:

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что высокий уровень развития физических качеств имеет большое значение для  здоровья детей дошкольного возраста, а так же помогает им в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств ребенка, тем активнее он использует их в своей двигательной деятельности, повышается уверенность в движениях.

Основные двигательные качества развиваются не по отдельности, а в единстве. Воздействие на одно качество оказывает влияние и на другие качества. Например, подскоки укрепляют силу мышц, развивают прыгучесть и одновременно повышают уровень выносливости. Бег способствует совершенствованию быстроты, а также силовых возможностей и выносливости.

Важным условием развития физических качеств являются:

  • высокие нагрузки (длительность бега, количество подскоков)
  • разнообразие двигательных умений
  • параллельное развитие всех основных качеств
  • совместная работа с родителями

Быстрота необходима во многих подвижных и спортивных играх (баскетбол, настольный теннис). А вот ловкость необходима не только в подвижных играх, а при выполнении почти всех основных движений. Например, если при метании в движущуюся цель ребенок точно оценивает направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное  усилие, попадает в нее, то в этом случае можно говорить о точном и ловком выполнении задания.

Проявление мышечных усилий является важным условием для развития двигательных умений, так как многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – прыжки с места и с разбега, бег, лазанье, метание. Чем выше способность управлять мышечными усилиями, тем легче ребенку выполнять движения или овладевать новыми.

 Таким образом, именно в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание не только физическим упражнениям. Но и подвижным играм и играм - эстафетам, так как они более эффективно способствуют развитию физических качеств, а именно ловкости, быстроты, выносливости, силы.

9.Литература: 

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с. 
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-368с.
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. — М.: Воспитание дошкольника,2005.—368с. 
  4. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе. Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1983.- 191 с.,ил.
  5. Замыслов Н.Л., Замотаева. Оценка физических качеств детей дошкольного возраста: методическое пособие/ Замыслов Н.Л., Замотаева; науч.ред. В.Т. Чичикин; МУ «Управление дошкольного образования»  г.Саров, МДОУ «Детский сад №42»,  МДОУ «Детский сад №44», г.Саров – Саров-Арзамас: АГПИ, 2008- 14с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

Тема: «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики»

Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образовани...

Консультация для педагогов «Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста по средствам народных подвижных игр»

Воспитательная, образовательная и оздоровительная направленность физического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным умениям и навыкам и разви...