картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Сизихина Наталья Николаевна

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры: 

Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолѐт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной  профессии артиллерист. Ребѐнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

 

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;  воспитывать гордость за нашу Отчизну.

Ход игры: 

Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребѐнок, следует определить военную профессию.  

Назвать в каких войсках хочет служить ребѐнок, когда вырастет.

 

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.

Ход игры: 

На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападѐт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

 

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину. Ход игры 

Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.

Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

 

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лѐтчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.

Ход игры: 

Ведущий (ребѐнок) описывает представителя одной из военных профессий.  

Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

 

Дидактическая игра «Соберѐм картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.

Ход игры: 

Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолѐта, военного вертолѐта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение.  

Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

 

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.

Ход игры: 

Ребѐнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаѐт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

Дидактическая игра  «Кто знает, тот угадает!» Цель:

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • Развивать память, речь;
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребѐнок закрытыми глазами берѐт на столе одну открытку с видами родного города, затем даѐт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребѐнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

 

Дидактическая игра «Найди флаг» Цель:

  • Закрепить представления детей о государственном флаге;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даѐт детям задание найти Российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.

 

Дидактическая игра «Узнай герб нашей страны» Цель:

  • Закрепить знания детей о государственном гербе;
  • Научить узнавать герб среди других стран;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлов). Дети собирают флаг России.

 

 

Дидактическая игра «В нашем городе гости» Цель:

  • В игровой форме закрепить знания о родном городе;
  • Развивать речь, память;
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города.

Дидактическая игра «Прогулка по городу» 

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры: 

  1. вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

  1. вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалѐнные.

  1. вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

  1. вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

  1. вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

  1. вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

  1. вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной» 

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике ХМАО, о крупных городах России; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом ХМАО, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) России; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта России.

Игровые действия: 

  1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.
  2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.
  3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Россию или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила: 

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры: 

  1. вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом ХМАО, либо – с эмблемой южных стран.

  1. вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

  1. вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в России. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

  1. вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта России. Все животные едут из Нижневартовска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного.  

 Дидактическая игра «Где находится памятник?»

   Цель. Продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

   Материал. Карта-схема Нижневартовска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

   Ход игры:

   Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

   Цель. Закрепить представления о достопримечательностях Нижневартовска, активизировать мышление и воображение.

   Ход игры:

   Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

   Дидактическая игра «Знатоки  Нижневартовска».

   Цель. Закреплять знания о памятниках Нижневартовска, развивать память, воображение.

   Ход игры:

   Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нѐм. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог. 

  Дидактическая игра «Кто подберѐт больше слов».

   Цель. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Нижневартовска.

   Ход игры:

   Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определенияприлагательные.

   Игровое упражнение «Продолжи».

   Цель. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях Нижневартовска.

   Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наша река называется…

На набережной много…

   Дидактическая игра «Так бывает».

   Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

   Ход игры:

   Педагог называет словосочетание, ребѐнок раскрывает его значение. Например. Холодный Нижневартовск (город зимой), сиреневый Нижневартовск (город весной, когда цветѐт сирень), весѐлый Нижневартовск (город в праздники – День города, Масленица), молодой Нижневартовск (новостройки, молодые жители), мокрый Нижневартовск (город во время дождя, город ранней весной) и т. д.

   Дидактическая игра «Нижневартовские загадки»

   Цель. В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях Нижневартовска,  развивать воображение, фантазию, память.

   Ход игры:

 Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.    Например. Это здание стоит на… улице. Оно большое, красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад). Это парк в центре города, в нем много качелей, каруселей. (Городской парк культуры и отдыха).И т. д.

Творческие задания для детей старшего дошкольного возраста.

   Тема «Мой дом»    Частью чего является дом? Из каких частей он состоит? Красивый ухоженный - это какой дом? Некрасивый, неухоженный – это какой дом?  Придумайте и объясните: необычные двери в доме – это…; необычный лифт – это…; необычное окно – это.. и т. д. Придумайте дом будущего (рисование, аппликация « Чудо-дом»). Сочинение историй на темы «Как я буду жить в волшебном доме»

   «Дом, в котором всѐ круглое (квадратное, мягкое…и т. д.)».

   Тема «Улицы города»

   Придумать свои названия будущим улицам Нижневартовска. Объяснить, почему улицы названы так: Нефтяников, Набережная, Ленина и др. Продолжить предложение «Красивая улица – это…».

   Тема «Город  Нижневартовск»

   Что в городе может быть одновременно и молодым, и старым?

Сам город (исторические памятники и новые строения); театр кукол (театр – старое здание, зрители – дети); улицы (старые названия и дома, молодые жители) и др.

   Что было бы, если в Нижневартовске не было магазинов? Школ? И др. Город будущего – это какой город? Придумать и рассказать, какой памятник тебе бы хотелось установить в городе? Как выглядит детский сад будущего? Каким станет Нижневартовск в будущем? 

Дидактическая игра "Собери флаг"

 

Цель: дать представление о символике родного города и страны.

  • Научить детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге - как об одном из главных и отличительных символов страны, развивать интерес к истории своей страны.
  • Познакомить с флагами Кубани, и города Ейска. - развивать зрительное внимание, память, мышление;
  • воспитывать любовь к своему городу.

 

Ход игры: Рассмотреть флаг России, Кубани, Ейска, рассказать о символике. Предложить собрать разрезанный флаг по образцу

 

Дидактическая игра "Геральдика"

 

Цель: дать представление о символике родного города и страны.

  • Познакомить детей старшего дошкольного возраста с геральдикой, как наукой о гербах, отличительном знаке каждой страны, края, города.
  • Познакомить с гербами Кубани, и города Ейска.
  • развивать зрительное внимание, память, мышление;
  • воспитывать любовь к своему городу

 

Ход игры: Рассмотреть герб России, Кубани, Ейска, рассказать о символике. Предложить подобрать герб к нужному флагу.

 

 

Дидактическая игра « Мой адрес…»

 

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Нижневартовска, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильѐ, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаѐт мяч ребѐнку и говорит: Я живу на … этаже», ребѐнок продолжает, называя свой этаж, и передаѐт мяч соседу и т. д.

 

Дидактическая игра «Наш детский сад »

 

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

 

Дидактическая игра «Поиски добрых слов»

 

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

 

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том , как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова.

 

 

Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

 

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

 

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

 

Дидактическая игра «Наша страна».

 

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.

 

Материал: иллюстрации, фотографии

 

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечаю .

 

 

Дидактическая игра «Малая Родина ».

 

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

 

Материал: иллюстраций, фотографий города .

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают .

 

Дидактическая игра «Расскажи о своей семье»

 

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

 

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи .

 

 

Дидактическая игра «Найти флаг ХМАО»

 

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

 

Материал: картинки с изображением разных флагов .

 

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный.

 

 

Дидактическая игра «Найти герб России»

 

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, что они обозначают?

 

Материал: картинки с изображением разных гербов

 

Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный.

 

 

Дидактическая игра «Как я дома помогаю?»

 

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать  желание оказывать помощь людям.

 

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

 

Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.

 

Дидактическая игра «Благородные поступки»

 

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

 

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

 

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

 

Дидактическая игра «Вежливые слова»

 

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

 

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

 

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

 

 

Дидактическая игра «Назови виды спорта».

 

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

 

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

 

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

 

Дидактическая игра «Почта»

 

Цель: закрепить знания детей о городах ХМАО.

 

Материал: почтовые конверты, открытки.

 

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта - связь между людьми.

 

 

Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»

 

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

 

Материал: семейные фотоальбомы

 

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

 

 

Дидактическая игра «Кто и в какой стране живет?»

 

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

 

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс.

 

Ход. Воспитатель, показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец…..

 

Дидактическая игра «Богатства недр земли»

 

Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли

Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли

 

Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 

 

Дидактическая игра «Скажи какой»

 

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

 

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

 

Ход игры: татарин - татарский, мордвин - мордовский…..

 

Дидактическая игра «Я имею право...»

 

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

 

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

 

Ход игры

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

 

Дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь ?»

 

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

 

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

 

Дидактическая игра «Волшебные ленты дорог»

 

Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений; карточки с вопросами и заданиями; кубик; фишки по количеству играющих.

 

Ход игры. Играют 2 команды (или 2 игрока). Бросают кубик, продвигаясь вперѐд для того, чтобы попасть па красное поле; попав на красное поле, игроки должны будут определить, контур какого сооружения здесь изображѐн и где находится это сооружение.

Выбирают себе вопросы, за которые можно получить соответственно 2 или 3 очка. Отвечая на вопросы, игроки продвигаются вперѐд, также попадая на красное поле, на котором отгадывают по контурам памятные места.

Игроки могут моментально оказаться на красном поле, но для этого им нужно будет ответить на вопросы под знаком «блиц».

 

 

 

Дидактическая игра «Герб города»

 

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

 

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба;

«мозаика» герба города в разобранном варианте.

 

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясьна память.

Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

 

Дидактическая игра «Район, в котором мы живем»

 

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

 

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображѐнными на нѐм достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.

 

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперѐд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад (или дом). Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелѐное поле, то ребѐнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».

Примечание. Если ребѐнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.

 

 Дидактическая игра «История родного города»

 

 Цель: закрепить у детей представление об истории родного города.

 

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.

 

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаѐт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своѐ игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием обьекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даѐтся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребѐнок.

 

 

 

 

Дидактическая игра «Заколдованный город»

 

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

 

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

 

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живѐте?

Как давно был основан наш город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живѐшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

Что бы ты ещѐ хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

 

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

 

 Цель: знакомить с родным городом

 

Материал: альбом фотографий родного города

 

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 

 Дидактическая игра «Загадки о городе»

 

 Цель: знакомить с родным городом

 

Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.

 

Дидактическая игра «Сложи герб из фрагментов»

 

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города

 

Материал: Изображение герба города, состоящее из 4-8 фрагментов.

 

Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.

 

  

 Дидактическая игра «Города Тюменской области»

 

 Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

 

Материал: карта Тюменской области с отмеченными городами, таблички с названиями городов.

 

Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.

 

  

Дидактическая игра «Флаг России»

 

 Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

 

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

 

Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

 

 

 Дидактическая игра «Где находится памятник?»

 

 Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

 

Материал: изображения памятников

 

 

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

  

 Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

 

 Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

 

Материал: портреты известных соотечественников

 

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

 

 

Дидактическая игра «Продолжи пословицу». 

 

 Цель: знакомить с устным народным творчеством

 

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 

 

Дидактическая игра «Народные промыслы» 

 

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

 

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

 

Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.

 

Дидактическая игра «Народные промыслы» 

 

 Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

 

Ход игры:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.

Разложить на столе или полу карты.

Разрезные карточки перемешать и выложить лицевой стороной вниз в центре.

Каждый участник игры берет по одной карточке и стопки и определяет, на какую большую карту ее положить.

Побеждает тот, чья карта (или карты) будет заполнена первой.

 

 

 Дидактическая игра «Птицы нашего города»

 

 Цель: знакомить детей с птицами родного города

 

Материал: карточки с изображениями птиц

 

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 

 

 Дидактическая игра «Нарисуй узор»

 

 Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

 

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

 

Дети рисуют простой узор по образу.

 

 

 Дидактическая игра «Одень куклу»

 

 Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

 

Дети одевают куклу в национальную одежду.

 

 

 Дидактическая игра «Сортируй узоры» 

 

 Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

 

Материал: картинки народных промыслов

 

Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

 

 

 Дидактическая игра «Собери узор».

 

 Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

 

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры формирующие представление о правах и обязанностях детей старшего дошкольного возраста...

картотека дидактических игр о правах и обязанностях для детей старшего дошкольного возраста

картотека для детей старшего дошкольного возраста с подборкой игр....