Технология «Школа мяча» Н.И.Николаева
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Дей­ствия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_myacha.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Школа мяча» Н.И.Николаева

         Для развития организма ребёнка-дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Задачи обучения технике выполнения движений в нашем ДОУ наиболее успешно решаются на физкультурных занятиях, где усвоение происходит в специально созданной обстановке, упражнения подбираются в определённой последовательности, с усложнением.

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Основная задача - научить всех детей владеть мячом на достаточно высоком уровне. Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно. Мяч (большой или маленький) - это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий, привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу. В мяч играют в помещении и на улице. В игре принимает участие различное количество детей.

Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

В младшей группе начинают знакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча, учат играть с мячом. Прежде чем приступить к специальным упражнениям, малыш· должен научиться брать, держать и переносить мяч двумя руками и одной рукой. С этой целью проводится игра «Догони мяч». Дети с живым интересом, весело бегут за мячами, собирают их, приносят и кладут в корзину. Большие мячи они берут и несут двумя руками, маленькие - одной. Дети младшей группы учатся прокатывать, бросать мяч. Главное в работе с мячом для малышей - обеспечить возможность произвольно упражняться в действиях с мячами, чтобы у них появилась непринужденность в движениях (держать мяч, брать, класть, переносить).

На пятом году жизни возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. Дети приучаются отталкивать мяч симметрично обеими руками, придавая ему нужное направление движения. Важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только сильно, но и слабо, не отпуская его далеко от рук. Следует учить детей правильно ловить мяч, бросать мяч из-за головы двумя руками.

В старшей группе навыки катания мячей получают дальнейшее развитие. Разнообразнее и сложнее становятся упражнения в бросании и ловле мяча. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных направлениях. Много времени надо уделять упражнениям в бросании и ловле мяча индивидуально, в парах, по кругу, в кругах с водящими. Не все дети в старшей группе достаточно ловки при ловле мячей. Они еще не умеют учитывать ряд условий, от которых зависит правильность выполнения действия. Так, при ловле необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу. От этого зависит способ ловли. Например, при ловле мяча двумя руками перед собой основная задача - погасить скорость летящего предмета и удержать его кистями рук. При ловле мяча чрезвычайно важно быть наготове, подойти к мячу на удобное расстояние: подойти вперед, отойти назад, сделать выпад или шаг в сторону, подпрыгнуть, присесть.

В играх и упражнениях с мячом нужно приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать. В старшей группе дети должны уметь подбрасывать и ловить мяч после отскока от земли, пола не менее 10 раз подряд.

Навыки ловли успешно формируются в индивидуальной работе с детьми. Хорошему владению мячом способствуют и разнообразные индивидуальные упражнения «Школа мяча».

В таких упражнениях, как подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком, с поворотом вокруг себя, следует учить детей подбрасывать мяч повыше и прямо над собой, чтобы успеть похлопать в ладоши или повернуться вокруг себя и поймать мяч.

В работе со старшими дошкольниками имеют место и упpaжния в бросании, ловле и отбивании мяча одной рукой. Эти упражнения постепенно усложняются с увеличением высоты подбрасывания, количества подбрасываний подряд. Подбрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений обращают внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить. В игровых заданиях движения выполняются слитно.

 Необходимо следить, чтобы дети проделывали упражнения правой и левой руками. При ловле мяча одной рукой его встречают кончиками пальцев, ладонью, после чего рука с мячом плавным движением отводится немного назад, если мяч летит навстречу, или вниз, если мяч падает сверху. Движения рук и кистей смягчают прием мяча. Во время ловли мяча ребенку необходимо смотреть на мяч, пока он не возьмет его в руки.

Такими же мягкими и плавными движениями осуществляется отбивание мяча об пол как на месте, так и с продвижением вперед. Последнее называется ведением мяча. Поступательное движение мячу придают главным образом движения кисти и предплечья. Вести мяч вначале надо на большой скорости в прямом направлении, затем с поворотом по кругу и т. д. Дети упражняются в ведении мяча правой и левой руками.

Задания для старшей группы активно стимулируют проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма, силы, выносливости. Например (для развития ловкости): подбрасывание и ловля мячей из разных положений - стоя на коленях, сидя по-турецки, другие упражнения из «Школы мяча».

На занятиях и в самостоятельных играх у детей седьмого года совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает, ловит. Передавая мячи друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко, что позволяет включать эти виды движений в задания с элементами соревнования, в эстафеты: «Гонка мячей», «Лови, бросай, упасть не давай».

Совершенствуются и навыки ловли. Широко используются упражнения из «Школы мяча». Дети должны уметь перебрасывать друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли. Перебрасывание про водится не только в произвольном темпе, но и под счет. Дети упражняются в перебрасывании мяча и во время передвижения в парах, стоя на месте, из разных исходных положений, через сетку.

Совершенствуются навыки ведения мяча правой и левой руками. Становится возможным ведение мяча на большой скорости, на значительном расстоянии (20-30 м), выполнение при этом дополнительных заданий. Например, ведя мяч, пробежать «змейкой» между расставленными кеглями, вести мяч и подпрыгивать. В результате упражнений движения ребенка становятся координированными, он овладевает умением управлять мячом, мягко отталкивая его кистью. Чтобы проверить степень владения мячом, ребенку можно предложить вести мяч с закрытыми глазами, а также вести низко, у самого пола. Дети могут выполнять сложные точные движения с мячoм, развивая ловкость: удары 'об стенку с заданиями, «Вперед С мячом», «Не теряй мяч», «Передай мяч», «Пройди С мячом».

Детей старшей группы надо знакомить с историей возникновения мяча: как делали мяч в старину в России, в какие игры играли «Свечки»,. «Поднебески», «Одноручье» И т. д.); рассказывать, какие мячи есть в современном мире и какие спортивные игры они олицетворяют - баскетбольные (баскетбол), волейбольные (волейбол), футбольные (футбол), теннисные и т. д.

Со старшей группой также начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом: футбол, баскетбол, волейбол. Игры с мячом развивают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. В начале обучения спортивным играм внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения каждого движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. В дальнейшем применяются упражнения с элементами соревнования. Их необходимо проводить с целью закрепления правильного навыка. После этого проводятся упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения: «Мяч с горки», «Прогони мяч», «Бросай мяч», «Чей мяч быстрее» .

Помимо упражнений в катании, бросании, ловле, отбивании мяча, дети выполняют упражнения развивающего характера. Общеразвивающие упражнения с мячами занимают достойное место среди упражнений с другими предметами. Следует начинать выполнять их с детьми младшего возраста, эти упражнения очень интересны и увлекательны. Общеразвивающие упражнения с мячами чаще всего проводят в сочетании с упражнениями в бросании, ловле, прокатывании мячей. Если в начале занятия проводятся общеразвивающие упражнения с мячами, то после них удобно организовать такие упражнения, как катание мяча, перебрасывание, метание в цель.

         Начиная с младшего возраста, можно посвятить всё занятие работе с мячом. Например: «Веселый мяч», «Быстрый мяч», «Школа мяча». Такое сочетание упражнений на одном занятии обогащает действия детей с мячом, облегчает организацию и проведение занятий.

В своей работе надо использовать мячи разных размеров.

Детям младшего возраста затруднительны действия с маленькими мячами, поэтому им следует давать в основном большие мячи. А вот дети постарше пользуются как большими, так и маленькими мячами в зависимости от характера упражнений. Для таких, как перекладывание мяча из одной руки в другую над головой, за спиной, под ногой, удобен мяч малого размера. А для передачи мяча двумя руками рядом стоящему ребёнку через голову лучше пользоваться большими мячами.

Раздача и сбор мячей на занятии проводятся разными приемами. Малышам, например, можно раздать мячи, или они берут сами, можно катить им мячи по очереди. Старшие ребята берут пособия самостоятельно, проходя в колонне друг за другом. Кроме обычных мячей, в старших группах при проведении упражнений используются набивные мячи. Эти упражнения способствуют развитию силы рук. В упражнениях увеличиваются нагрузки на работающие мышцы. Это происходит оттого, что во время действия с набивным мячом ребенку приходится прикладывать дополнительные усилия для преодоления веса мяча.

Мячи разных размеров используются и в других основных движениях - таких, как метание. Надо обучать детей метанию в цель и на дальность. При проведении упражнений в метании мячей дети учатся метать правильно: делать хороший замах, энергичный бросок, правильно ставить ноги при метании. С самого начала приучаются дети бросать мяч повыше, так как при более высокой траектории полета он летит дальше. Для этой цели даются задания: бросать мячи через веревку (сетку), натянутую несколько выше уровня головы ребенка.

Метание в цель является более сложным упражнением, оно требует сосредоточенности, точности броска, умения соразмерять силу броска с расстоянием. Опыт показывает, что особенно удается метание мальчикам: их движения более ловки, броски энергичны. Они бросают мячи, мешочки дальше и лучше попадают в цель, чем девочки.

Также мяч участвует в таких основных движениях, как прыжки, равновесие, ходьба, бег, лазание. Мяч в них используется как зрительный ориентир (допрыгнем до мяча, перепрыгнем мяч, бег и ходьба с перешагиванием через мяч); непосредственно выполняя с ним задание - ползание на четвереньках, толкая мяч головой (в подготовительной группе это задание усложняется: ползание на четвереньках, толкая мяч головой, по гимнастической скамейке). Для развития чувства равновесия дети балансируют на набивном мяче; ходят по гимнастической скамейке, отбивая мяч. Обычный мяч хорош в работе по профилактике плоскостопия (катание мяча стопой ноги и другие упражнения).

Недавно дети смогли познакомиться с оздоровительными мячами - фитболами. Уникальность оздоровительного эффекта занятий на гимнастических мячах обусловливается физиoлoгичecким механизмом их действия на позвоночный столб и как следствие - на весь опорно-двигательный аппарат и работу вегетативных систем организма. Упражнения на гимнастических мячах способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, улучшению осанки и профилактике ее нарушений, создают оптимальные условия для правильного положения туловища.

. Работа с оздоровительными мячами является частью физкультурного занятия - это общеразвивающие упражнения, игры-соревнования. или подвижная игра, придуманная детьми, - «Пятнашки на улиточках» (мячи «хип-хопы» С ручками, похожими на рога, ребята назвали «улиточками»). Занятия с оздоровительными мячами ~- одни из любимых.

Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх: «Мячик кверху», «Ловишки С мячом», «Выбивала». Действия с мячом следует как можно чаще включать в физкультурно-оздоровительную работу.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ШКОЛА МЯЧА»

Младшая группа

  1. Прокатывание мяча двумя руками от черты.
  2. Скатывание мяча по наклонной доске.

3. Прокатывание мяча по скамейке, придерживая его двумя или одной рукой.

4. Перекатывание мяча друг другу в парах из положения сидя ноги врозь.

  1. Перекатывание мяча друг другу в парах, стоя на коленях.
  2. Прокатывание мяча в ворота с расстояния 1,5-2 м.
  3. Прокатывание мяча в ворота, стоя парами.
  1. Ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние 70 - 100 см).

9. Подбрасывание мяча невысоко вверх и ловля его.

  1. Броски мяча двумя руками из-за головы.
  2. Броски мяча двумя руками от груди.
  3. Броски мяча через веревочку.
  1. Перебрасывание мяча друг другу парами (расстояние 1,5-2 м).
  1. Броски мяча об землю и ловля его.
  2. Отбивание об пол 2-3 раза.

Средняя группа

1. Прокатывание мяча между двумя линиями, веревками (длина 2-3 м), положенными на расстоянии 15-20 см одна от другой.

  1. Катание мяча между предметами (расстояние 40-50 см).
  2. Катание мяча друг другу из разных положений.
  3. Скатывание по наклонной доске с попаданием в предмет.
  1. Броски мяча из-за головы из разных положений.
  2. Броски из-за головы через сетку.
  3. Броски от груди из разных положений.
  4. Броски от груди через сетку.
  1. Подбрасывание и ловля мяча, не роняя, 3-4 раза подряд.
  1. Броски и ловля мяча в паре друг другу.
  1. Перебрасывание и ловля мяча по кругу (расстояние 1,5 м друг от друга).
  1. Броски мяча об пол и ловля его двумя руками.
  1. Отбивание мяча правой и левой рукой об пол 4-5 раз подряд.

Старшая группа

1. Прокатывание мяча одной рукой и двумя руками из разных положений между предметами (ширина 90-40 см, длина 3-4 м).

2. Броски мяча вверх и ловля его на месте не менее 10 раз подряд.

3. Подбрасывание мяча с хлопками и другими заданиями на месте.

4. Броски мяча вверх и ловля его в движении не менее 10 раз подряд.

5. Подбрасывание с хлопками и другими заданиями в движении.

6. Броски мяча об пол и ловля двумя руками на месте не менее 10 раз подряд.

  1. Отбивание одной рукой на месте не менее 10 раз.
  1. Броски мяча об пол и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд в движении.

9. Отбивание правой или левой рукой в движении (расстояние 5-6 м).

10. Передача мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя.

11. Перебрасывание друг другу и ловля мяча сидя и стоя, стоя спиной друг к другу, разными способами, в разных построениях.

  1. Перебрасывание мяча через сетку.
  2. Прокатывание набивного мяча друг другу.
  3. Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу.
  4. Перебрасывание набивного мяча друг другу.
  5. Забрасывание в баскетбольное кольцо.
  6. Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками.

Подготовительная к школе группа

1. Броски мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками не менее 20 раз.

2. Броски мяча вверх, об землю и ловля его одной рукой не менее 10 раз.

  1. «Школа мяча» стоя на месте.
  1. Прокатывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя).

5. Перебрасывание набивных мячей разными способами (снизу, от груди, из-за головы).

6. Перебрасывание набивных мячей из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях).

7. Перебрасывание мяча снизу, от груди, с отскоком от земли, сверху двумя руками, от плеча одной рукой (расстояние 3-4 м).

8. Перебрасывание из разных положений (сидя, стоя, лежа).

9. Перебрасывание мячей друг другу во время ходьбы.

  1. Перебрасывание мячей друг дрyry во время бега.
  2. Перебрасывание через сетку.
  1. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую.

13. Передавание мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении.

  1. Отбивание мяча на месте не менее 10 раз одной рукой.
  2. Отбивание мяча в движении по кругy.

16.Ведение мяча, продвигаясь между предметами.

          17.Ведение мяча с дополнительными заданиями (поворотами).

  1. Ведение мяча, продвигаясь бегом.
  2. Ведение мяча прыжками.
  3. Бросание мяча в цель из положения стоя на коленях, сидя.
  1. Бросание мяча вдаль до указанных ориентиров.
  2. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
  3. «Школа мяча» у стенки.

Игры и игровые упражнения с мячом

«Школа мяча»

Вариант 1

1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.

2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.

З. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.

4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч.

5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, Дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2

1. Ударить мячом об землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, затем нагнуться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч.

2. Сильно ударить мяч перед собой об землю, повернуться кругом и поймать мяч.

3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в поперечнике 4 шага), обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной руки (то правой, то левой).

4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бросить мяч левой рукой об землю, так чтобы он пролетел под правой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бросив мяч левой рукой. Побеждает тот, кто наберет большее число очков.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется - увеличивается количество бросков. Упражнения выполняются последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, за выполненное со второй попытки - одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

«Школа мяча» (с теннисным мячом)

1. Бросить мяч правой, а потом левой рукой об пол и оба раза поймать его обеими руками.

        2. Бросить мяч правой, а потом левой рукой вверх и оба раза поймать его обеими руками.

3. Бросить мяч вверх, дать ему удариться об землю и поймать после отскока. Два раза ловить обеими руками, по одному разу правой и левой.

Примечание. Мяч· можно ловить одной рукой разными способами: а) подхватывать снизу в то время, когда он начнет опускаться; б) схватывать сверху или сбоку, навстречу его движению. Второй способ хотя и труднее дается детям, но зато вернее. Первым способом ловят только слабо брошенный мяч, вторым можно поймать одной рукой любой мяч.

4. Бросить мяч на землю и, когда он подпрыгнет, отбить его обратно вниз ладонью, а после второго прыжка поймать. Отбивать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками, по одному разу правой и левой.

5. Бросить мяч об землю, после отскока поддать его ладонью вверх и затем поймать. Поддавать правой и левой рукой по очереди, а ловить два раза обеими руками и по одному разу правой и левой.

6. Бросать мяч в стену правой и левой руками поочередно и ловить его два раза обеими руками и по одному разу правой и левой руками.

7. Бросить мяч в стену, дать ему упасть на землю и уже потом поймать обычным способом четыре раза (два раза обеими руками и по одному разу правой и левой руками).

8. Стать спиной к стене, бросить мяч через голову назад и поймать после отскока. Бросать и ловить обычным способом четыре раза.

9. Бросить мяч в стену, ладонью руки отбить его обратно один или два раза и поймать. Бросать и отбивать надо попеременно правой и левой руками, а ловить можно все время обеими руками.

10. Вытянутой рукой опереться о стену (можно гимнастическую), другой рукой подбросить мяч под вытянутую руку и поймать сверху. Выполнить это упражнение правой и левой руками.

11. Встать на одну ногу, второй опереться о стену (можно поставить на третью-четвертую рейку гимнастической стенки): а) бросить мяч из-под ноги наружу вверх и поймать той же рукой; б) бросить мяч другой рукой из-под ноги внутрь вверх и этой же рукой поймать.

Пpимечание. 1. В упражнениях могут принимать участие двое и больше играющих. Тогда возникает соревнование кто раньше проделает все упражнения (игра в «классы»). Дети пользуются одним мячом и играют по очереди. Когда до ребенка доходит очередь, он старается выполнить подряд, начиная с первого, как можно больше упражнений, «переходя из класса В класс» до тех пор, пока не уронит мяча; после этого он передает право играть следующему. Ребенок, получивший мяч, каждый раз начинает игру с того упражнения, на котором прервалась его очередь. Прошедший раньше других все классы выходит из игры и считается победителем, последний проигравшим. 2. Для начинающих и не очень ловких детей можно ограничиться двумя первыми упражнениями из каждого класса, т. е. ловить мяч только обеими руками.

Игровые упражнения для детей второй младшей группы (3-4 года)

1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5-2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

2. Катание мячей через ворота (ширина 50-60 см) с расстояния 1-1,5 м.

  1. Бросание мяча двумя руками от груди.
  2. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
  3. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.
  1. Бросание мяча вверх и попытки ловить.
  2. Бросание мяча об землю и попытки ловить.
  1. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.

9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.

Догони мяч. Воспитатель катит или бросает мячи в прямом направлении и предлагает детям побежать и принести их. Количество мячей должно соответствовать числу играющих. Начинать с небольшого расстояния (3-4 м) и постепенно его увеличивать до 6-7 м. Играя с детьми на площадке или полянке, надо обязательно проверить, чтобы по пути к мячам поверхность земли была ровная, без ям, выступающих высоко над землей корней деревьев. Ребята во время бега не обращают внимание на окружающее, стараясь догнать любимую игрушку.

Мяч с горки. Дети скатывают мяч с небольшой горки или ската (наклонно положенной широкой доски) и бегут следом, догоняя мяч.

Толкни и догони. Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым мяч. Присев или наклонившись, толкают мяч и бегут за ним, догоняют и поднимают мяч. Площадка может быть ровной или с небольшим уклоном в сторону бега.

Прокати мяч. Дети, сидя на полу или стоя парами (расстояние 1,5-2 м), отталкивают мяч, делая быстрое энергичное движение кистью. Расстояние постепенно увеличивают до 3-4 м. В пары стараться подбирать детей, из которых один лучше владеет движением. С ребенком, не умеющим катать мяч, играет воспитатель.

 

Игровые упражнения для детей средней группы (4-5 лет)

  1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5-2 м.
  1. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 40-50 см) с расстояния 1,5-2 м.

3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).

4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).

  1. Катание обруча в произвольном направлении.
  2. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).
  3. Бросание мяча об землю и ловля.
  1. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.

9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).

10. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, сидя.

  1. Отбивание мяча об землю двумя руками; стоя на месте.
  2. Отбивание мяча одной рукой.
  1. Бросание мяча об стену и ловля (в индивидуальных играх).

          Вперед с мячом. Сесть на пол, мяч зажать ступнями, руками опираться о пол сзади. Вместе с мячом продвигаться вперед (примерно на расстоянии 3 м), не отпуская мяча.

Игровые упражнения для детей старшей группы (5-6 лет)

1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 6 раз подряд).

  1. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  2. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
  3. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
  4. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
  5. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
  1. Отбивание мяча об землю двумя руками, стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

10. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстоянии 5-6 м. 11. Отбивание мяча об землю одной рукой (правой или левой), продвигаясь вперед.

12. Отбивание мяча об стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

  1. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
  1. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

Поймай мяч. Дети стоят тройками, двое из них стоят на расстоянии 3-4 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч в тот момент, когда он пролетает над ним. Если поймает, становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего.

Догони мяч. 4-5 детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 м, догоняют его и ловят, не давая мячу коснуться земли более 1-2 раз. Стараться бросать мяч повыше, но недалеко. Бросать можно маленький или большой мяч, одной или двумя руками. Расстояние до веревки 5060 см.

С мячом под дугой. Проползти на четвереньках под дугой (высота 40 см), толкая головой набивной мяч. Расстояние до дуги 2-3 м.

Игровые упражнения для детей подготовительной к школе группы

1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).

2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.

4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.

  1. Катание друг другу набивного мяча.
  1. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.

7. Отбивание мяча об землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.

8. Отбивание мяча об землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстоянии 6-8 м.

9. Отбивание мяча об землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.

  1. Отбивание мяча об землю, продвигаясь по кругу.
  2. Отбивание мяча об землю, двигаясь «змейкой».
  1. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с трех шагов.

13.Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).

14. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.

15. Бросание мяча вверх и ловля руками. Напоминать детям, что мяч должен лететь прямо вверх, что нужно следить за полетом мяча. Ловить надо двумя руками, не прижимать мяч к груди. Можно ввести элемент соревнования: кто подбросит мяч 8-10 раз, ни разу не уронив на пол.

16. Перебрасывание мяча друг другу снизу. Дети строятся парами, у каждой пары - мяч. Встают друг против друга на расстоянии 1,5- 2 м и бросают мяч двумя руками снизу. Если дети бросили и поймали мяч, не уронив его, 6-8 раз подряд, расстояние увеличивается.

17. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы. Двое детей встают друг против друга, у одного в руках мяч. Отвести мяч за голову и, поднимаясь на носки, бросить мяч вперед вверх. Партнер ловит мяч и бросает обратно тем же способом. Это же упражнение можно провести, построив детей в две шеренги, лицом друг к другу. Выигрывает шеренга, у которой мяч падал на пол меньшее число раз.

Толкни - поймай. Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один сидит, второй стоит на расстоянии 2-3 м. Сидящий отталкивает мяч партнеру, быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений дети меняются ролями.

Наглядное пособие для детей старшего возраста «Что это за мяч

Цели. Формировать у детей интерес к спортивным играм с мячом. Закрепить знание детьми названий спортивных игр с мячом и спортсменов, играющих в них; название мяча в этой игре.

Вопросы и задания к пособию:

  • Назови спортивную игру.

Футбол (рис. 1); баскетбол (рис. 2); гандбол (рис. З); волейбол (рис. 4); хоккей с мячом (рис. 5); теннис (рис. 6); водное поло (рис. 7); настольный теннис (рис. 8).

  • Назови спортсмена, который участвует в ней.

Футболист, баскетболист, гандболист, волейболист, хоккеист, теннисист, ватерполист, теннисист.

  • Как называется мяч, которым играет спортсмен?

Футбольный мяч (рис. 9, а); мяч для водного поло (рис. 9, б); мяч для регби (рис. 9, в); волейбольный мяч (рис. 9, г); гандбольный мяч (рис. 9, д); волан для игры в бадминтон (рис. 9, е); баскетбольный мяч (рис. 9, ж); мяч для хоккея с мячом (рис. 9, з); мяч для настольного тенниса (рис. 9, и); теннисный мяч (рис. 9, к).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИИ И КОНСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИИ ( по методике Н.И.Николаевой "Школа мяча")

            Обучение дошкольников действиям с мячом на достаточно высоком уровне посредством упражнений и подвижных игр с мячом.....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами школы мяча «Путешествие в Королевство волшебных мячей» для детей старшего дошкольного возраста.

Совершенствование двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, поддержание интереса к спортивным играм и  уп...

Конспект итогового открытого мероприятия кружка «Школа мяча» для родителей с детьми старших групп «Путешествие в страну веселых мячей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15152293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]Цель: поддерживать интерес детей к занятиям физической ку...

Технология "Школа мяча"

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичн...

Технология «Школа мяча» Николаевой Н.И.

Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в ...

«Школа мяча» Николаева Н.И.

Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека. Необходимость работ...

Технология Школа мяча

Учебно-методический материал для ДОУ....