Самообразование по теме: «Подвижная игра на прогулке, как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)

Вероника Юрьевна Семенова
Дети среднего дошкольного возраста активны, много двигаются и,  именно прогулка, идеальное место для игр. Воспитатель может помочь не только активизировать двигательную активность детей, но и побудить их к проявлению творческой инициативы и самостоятельности. 
Играя, ребёнок выполняет разнообразные движения. В игре он овладевает новыми, более сложными видами действий. В подвижные игры играет вместе группа детей, поэтому у ребят вырабатывается умение согласовывать свои действия с действиями других играющих. Совместные действия игроков создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. Игра помогает преодолению застенчивости, скованности, чрезмерной скромности.  В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия на свежем воздухе, при эмоциональном подъёме, способствуют значительному укреплению опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и тренировка различных систем и органов. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота,  ловкость, выносливость. Следует помнить, что от степени развития физических качеств дошкольника будет зависеть сформированность двигательных навыков в дальнейшем.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_semenovoy_v.yu_.2021-22_1.docx139.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга

ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29

detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001

ПРОГРАММА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Семенова Вероника Юрьевна

(Ф.И.О. педагога)

Краткие сведения:

Должность

воспитатель

Образование

высшее

Педагогический стаж на 1.09.2021г.

10 лет 10 мес.

Квалификационная категория

первая

Тема по самообразованию

«Подвижная игра на прогулке, как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста»

Санкт-Петербург

2021 – 2022

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 год

Предполагаемая дата завершения работы над темой: май 2022 год

Цель: повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ, выступая  в качестве организатора подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста;

Задачи:

 -изучить и проанализировать методическую литературу по теме самообразования;

-изучить картотеку подвижных игр для детей 4-5 лет;

-создать условия для развития физических качеств детей посредством подвижных игр;

-поддерживать у детей двигательную активность, самостоятельность, творческую   инициативу с помощью подвижных игр.

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка):

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей дошкольного возраста, несущие радостные эмоции и обладающие великой воспитательной силой. Подвижная игра – двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий в соответствии с установленными правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей дошкольного возраста к определенным умственным и физическим усилиям и, следовательно, способствует их развитию в целом. Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий на свежем воздухе доставляет большое удовольствие. Дети среднего дошкольного возраста активны, много двигаются и,  именно прогулка, идеальное место для игр. Воспитатель может помочь не только активизировать двигательную активность детей, но и побудить их к проявлению творческой инициативы и самостоятельности. 

Играя, ребёнок выполняет разнообразные движения. В игре он овладевает новыми, более сложными видами действий. В подвижные игры играет вместе группа детей, поэтому у ребят вырабатывается умение согласовывать свои действия с действиями других играющих. Совместные действия игроков создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. Игра помогает преодолению застенчивости, скованности, чрезмерной скромности.  В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия на свежем воздухе, при эмоциональном подъёме, способствуют значительному укреплению опорно-двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и тренировка различных систем и органов. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств, как быстрота,  ловкость, выносливость. Следует помнить, что от степени развития физических качеств дошкольника будет зависеть сформированность двигательных навыков в дальнейшем.

Предполагаемый результат:

 -развитие физических качеств детей среднего дошкольного возраста посредством подвижных игр;

-умение воспитанников самостоятельно применять  подвижные игры на прогулке.

Форма отчета о проделанной работе: Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (презентация).

Перечень изучаемой литературы

1.Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Подвижные игры на прогулке».

2.Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф «Подвижные игры.

3.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,  Фурмина Л.С. «Игры и развлечения детей на воздухе».

4.Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр».

5.Тимофеева С.А., Шевченко А.А. «Подвижные игры и игровые упражнения».

Повышение квалификации (курсы, вебинары, посещение РМО и др.)

Месяц

Тип мероприятия

Тема

сентябрь

Онлайн курс (сертификат)

«Открытое онлайн образование»

                                                               (Приложение   1)

октябрь

Онлайн курс (сертификат)

«Игровые технологии обучения»

                                                                 (Приложение  2  )                                                           

ноябрь

Онлайн курс (сертификат)

«Эмоциональный интеллект»

                                                                   (Приложение  3  )                                                                                                                         

декабрь

Онлайн курс (сертификат)

«Развитие педагогических проектов»

                                                                 (Приложение  4  )                                                           

январь

Курсы повышения квалификации

«Инновации в образовании: новые подходы к форматам обучения»

                                                                 (Приложение  5 )                                                           

февраль

март

апрель

май

Участник трансляции (сертификат)

«Родительское просвещение: традиции и инновации»

                                                                 (Приложение  6  )                                                           

Участие в методической работе ДОУ

Месяц

Тип мероприятия

Форма и тема участия

сентябрь

                                                               (Приложение    )

октябрь

(Приложение    )

ноябрь

 (Приложение    )

декабрь

 (Приложение   )

январь

                                           (Приложение   )

февраль

 (Приложение    )

март

Выступление на педсовете по теме самообразования

«Презентация и отчет о проделанной работе»

(Приложение  7  )

апрель

 (Приложение     )

май

 (Приложение     )

Взаимодействие с воспитанниками

Месяц

Тип мероприятия

Тема

сентябрь

Мониторинг

Физическое развитие детей 4-5 лет                                                                      

октябрь

Подбор и изучение литературы по теме самообразования

«Подвижная игра на прогулке, как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста»

ноябрь

Составление картотеки подвижных игр

Картотека: «Подвижные игры в средней группе»                                                                  

декабрь

Проведение игр и упражнений на меткость

«Попади в цель» и т.д. Игры с применением спортивного инвентаря.

январь

Проведение русских- народных игр

  «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.д.                                                                    

февраль

Проведение бессюжетных подвижных игр

«Пятнашки», «Перебежки» и т.д..

март

Проведение сюжетных подвижных игр

«Медведь и пчелы», «Воробышки и кот» и т.д.

апрель

Мониторинг

   Подведение итогов: развитие физических способностей в средней группе.                                                                                                                                      

май

Наблюдение за игровой деятельностью детей

Самостоятельные игры детей                                                                    

Взаимодействие с семьями воспитанников

Месяц

Форма мероприятия

Тема

сентябрь

Родительское собрание

«Физическое и умственное развитие детей среднего возраста»                                                                  

октябрь

ноябрь

Консультация для родителей

«Проведение подвижных игр в домашних условиях»

                                                                     (Приложение  8)                                                                   

декабрь

 

январь

Анкетирование

«Физическое воспитание  детей и приобщение их к здоровому образу жизни»                                                                         (Приложение  9) )

февраль

 

март

Папка-передвижка

«Подвижные и малоподвижные игры для детей»

апрель

                                                                     

май

Родительское собрание на улице

  «Мы - дружная команда»

Подвижные игры малой подвижности.                                                                  

                                                                                            Приложение 1
    Приложение 2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Приложение 3                                                                    Приложение 4

                                                                                           

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Консультация для родителей

«Проведение подвижных игр в домашних условиях».

     С момента рождения ребенок стремится к движению. Младенцы и дети постарше познают мир, ползая, лазая, бегая. Использование простых, но разнообразных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился свободно владеть своим телом, его движения стали красивыми, легкими и  уверенными. Физическая активность не только разовьет у ребенка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшит его внимание, память, расширит представление об окружающем мире.

     Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Такие упражнения – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.

    Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни. Ловкому ребенку легко пробежать по извилистой тропинке и не споткнуться, сильному – далеко бросить мяч, быстрому – догнать бабочку. Кроме того, подвижная – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и детьми.

     Вначале ребенок выполняет упражнения только с помощью взрослого, постепенно эта помощь уменьшается: по мере того как движения ребенка становятся более точными, его сила, выносливость и настойчивость заметно вырастают. Для развития общей двигательной активности, ловкости, точности движений, практического мышления и глазомера полезны игры с предметами (обручем, кеглями и т. д.) Для развития чувства равновесия надо побуждать ребенка ходить по ограниченной поверхности: на прогулке – по доске, узкой дорожке; дома – по кромке ковра, между веревочками, которые можно положить по-разному.

   Следует использовать особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.

    Важно следить за физической нагрузкой ребенка, всячески поощряя двигательную активность, но избегать перевозбуждения. Одежда не должна сковывать движения ребенка. Нужно, чтобы в любой одежде, независимо от времени года, малыш чувствовал себя уютно и свободно.  Не следует тщательно оберегать его от холода, закутывать так, чтобы он не мог повернуться. Такому ребенку трудно играть, он скучает, капризничает, а из-за неподвижности действительно быстро охлаждается.

 Поиграйте с детьми в эти игры.

Найди флажок.

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, выполнять действия по указанию воспитателя, реагировать на сигнал.

Описание игры:

Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты, закрывают глаза.

Воспитатель раскладывает флажки в разных местах, говорит: «Ищите флажки». Дети открывают глаза, ходят по комнате и ищут. Нашедшие подходят к воспитателю.

«Птички летают».

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать в рассыпную, действовать только по сигналу, приучать малышей помогать друг другу.

Описание игры:

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «Солнышко светит!». Все птички вылетают, ищут зернышки. Когда воспитатель говорит: «Пошел дождик», дети убегают на свои места.

«У медведя во бору.»

Цель: развивать речевую активность у детей, умение соотносить свои действия со словами.

Описание игры:

Воспитатель выбирает медведя (сидит на стульчике) в противоположной стороне группы стоят ребята и начинают произносить слова, постепенно приближаясь к медведю:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды, беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

«Обезьянки».

Цель: развивать координацию движений, учить лазать по лестнице – стремянке, развивать ловкость, учить действовать поочередно.

Описание игры:

Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает стихотворение:

«Лучшие качели гибкие лианы –

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается

Да – да – да,

Тот не огорчается – никогда.

Дети по одному взбираются на «дерево» лесенку. Другие смотрят, каждый пробует лазать.

«Принеси предмет».

Цель: учить детей ходить и бегать небольшими группами в определенном направлении, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Описание игры:

Воспитатель просит кого-либо из детей принести игрушку, предметы положенные заранее другой стороне комнаты. Когда ребенок принесет предмет, воспитатель благодарит его и просит назвать предмет, а затем просит отнести его на место. Другой ребенок приносит другой предмет.

«Доползи до погремушки».

Цель: приучать ползать вверх по наклонной доске, упражнять в ползании, сохраняя равновесие, воспитывать смелость, повышать двигательную активность.

Описание игры:

Дети сидят на стульчиках у одного конца наклонной доски, на другом конце, который повыше лежит игрушка. Воспитатель предлагает детям доползти по мостику за игрушкой. Малыш доползает до игрушки и сползает с ней вниз

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание игры:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко идите гулять». Дети ходят и бегают. После слов: « Дождик! Скорей домой» дети бегут на свои места. Игра повторяется.

«По тропинке».

Цель: учить ходить по ограниченной поверхности, ходить, не наталкиваясь и не мешая друг другу, двигаться ритмично.

Описание игры:

На полу на расстоянии 25 – 30 см друг от друга проводят две параллельные линии. Воспитатель говорит, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

«Вороны».

Цель: развитие способности к подражанию, умения ритмично двигаться.

Ход игры:

Дети изображают ворон, они стоят «стайкой» и подражают всем движениям взрослого, который поет или говорит:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны.

«Кар-кар-кар!» .

(дети бегают по комнате, размахивают ручками, как крыльями)

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали.

«Кар-кар-кар!» .

Только к ночи умолкают,

Спят вороны, отдыхают.

Тихо. «Кар-кар-кар!» .

(садятся на корточки, ручки под щечку, засыпают).

Лохматый пес.

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему, не толкаясь.

Описание игры:

    Дети сидят или стоят на одной стороне зала. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, изображает пса. Дети гуськом тихонько подходят к нему:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо - смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим что: «Что же будет?».

После слов пес вскакивает и ловит детей.

Догони мяч.

Цель: Приучать догонять мяч, переходить от ходьбы к бегу, бегать в определенном направлении, изменять направление движения.

Описание игры:

Воспитатель катит мяч по полу и поет:

- Мой синий мяч, красивый мяч

На месте не сидит!

Схвачу его, пущу его,

И снова он лежит.

«Лена догони мяч, возьми его на руки и принеси сюда».  Воспитатель может катить несколько мячей, а дети их должны собрать.

Приложение 9

Анкета для родителей «Физическое воспитание  детей и приобщение их к здоровому образу жизни»

1.ФИО ребенка, количество детей семье_______________________________

2. Укажите группу здоровья Вашего ребенка:

первая, вторая, третья, четвертая, не знаю (нужное подчеркнуть).

3. Каково физическое развитие Вашего ребенка?

Нормальное физическое развитие, дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост (нужное подчеркнуть).

4. Каково состояние опорно-двигательного аппарата Вашего ребенка?

Нормальная осанка, нормальная стопа, в осанке незначительное отклонение от нормы, значительные нарушения осанки, плоскостопие (нужное подчеркнуть).

5. Есть ли у вашего ребенка хронические заболевания? Если да, то какие? __________________________________________________________________

6. Как много ваш ребенок проводит времени на улице в выходной день? __________________________________________________________________

7. Интересуется ли Ваш ребенок спортивными играми, пособиями? Какими именно? _________________________________________________________________

8. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? __________________________________________________________________

9. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? (нужное подчеркнуть)

- Мама (да, нет); папа (да, нет); дети (да, нет); взрослый вместе с ребёнком (да, нет).

- Регулярно, нерегулярно.

10. Соблюдает ли ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д.? _________________________________________________________________

11. Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.________________________________________________________________

12. Проводите ли с детьми дома закаливающие мероприятия? __________________________________________________________________

13. Какие закаливающие процедуры, проводимые в детском саду, наиболее приемлемы для вашего ребенка: (нужное подчеркнуть)

а) облегченная форма одежды на прогулке;

б) облегченная одежда в группе;

в) обливание ног водой контрастной температуры;

г) хождение босиком;

д) систематическое проветривание помещений группы;

е) прогулка в любую погоду;

ж) полоскание горла водой комнатной температуры;

з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

14. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у вас дома: детский спортивный комплекс, лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей, велосипед, самокат, мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки? (нужное подчеркнуть).

15. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?________________________________________________________

16. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? ________________________________________________________________

17. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, настольные игры, конструирование, лепка, просмотр телепередач, музыкально-ритмическая деятельность, чтение книг, трудовая деятельность, походы (нужное подчеркнуть).

18. Консультацию по какому вопросу физического воспитания ребенка вы хотели бы получить?_______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр как средства развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста

Выступление на педсовете + презентация по теме.На всем протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подгото...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

«Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) возраста»

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами....

Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста

Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения...

Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста

Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средст...

«Подвижная игра- как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал Виктор Николаевич Сорока – Росинский: «Без игры ребенок не может нормально расти и ...