Консультация для педагогов. «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»
консультация по физкультуре

Зубричева Анастасия Григорьевна

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая ребёнка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portal_29.01.docx10.39 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО «Центр-детский сад №118»

Консультация для педагогов.

«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Подготовила инструктор по ф.к.

Зубричева А.Г.

Красодар 2023

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает -

пусть он находится в постоянном движении».

Жан-Жак Руссо.

        Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая ребёнка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

        Физическая культура — это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.

        Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства дошкольных учреждений. Это не случайно, так как социально-экологическая обстановка является неблагоприятной для развития детского организма.

Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в дошкольном учреждении составляет менее 50 % периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.

        Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается.

        В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Если раньше, мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.

        Таким образом, триаду здоровья составляют : рациональный режим, закаливание и движение. Исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно кропотливо и целенаправленно. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых. Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует режим дня.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция динамичная.

Известно, что благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности, так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность:

маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;

в среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

в старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий :

занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);

занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

ритмическая гимнастика;

занятия-досуги, где дети в ходе различных эстафет 2-3 команд выявляют победителей.

Закаливание детей — очень важный режимный момент в оздоровительной работе с дошкольниками. Закаливание проводится в самых разных формах и видах. И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

В дошкольном возрасте появляется возможность целенаправленного освоения ребенком движений и способов действия путем систематического его обучения взрослым.

        Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха.

        Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

        Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование. С помощью анкетирования воспитатели больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье. Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей «День Здоровья»«Папа, мама и я — спортивная семья» и т. д.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

Статья "ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"

Формирование речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ данных результатов обследования речи за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкол...

Консультация для педагогов. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа  социальная компетентность....

Консультация для педагогов На тему: «Особенности физического развития детей 4-5 лет»

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети веду...

«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

Консультация для педагогов "Влияние музыки на физическое развитие детей"

Консультация для педагогов "Влияние музыки на физическое развитие детей"...