Статья "ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"
статья по логопедии

Чмыхова Ольга Борисовна

Формирование речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ данных результатов обследования речи за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами ДОУ встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Формирование речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ данных результатов обследования речи за последние годы свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами ДОУ встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Федеральным государственным образовательным стандартом четко обозначены приоритетные, глобальные задачи, стоящие перед педагогами современного ДОУ, такие как:

-укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

-коррекция речевых нарушений; -формирование предпосылок к учебной деятельности;

-формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями;

Реализуя приоритетные направления ФГОС педагогам ДОУ необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения и развития дошкольников. Следовательно, актуальной и практически значимой задачей, стоящей перед учителем-логопедом ДОУ становится поиск путей оптимизации коррекционно-образовательного, коррекционно-воспитательного и развивающего процессов в условиях дошкольного логопедического пункта. Стратегическими направлениями считаю адекватное использование инновационных технологий, различных вариантов интегративной деятельности и планомерная работа с родителями.

Под инновационными технологиями в современной логопедической практике принято считать:

-здоровье-сберегающие и телесно-ориентированные технологии;

-игровые технологии;

-технологии наглядного моделирования с элементами мнемотехники;

-ИКТ;

Чуть подробнее, хотелось бы остановиться на некоторых направлениях, поделиться с некоторыми собственными наработками по этой теме.

         Итак, здоровье-сберегающие технологии во всем своем многообразии форм традиционны, описаны и систематизированы многими авторами и используются логопедами-практиками в полном объеме достаточно активно. Это физкультминутки и дыхательные упражнения, логопедическая ритмика  и артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для развития мимики и различные виды массажа и самомассажа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Из опыта своей работы, могу констатировать тот факт, что весьма полезны и эффективны новые формы работы:

-использование телесно-ориентированных  и релаксирующих комплексов упражнений;

-использование основ кинезиологии в системе коррекционной работы;

-формирование навыков кистевого и пальцевого массажа;

-использование зрительного тренажера;

         Так, для поддержания работоспособности и снятия мышечного напряжения полезно использовать приемы релаксации (описано подробно Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой в                       «Программе сенсомоторной коррекции»). Парциально интересно использовать кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие, улучшающие внимание и память (А.Л.Сиротюк «Развивающая кинезиологическая программа»). Полезно освоить и использовать зрительный тренажер для снятия утомления глаз (описан у А.Л. Сиротюк), а также кистевой и пальцевой массаж.

 Игровые технологии: понятие включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр- то есть игр с целью обучения и соответствующим результатом. С современной классификации выделяют:

-игры, упражнения, формирующие умение выделять характерные признаки, сравнивать, сопоставлять;

-игры на обобщение по определенным признакам;

-игры на различение реального и нереального;

-игры, воспитывающие умение владеть собой, развивающие фонематический слух, смекалку, быстроту реакции;

В связи с этим, хочется вспомнить и про словесные игры с мячом. Использование подобных игр дает возможность практически закреплять речевые навыки в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развивает общую моторику, ловкость, повышает самоконтроль и улучшает регуляцию поведения ребенка. Всячески рекомендую использовать подобранные и систематизированные игры с мячом, описанные в пособии Леоновой О.С. »Коррекция речевых нарушений в играх с мячом».

Технология наглядного моделирования традиционна -это наглядно-практический метод обучения, когда педагог вместе с ребенком создает заместитель абстрактного понятия и работает с ним на невербальном уровне. В логопедической работе в этой технологии традиционно работаем над такими понятиями, как: ЗВУК-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ТЕКСТ и т.д. Опорные схемы, наглядные модели помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память и повышают эффективность артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, незаменимы при обучении грамоте, формировании основ построения синтаксических конструкций. Здесь в «педагогическую копилку» уместно положить ребусы и изографы, пиктограммы и кодированные слова, мнемо-таблицы и мнемо-дорожки, подвижные модули для работы над предложно-падежными конструкциями.  

И, наконец, использование информационных компьютерных технологий в современном дошкольном образовании уже стало необходимой частью образовательного процесса: от подбора и использования демонстрационного, обучающего материала, через создание обучающих презентаций до широкого использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе.

Следующим стратегическим направлением, позволяющим оптимизировать не только процесс коррекции речевых нарушений, но и весь образовательно-воспитательный процесс в целом, является интеграция участников педагогического процесса в рамках ФГОС ДО. При большом количестве детей, нуждающихся в логопедической помощи, одному учителю-логопеду решить задачи полной коррекции речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу специалистов ДОУ, воспитателей и родителей.

Надо подчеркнуть, что условия, способствующие повышению эффективности коррекционной работы относятся в полной мере ко всем участникам педагогического процесса, а именно: соблюдение речевого режима в семье и в ДОУ, где речь взрослого является образцом; позитивное отношение взрослых к успехам ребенка в овладении правильной речью; предъявление адекватных требований взрослым и контроль им речи ребенка.

В нашем ДОУ уже многие годы популяризируется интегрированный подход в построении педагогического процесса. Здесь бесценен мой многолетний опыт работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень ценно понимание и заинтересованность администрации в таком формате работы, ну и конечно, профессионализм и активная позиция педагогов. Как это организовано в нашем ОУ:

*один раз в неделю НОД «Развитие речи» в сетке –интегрированное, бинарное, то есть проводится сразу двумя специалистами: логопедом и воспитателем;

* система работы тщательно продумана и выверена  с учетом ООП ( т.е. материал подобран и приближен к темам, изучаемым воспитателем с детьми).

*используется парциально программа и система работы Н.В.Нищевой, методические разработки Т.А.Ткаченко ,З.Е.Агранович ,В.В.Коноваленко и др.

*в нашей работе учитываются требования ФГОС ДО (структурно и по содержанию)

*рабочие тетради из УМК по развитию речи и обучению грамоте заменили на рабочие листы ( на старший и подготовительный возраст на каждое занятие на 36 недель соответственно)

*интегрированную НОД организуем и проводим вместе, распределяя какую часть тот или иной педагог реализует.

*каждое занятие -1 рабочий лист, который может включать в себя следующие задания: упражнения на развитие высших психических функций, на развитие фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и прочее;

*всю смысловую нагрузку распределяем между логопедом и воспитателем;

Преимущества выбранной нами формы работы:

Воспитатель всегда «в теме», постоянно пополняет свои педагогические компетенции, а также имеет возможность учитывать этапы проводимой с тем или иным ребенком логопедической работы видит правильный образец работы над фонематической стороной речи, грамотно работает над лексико-грамматическими категориями, планомерно формирует связную речь. Выстраивая работу в таком формате, разделив смысловую нагрузку с коллегой, логопед имеет возможность использовать более широкий спектр инновационных технологий, дидактических пособий, неординарных и интересных форм работы.

И, наконец, третье стратегическое направление на пути повышения эффективности коррекционной работы в условиях логопедического пункта считаю повышение коэффициента полезного действия в работе с родителями. Основной целью данного направления работы является формирование мотивированного отношения родителей к процессу коррекционно-развивающей работы с их ребенком. В соответствии с основной целью, сформулированы и задачи:

-установление партнерских отношений, формирование общности интересов среди участников коррекционно-образовательного процесса(ребенок-педагог-родитель);

-качественное, доступное ознакомление родителей с содержанием работы;

-повышение педагогических компетенций у родителей;

Остановимся на каждой из этих задач подробнее. Руководствуясь личным опытом, положениями «Закона об образовании» и стратегическим курсом, обозначенным В ФГОС, следует отметить крайнюю необходимость в установлении партнерских отношений среди всех участников образовательного процесса. В своей работе я начинаю с анкетирования родителей, с выяснения их родительских запросов. Затем, проанализировав результаты обследования детей, организовываю индивидуальную консультацию для родителей, на которой совместно определяем цели, планируем деятельность, определяем форму совместного контроля, поощрений и возможности оценки результатов. Родитель получает наглядный алгоритм действий, размещенный в индивидуальной тетради ребенка. Здесь же, по мере исправления нарушенных функций у детей родители могут сами фиксировать положительные изменения, порадоваться результатам совместных усилий. Индивидуальное консультирование(ребенок-логопед-родитель) провожу в формате мастер-класса, таким образом, родитель овладевает нужными на данном этапе компетенциями. Также, хочется отметить огромную значимость для улучшения детско-родительских отношений и такие формы работы, как детско-родительские встречи и проектная деятельность, ставшие уже традиционными в нашем учреждении.

В отношении качественности ознакомления родителей с содержанием работы, хочется отметить, что стараюсь использовать все доступные формы работы: организация круглых столов и дискуссионных клубов с привлечением родителей детей, которые уже получили логопедическую помощь в условиях логопедического пункта, решив для себя все коррекционные задачи. Их опыт, наблюдения гораздо эффективнее работают, чем любая презентация:»Мы справились и у вас тоже получится». Эффективным оказалось и работа с фото и видеоматериалами, особенно на подготовительном этапе и на этапе постановки звука. Остается востребованным и открытый доступ к подобранным дидактическим материалам как в электронном, так и в стандартном бумажном варианте.

Касательно повышения педагогических компетенций у родителей, необходимо отметить необходимость использования всех предоставляемых форматов: родительские собрания в различных формах проведения, индивидуальные и групповые беседы-консультации, обучающие семинары с приглашенными специалистами, информационные возможности сайта ОУ, информация на стендах, буклетах, электронная и стандартная библиотека, ссылки на Интернет-ресурсы.

В заключении, хочется еще раз подчеркнуть, что поиск новых форм, позволяющих более эффективно, продуктивно выстраивать коррекционно-образовательную работу в условиях логопедического пункта делает процесс реализации ООП ДО более творческим и интересным, не ограничиваясь рамками устранения речевого дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фитбол-гимнастики для речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Среди детей, посещающих ДОУ, растет число с нарушениями речи.  О том, какие комплексные мероприятия оздоровительного и коррекционного характера мы применяем, используя нетрадиционные средст...

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения...

«Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

Консультация для педагогов. «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и псих...

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...