Отчет для педсовета Использование на физкультурном занятии профилактических методов и приемов направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушений осанки.
материал по физкультуре (средняя группа)

Котова Елена Александровна

 

Тема: Использование на физкультурном занятии профилактических методов и приемов направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушений осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2_fizkultura.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ   «Детский сад № 203 «Сказка»

Педсовет №2

Тема: Использование на физкультурном занятии профилактических методов и приемов направленных на предупреждение развития плоскостопия и нарушений осанки.

Группа «Теремок»

Выполнила воспитатель:

Котова Елена Александровна

Пояснительная записка:

Великая ценность каждого человека – здоровье. Сохранение здоровья детей, во все времена - основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плоскостопия. Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. Причем родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не беспокоит ребёнка, а значит и не причиняет его здоровью особого вреда. Однако это заблуждение приводит к печальным последствиям.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют:  не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или  животе и т.д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может  развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. 

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный.

Рекомендации по профилактике и коррекции осанки:

·        Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

·        Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

·        Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

·        Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

·        Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка.

·        Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела. 

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, делают стопу плоской. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Реализацию цели осуществляю через решение  следующих  задач:

1. Улучшение  здоровья  детей ;

2. Приобщение  детей  и  их  родителей  к  здоровому  образу  жизни;

3. Формирования  знаний, умений  и  практических  навыков  физкультурно-оздоровительного  характера,  составляющих  основу  профилактики нарушений  опорно-двигательного  аппарата;

4.Формирование  потребностей,  мотивов,  ценностно-нормативных  ориентаций,  обеспечивающих  активное  отношение  детей  к  сохранению  и  укреплению  собственного  здоровья;

5.Развитие  физических  качеств  обеспечивающих  укрепление  мышечных  групп  участвующих  групп  в  удержании  правильного  положения туловища  и  сводов  стоп.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, разноцветные флажки, ленты, косички, и многое другое.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки  и стопы играют воспитание и систематические физические упражнения.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе,  гимнастика пробуждения, досуговая деятельность.

В процессе проведения подвижных игр добиваюсь тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении; правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Также выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.

Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Таким образом, методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье, игры и т. д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс  продолжительный, требующий систематической работы, рекомендовала родителям  заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда дети находятся в детском саду.

 Для достижения поставленной цели и задач в работе с родителями использовала:

·        наглядность в виде памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки;

·        консультации  для родителей: «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия у детей».

 

    Предотвратить нарушения осанки и стопы, которые активно формируются в течение дошкольного возраста, возможно через систему профилактических  мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.

 Таким  образом,  у  детей  4-5  лет  в  результате  созданных необходимых условий для организации самостоятельной и совместной деятельности  в течение дня по укреплению и коррекции осанки и плоскостопия, отметилась  положительная  динамика  к  их  устранению.

Применение  в своей работе современных технологий позволит:

1.Вызвать  интерес  к  оздоровительным  занятиям  физическими  упражнениями  у  детей  и  сформировать  потребность  в  них;

2. Ускорить  формирования  сводов  стоп;

3. Исправить  осанку;

4.Дисциплинировать  поведение  ребёнка: воспитывать  спортивный  характер;

5. Формировать  у  детей  творческое  отношения  к  действительности.

Пришла к выводу, что необычные, нетрадиционные методы и приёмы повышают интерес к занятиям, вызывают эмоциональный подъём, положительный результат, развивают у детей подвижность, пластичность, чувство ритмичности, артистичность, ловкость.

Самым главным итогом стало то, что дети сами стали следить за своей осанкой, и за осанкой других детей, укрепили мышцы голеностопного сустава, спины, живота. У детей повысился интерес к физическим упражнениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для физического развития. «Путешествие в королевство футбольного мяча (профилактика плоскостопия и нарушение осанки)»

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование – несложн...

Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения осанки).

Организационно-методические технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (профилактика плоскостопия и нарушения  осанки).ВВЕДЕНИЕ.Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает...

Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...

Конспект непосредственно организованной физкультурной деятельности в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Развернутый конспект НОД  физкультурно - оздоровительной направленности цель, которого способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, направленной на правильное ...

Эффективные приемы и методы профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста (статья)

Причины возникновения плоскостопия и нарушения осанки у детей. Способы профилактики и лечения....

"Методы и приемы, направленные на речевое развитие ребенка раннего возраста"

Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы ...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки : «Будем здоровы!»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе по профилактике плоскостопия и нарушений осанки : «Будем здоровы!»...