Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО
материал по физкультуре

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечное голодание, приводит к нарушению различных функций и систем организма, ослабляет иммунную систему, задерживает не только физическое, но и умственное развитие.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fizicheskoe_razvitie_i_ozdorovlenie_detey.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура на открытом воздухе как эффективная форма работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста 

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечное голодание, приводит к нарушению различных функций и систем организма, ослабляет иммунную систему, задерживает не только физическое, но и умственное развитие.  

Актуальность данной проблемы говорит о необходимости принятия мер по профилактике и коррекции подобных явлений.  В связи с этим особо востребованным на сегодняшний день является создание специальных педагогических и здоровьесберегающих практик и технологий, направленных на сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья детей

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Одной из эффективных форм работы по данному направлению являются физкультурно-оздоровительные мероприятия на воздухе. Проведение физкультурных занятий на улице обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Занятия физической культурой на воздухе способствуют развитию физических качеств, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, а также создают условия для разностороннего развития личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формируют потребность в систематических занятиях физической культурой, приобщают к ЗОЖ.

Проведение занятий по ФК на воздухе требует особого взаимодействия всех участников образовательного процесса: так как должна быть не только хорошо продумана организация учебно-воспитательной работы, методическое обеспечение, но и созданы необходимые условия для проведения мероприятий на улице.

Для этой цели в нашем ДОУ используются спортивные и групповые площадки, дорожки с твердым покрытием (асфальтированные) вокруг здания.

На спортивной площадке расположены гимнастические бревна, мишени для метания, конструкции для лазания и пролезания, футбольные ворота, стойки с баскетбольными корзинами. В достаточном количестве в ДОУ имеются мячи большого и малого диаметра, скакалки, обручи, колечки, мешочки с песком, гантели, фишки, гимнастические палки, флажки и другие физкультурные пособия для проведения физкультуры на улице. Также используется большое количество разнообразного нестандартного оборудования.

Все это позволяет повысить эффективность занятий, сделать их более интересными и результативными.

Особое внимание уделяется обеспечению санитарно-гигиенических условий мест проведения занятий и физкультурного оборудования, строгое соблюдение инструкций по ОТ и правил обучения с целью предупреждения травматизма.

Учитывая основные принципы закаливания, постепенность и систематичность, занятия на открытом воздухе начинаются с начала учебного года и проводятся регулярно в течении всего года, начиная со средней группы. Постепенное приспособляемость к понижению температуры воздуха и меняющимся условиям внешней среды, дает возможность детскому организму вырабатывать необходимые защитные механизмы.

Для обеспечения закаливающего эффекта и предупреждения травматизма при проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви.

Благодаря регулярным беседам с родителями удалось добиться того, что в дни проведения физкультурных занятий на улице дети имеют комплект одежды и обуви, подходящий для активных движений.

Физкультурные занятия проводятся один раз в неделю в конце утренней прогулки, что дает возможность после активной двигательной деятельности  вернуться в групповое помещение и переодеться.

Абсолютных противопоказаний к занятиям для детей, посещающих дошкольное учреждение, нет. После перенесенных заболеваний, протекавших без осложнений, дети освобождаются на 1 - 2 занятия; дети после ангины, пневмонии, пиелонефрита) освобождаются на 3 - 5 занятий;

Дети, освобожденные от физкультуры после болезни, и вновь поступившие, выходят на улицу вместе со своей группой. Во время занятия они находятся на спортивной площадке – помогают в расстановке и раздаче пособий, следят за правильностью выполнения упражнений другими детьми, соблюдением правил в подвижных играх.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря использованию фронтального и группового способов организации при выполнении основных движений, грамотному подбору эстафет и подвижных игр.

Сохранению высокой работоспособности на протяжении всего занятия способствует правильное чередование нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционная, с содержит вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть включает упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания.

Разучивание упражнений в ходьбе и беге предусматривает обязательное их чередование. Неравномерность этих упражнений, их однообразие могут привести к снижению внимания, потери интереса.

В основную часть необходимо включать упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, физических и морально-волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводящиеся с разными темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве. Общеразвивающие упражнения проводятся без предметов или с мелким физкультурным инвентарем (флажки, кубики, кегли, мячи, скакалки, гимнастические палки). Используется и крупный инвентарь – канат, парашют, обручи большого и малого диаметра.

Особенностью проведения общеразвивающих упражнений на улице является отсутствие значительных пауз и остановок: по окончании одного упражнения дети принимают исходное положение для следующего и сразу приступают к его выполнению. При температуре воздуха ниже -8...10°С упражнения для ног (прыжки, подскоки) включаются чаще (через одно упражнение), чтобы дети долго не оставались в статическом положении.

Ведущее место в основной части занимает обучение основным видам движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье), обеспечивающим всестороннее воздействие на организм ребенка и его функциональные возможности. На каждом занятии, как правило, рекомендуется использовать не более трех видов основных движений (разучивание нового программного материала, повторение и закрепление ранее освоенного). Однако на улице целесообразнее использовать упражнения, ранее освоенные в зале.

Планирование физкультурных занятий носит вариативный характер, предусматривая возможности изменения погоды. В жаркие дни, когда снижается внимание, быстрота реакции, точность и координация движений, упражнения на развитие этих качеств не включаются. При высокой влажности воздуха, когда дети становятся вялыми, а их движения более медленными, подбираются упражнения, стимулирующие активность. В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводятся в зале.

В содержание основной части занятия входят также подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания, эстафеты.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений, а также благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, на формирование морально-волевых качеств (смелости, сообразительности, взаимовыручки, поддержки и т. д.), без которых процесс воспитания и обучения невозможен.

Характер игры во многом определяется предыдущим набором упражнений и их количественным соотношением. Содержание игр должно быть таким, чтобы все дети действовали активно; реже используются игры, в которых правила предусматривают выход пойманного из игры на продолжительное время.

В зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с речитативом и пением, так как это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

Большое внимание в холодное время следует уделить эстафетам: при проведении эстафет дети оживлены, подбадривают товарищей, находятся в постоянном движении. При проведении игр-эстафет в целях увеличения моторной плотности занятия целесообразно организовывать от трех до пяти команд.

Выполнение упражнений в команде ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, оказать помощь в выполнении двигательного задания, находить оптимальные варианты согласованности действий.

Все это способствует нравственному развитию личности ребенка, формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке.  

Анализируя использвание большого количества стандартного спортивного инветаря, я пришла к выводу, что именно  нестандартное нетрадиционное физкультрное оборудование  вызывает и поддерживает интерес к  физической культуре, повышает двгательную активность дошкольников.  Изучив опыт российских и зарубежных коллег по данной теме, я разработала и включила в физкультурно-оздоровительную работу нашего дошкольного учреждения, инновационную оздоровительную технологию «Нудл-Микс».

Нудл-оборудование эффектно дополняет предметно-развивающую среду, используется на спортивной площадке ДОУ в различных видах деятельности. Это позволяет разнообразить воспитательно-образовательный процесс, повысить интерес детей и взрослых к физической культуре, приобщить к здоровому образу жизни.

Одной из добрых традиций нашего Детского сада является проведение дней здоровья. Это интерактивные проекты одного дня, посвящённые определённой теме, например День свежего воздуха и правильного дыхания, день счастливой улыбки или в гостях у зубной феи. По результатам опроса детей и родителей особенно запоминающимися названы такие тематические дни, как «Детский велопробег», «Весёлая лыжня», «Школа Аркадия Паровозова».

Особо хочется отметить ежегодный праздник, посвященный дню защитника отечества, который традиционно проводится на улице с использованием нестандартного оборудования, для воспитанников старших и подготовительных групп. В этом году в ходе мероприятия дети познакомились с различными военными профессиями и попробовали свои силы в прохождении стилизованных эстафет и игровых упражнений. (Видео)

Доброй традицией нашего ДОУ стало проведение детского велопробега, посвященного Дню дошкольного работника. Дети и взрослые с большим энтузиазмом относятся к этому мероприятию, подготавливают личные транспортные средства и специальную экипировку. С детьми проводятся беседы по правилам дорожной безопасности с использованием мультимедийного оборудования, а также оформляются памятки и буклеты для детей и родителей. На улице проходят эстафеты и игровые упражнения с использованием спортивного оборудования, самокатов и музыкального сопровождения. В финале мероприятия проводится торжественный велопробег по специально размеченной трассе на территории ДОУ.

Как показали наблюдения, физкультурные занятия на воздухе, стимулируют инициативу и самостоятельную деятельность дошкольников: дети чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные и спортивные игры.

Способствуя повышению двигательной активности детей, физкультурные занятия на свежем воздухе являются эффективным средством профилактики малоподвижного образа жизни. Применяясь в комплексе с другими формами физкультурно-оздоровительной работы, способствуют формированию у детей, родителей и педагогов стойкой мотивации на здоровый образ жизни, обеспечивают соответствующий уровень физического, психического и нравственного здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и   умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Игровой метод «терренкур» - педагогическая технология оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения.

Терренкур –  это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повыш...

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в свете современных требований

laquo;Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний&r...

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"

Доклад "Создание условий для для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС"...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестанда...