СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по физкультуре

Ольга Сергеевна Маряхина

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестандартного оборудования для проведения занятий по физической культуре, показаны возможности применения дистанционного обучения в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maryahina_o.s._statya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

О.С. Маряхина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал ННГУ, студент

Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас; e-mail: class="c15">Научный руководитель: Самохвалова И.Ю., к.пс.н., доцент, class="c14 c5 c16">

В статье раскрываются содержание и особенности современных тенденций физического развития и воспитания дошкольников. В этом ключе рассмотрены инновационные подходы, продемонстрированы примеры нестандартного оборудования для проведения занятий по физической культуре, показаны возможности применения дистанционного обучения в современных условиях.

Ключевые слова: физическое воспитание; физическое развитие; дошкольный возраст.

Важнейшей задачей развития современного общества обозначается укрепление и сохранение здоровья детей. В этом ключе приоритетным направлением модернизации дошкольного образования становится забота о физическом развитии и воспитании детей. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в пункте ФГОС ДО, четко выделяются задачи, относящиеся к физическому развитию:

1) сохранность и оптимизация психофизического здоровья воспитанников дошкольных организаций, в том числе их эмоционального благополучия;

2) формирования общей культуры личности дошкольников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социально-нравственных, эстетическо-интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности личности, формирования предпосылок образовательной деятельности [1, с. 2].

Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, в частности работы Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В., Малозёмовой И.И., позволяет выделить ключевые понятия и их содержательные характеристики:

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств [4, с. 6].

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, физических качеств, достижение физического совершенства, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека [3, с. 209].

Физическое воспитание обеспечивает освоение физической культуры - части общей культуры общества, одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека [3, с. 209].

Занятия по физической культуре являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей. В дошкольных образовательных организациях используются традиционные и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий.

Традиционный подход состоит из трех частей и включают в себя: вводную часть (упражнения для подготовки организма к физической нагрузке- разминка, например: бег, ходьба, дыхательная гимнастика и др.); основную часть (входят общеразвивающие упражнения, например: основные движения, подвижные игры и др.); заключительную часть (проведение игр разной степени подвижности, а так же дыхательную гимнастику для заминки).

Использование в работе с детьми нетрадиционного подхода при проведении занятий позволяет поддерживать интерес к физической активности. Выражается это в использовании новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятий, оставляя неизменным главное: на каждом занятии физкультуры должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка. Так, например, нестандартным оборудованием считается такое, которое сделано своими руками из подручных средств и бросового материала. Это помогает педагогам заинтересовать детей, предложить им новые спортивные снаряды, при этом используя минимальные финансовые затраты. Занятия с нестандартным инвентарем должны быть четко продуманны, грамотно подобранным инвентарем. Рассмотрим несколько упражнений с применением нестандартного оборудования:

Дыхательный тренажер «Накорми зверя».

Материал: картонные фигуры с отверстием на подставке, коктейльные трубочки, пластиковые шарики для настольного тенниса.

Цель: развивать дыхательную мускулатуру, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.

Варианты использования: дыхательная гимнастика (нужно задуть футляр от киндер-сюрприза в отверстие). Дети не только тренируются в меткости, но и развивают глазомер.

Игра «Султанчики, ленточки».

Материал: разноцветные ленты, колечки.

Цель: учить выполнять ОРУ с предметами, развивать внимание, ловкость. Варианты использования: праздники, танцы, подвижные игры или для улучшения настроения.

Педагоги Л.Н Волошина, С. В. Гурьев, В.И Прокопенко, Т. С. Комарова, Л. А. Семенов предполагают, что образовательный процесс будет более эффективен, если использовать интегрированный подход в образовательном процессе. При проведении игровых интегрированных физкультурных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Это обеспечивает сопряженное развитие физических качеств и психических процессов (мышление, память, внимание, воображение.) Важной особенностью интегрированного физкультурного занятия является смена видов детской деятельности (драматизация сказки физические упражнения, конструирование из строительного материала, изобразительная деятельность [2, с. 62-65].

Еще одним инновационным методом физического воспитания и развития дошкольников является технология терренкур. Изучением терренкура занимались такие ученые, как Н.Н. Облонский, Т.Ф. Ефремова, Н.В. Черпакова. Образовательный терренкур в детском саду - это специально созданные маршруты для воспитанников дошкольных организаций по территории учреждения, и за его пределы, которые могут включать в себя посещение зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, оздоровительных и экологических троп. Маршрутные тропы образовательного терренкура в дошкольных организациях разделяются на несколько станций. На каждой станции делается остановка для выполнения задания, проведения игры и игровых упражнений, также выполняются разные дыхательные упражнения.

Воспитание дошкольников в ДОО должно быть тесно связано с воспитанием детей в семьях, именно поэтому необходимо взаимодействие педагогов с родителями. Для этого проводятся такие мероприятия, как:

1. Открытые физкультурные занятия с родителями. Родители знакомятся с перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.

2. Тематические праздники и развлечения. Способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу.

3. Консультации, целью которых является усвоение родителями определённых знаний, умений; оказание помощи им в разрешении проблемных вопросов.

4. Разработка и оформление стендовой информации. Позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

5. Родительские собрания. Позволяют наладить более близкий контакт с родителями дошкольников, задать интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

6. Родители вместе с детьми принимают участие в работе «мастерских» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности.

7. Семейное участие в городских спортивных мероприятиях.

Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции физического развития и воспитания в дошкольной образовательной организации, во взаимодействии ДОО и семьи. Практика показывает, что применение инновационных подходов и нетрадиционных материалов в обучении детей физической культуре активизирует интерес детей к выполнению упражнений, способствуют развитию всех систем и функций организма. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от № 1155). — URL: (дата обращения: ).

2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В., Гребцов М.М. Информационная поддержка совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, педагогов, родителей //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С 62-65.

3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.

4. Малозёмова И.И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы. - URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

Дипломная работа Особенности гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕВведение….…..........……………………………………………………...........1 Теоретические основы проблемы полоролевой социализации дошкольников……………………………...…..............……………………..1.1 Понятие и сущнос...

ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья акцентирует внимание на одной из актуальных проблем нашего времени - защита и реализация прав детей в ДОО....

тезисы по теме игротерапевтические упражнения, направленные адаптацию детей к условиям дошкольной образовательной организации

Кочнева Н. В.Дошкольное образование 44.02.01Студентка ГБПУ СОЖужгова А. А.ГБПОУ СО Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в м...

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья о различиях в воспитании девочек и мальчиков...

Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечн...