Обобщение педагогического опыта на тему: "Формирование двигательной активности дошкольников через сюжетно-игровые физкультурные занятия".
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Терехова Валерия Андреевна

Цель: формирование двигательной активности дошкольников через организацию сюжетных физкультурных занятий.

Задачи:

- формировать, закреплять и совершенствовать двигательные умения и  навыки детей в игровой форме;

- создавать условия для развития ловкости, гибкости, общей и мелкой моторики;

- развивать музыкально-ритмические способности;

- воспитывать интерес и потребность в систематических занятиях    физическими  упражнениями;

- воспитывать  и развивать у детей творческие способности, воображение;

- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredacha_opyta_redakt.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта работы инструктора

по физической культуре

Тереховой Валерии Андреевны

Тема: «Формирование двигательной активности дошкольников через сюжетные физкультурные занятия».

2023, г. Сольвычегодск

1Актуальность

Одним из актуальных вопросов сегодняшней методики физического воспитания является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционные физкультурные занятия не всегда дают желаемый результат, у детей довольно долго формируются основные движения, неустойчив интерес к общеразвивающим упражнениям, потому что они порой скучны и утомительны.        Необходимо искать новые пути повышения эффективности занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении, способствовал укреплению здоровья. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения сюжетных занятий по физической культуре.

Сюжетное занятие – одна из организованных форм проведения образовательной деятельности по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей к процессу выполнения упражнений.

Сюжетные физкультурные занятия обеспечивают прохождение и освоение программного материала в увлекательной форме, что способствует мотивации и заинтересованности у детей во время выполнения упражнений.

Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и образная речь взрослого.

Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием персонажей. Их содержание позволяет вести образовательную деятельность на эмоционально-положительном контакте педагога с детьми, удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.

Многоцелевая направленность и эффективность сюжетного физкультурного занятия побудили выбрать данную тему для самообразования.

Цель: формирование двигательной активности дошкольников через организацию сюжетных физкультурных занятий.

Задачи:

- формировать, закреплять и совершенствовать двигательные умения и  навыки детей в игровой форме; 

- создавать условия для развития ловкости, гибкости, общей и мелкой моторики;

- развивать музыкально-ритмические способности;

- воспитывать интерес и потребность в систематических занятиях    физическими  упражнениями;

- воспитывать  и развивать у детей творческие способности, воображение;

- способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

2. Условия реализации опыта.

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального настроя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание.

В каждой возрастной группе необходимо применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Разные роли для детей – это и разные двигательные задачи. Например, дети – «медвежата» вылезают или залезают в берлогу.  Дети в роли зайчиков учатся прыгать, в роли солдат учатся ползать, в роли лошадок – перепрыгивать через барьер, в роли птенцов – спрыгивать с ветки и т.д.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности и повышению двигательной активности детей.

Дети при помощи педагога находят оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Во время занятия используется специально подобранная музыка, тематически связанная с сюжетом, для более полного погружения в обстановку и для эмоциональной окраски выполняемых действий.

Все сюжетные занятия можно разделить на:

1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разных двигательных навыков.

На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях. Это могут быть «зайчики», «медвежата», «щенята», «лошадки», «воробышки», «цыплята».

2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Цель: учить детей ставить перед собой задачу и решать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

  • Через игру дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве, например: «В гости к бабушке», «Едем на поезде», «Летим на самолёте», «Плывём в речке», «В гости к медведю», «По следам Деда мороза».
  • Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем медведю собрать ягоды», «Поможем зайчику приготовить капусту», «Преодолеем препятствия, чтобы добраться в гости», уже вначале перед  детьми  ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

Цель: учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение.    

Их можно разделить на три вида:

  • Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям. Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения,   на встрече с героями из разных сказок, либо присутствие одного героя на протяжении всего занятия.
  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью. 
  • Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

На занятиях дети узнают о многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге). Дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.

Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений. Это могут быть занятия с мячом, обручем, скакалкой, гимнастической палкой.

Все сюжетно-тематические занятия способствуют познавательному развитию дошкольников, создают отличные условия для совершенствования основных движений.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Дошкольники узнают об особенностях  явлений природы. Так, на занятии «Путешествие в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы). На занятиях «Прогулка в осенний лес» и «Пришла весна» дети узнают, что медведь – лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны.

Так, в результате участия дошкольников в военно-спортивной игре «Зарничка» и досугах, посвящённых Дню защитника Отечества, дети приобщаются и постигают особенности военного дела, узнают об основных занятиях и времяпровождении солдат на службе. Всё это способствует воспитанию патриотизма и любви к своей Родине, а также к дисциплинированности и стойкому характеру, где нельзя быть слабым, где один за всех и все за одного.

Такое мероприятие, как «Олимпийские игры» знакомит детей с различными видами спорта, с их особенностями. Демонстрирует, что если человек хочет добиться успехов в жизни и спорте – он должен упорно тренироваться и идти к своей цели не смотря ни на что. А предварительная работа, которая включает в себя беседы о спорте, просмотр видеороликов и фотографий, зарисовки различных видов спорта, способствуют более глубокому погружению в соревновательную атмосферу.

Мероприятие «Безопасное колёсико» и досуги по ПДД позволяют детям почувствовать себя в роли участников дорожного движения, закрепляют их знания по правилам дорожного движения, что способствует формированию навыка безопасного поведения на дороге.

Мероприятие «Пожарные на учениях» расширяет знания о профессии пожарного, способствует развитию ответственности при обращении с огнём, о правилах поведения при пожаре, формирует у детей основы пожарной безопасности.

Досуги ко дню Космонавтики расширяют знания детей о космосе, о космонавтах, воспитывают чувство гордости за великие достижения своей страны.

Праздники и досуги, посвященные празднованию масленицы и Нового года, формируют представление у детей о традициях и обычаях русского народа, закрепляют представление о сезонных изменениях в природе (сюда же можно отнести летние и зимние спортивные праздники и развлечения).

3. Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня физического воспитания и развития детей, развитие умения переходить от выполнения одних движений к выполнению других, быстроты и прочности двигательных умений и навыков.

2. Формирование ориентировки в пространстве, координации движений, выразительности. Развитие основных физических двигательных качеств (ловкости, гибкости, общей и мелкой моторики)

3. Проявление интереса детей к двигательной деятельности на протяжении всего занятия и вне его. Развитие чувства уверенности в себе, чувства ритма и воображения, способности к перевоплощению.

4.  Укрепление опорно-двигательного аппарата.  Повышение адаптивных возможностей детей к создаваемым условиям.

 

Заключение

Занятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. У детей формируются положительные эмоции, которые благотворно влияют на работу всех органов и систем организма.

Как показывает практика, при использовании сюжетно-игровых элементов на физкультурных занятиях – у детей повышается интерес к выполнению упражнений, которые в обычном виде, иногда выполнять не интересно, скучно или сложно. Все мы знаем, что воспитание и обучение в дошкольном возрасте идёт через игру, поэтому использование сюжетно-игровых физкультурных занятий, благоприятно сказывается на развитии физических качеств и повышение мотивации к активному образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период.

Предлагаю опыт работы проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период в ДОУ. Данный материал будет полезен воспитателям....

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование основ финансовой культуры старших дошкольников" и конспект интегрированного занятия по финансовой культуре....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...