Дидактическая игра как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре

Лилия Гаязовна Аммятова

Дидактическая игра как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

         Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

          В настоящее время широко обсуждаются влияние генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т. д. Это тема многих исследований. Довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявление двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно оказать существенное влияние на развитие этих качеств.[1] 

        Прекрасным средством формирования физического развития являются игры. Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Среди всего многообразия игр для дошкольников, особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

       Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

       Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

         Основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются: обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения; развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности; стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

      Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» [2]

    Ионов А.А. в своей работе указывает, что с точки зрения физиологических процессов двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

   Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. 

  Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

             

  В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры 
  • (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Руководство дидактическими играми

   Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам

Мною были подобраны  дидактические игры, направленные на развитие физических качеств.

      Для развития силы подходят игры, требующие проявление кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. В играх, способствующих развитию силы,  дети преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимнастическая стенка, канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связанны с перемещением по площадке в упоре лёжа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игр проявить максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.  («Пожарные на ученье», «Перелет птиц»)                                                                                                                

       Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью. Для развития выносливости использую циклические упражнения и игры, в которых участвуют большое число мышечных групп. При чередовании моментов напряжения и расслабления; использую знакомые, не трудные по технике движения. Например, ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр. ( «Два Мороза», «Лягушки и цапли»).

 Для формирования выносливости использую подвижные игры с многократным  повторением действий, выполняемых продолжительное время.  

       Развитию быстроты способствуют игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. («Краски», «Один, два, три…», « Садовник»)

В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. При воспитании быстроты отдельного движения, как и других видов быстроты, большую ценность имеет применение соревновательного и игрового метода с заданием – кто быстрее и лучше выполнит.

    Упражнения на развитие координации делятся на два вида – первые выполняются статично, вторые в динамике. Статические игры: игры на замирание, игры на равновесие («Замри», «Море волнуется раз». Динамические игры: игры с внезапной сменой действий или направления, игры на баланс равновесия («Разноцветные цепочки»). 

Дидактические игры развитие физических качеств.

                                                            «Птицелов»
Дидактические задачи: учить различать птиц и имитировать их крики; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц и соответствующие маски. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод:

В лесу в лесочке, 
На зеленом дубочке
Птички весело поют. 
Ах, птицелов идет, 
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит, подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

«Разноцветные цепочки»

Дидактические задачи: учить детей строиться в «цепочки» в соответствии с расположением предметов - заместителей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.

Материал. 1. Флажки разных цветов: 4 красных, 4 синих и 2 жёлтых. 2. Таблички, на которых нарисованы в различном порядке круги разных цветов: 2 красных, 2 синих, 1 жёлтый. Всего таких табличек может быть 5-7.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Разноцветные цепочки». Для этого выбираю 10 детей, и делят их на 2 команды, по 5 человек в каждой команде. Раздать участникам игры цветные флажки: каждая команда получает 2 красных флажка, 2 синих и 1 жёлтый. Ребята с флажками встают лицом к воспитателю, проводящему игру. Воспитатель объясняет правила игры, согласно которым каждая команда должна быстро построиться так, как нарисовано на картинке. Ведущий показывает детям одну из карточек с красными, синими и жёлтыми кругами. Когда обе команды построятся, проверяем правильность выполнения задания, т.е. точность построения в соответствии с кругами на табличке. Выигрывает та команда, которая построилась первой. Далее  показать  следующую табличку и игра продолжается. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество очков, т.е. правильно и быстро выполнила наибольшее количество заданий. При повторном проведении игры можно изменить количество табличек с заданиями и само расположение заместителей-кругов на табличках.

«Найди пару»


Дидактические задачи:    учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Атрибуты:   осенние листья разного размера, цвета и формы.

Ход игры:   дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит:  «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Пожарные на ученье

Дидактические задачи: познакомить детей с трудом пожарных; закрепить знания детей о правилах поведения в случае возникновения пожара; закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения; знать номер телефона пожарной части и уметь пользоваться; совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость;

Ход игры:   Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4—5 шагов от нее в 3—5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Бегут следующие дети. Подсчитывается, в какой колонне больше выигравших.

Правила: влезать установленным способом (произвольно или чередующимся шагом); не пропускать перекладин; спускаться до конца, не спрыгивать.

Путешествие на корабле

Дидактическая задача: учить детей ориентироваться в сторонах собственного тела.

Ход игры:   Дети строятся в две шеренги у одной из сторон площадки (комнаты) — это корабль. Капитан корабля (воспитатель) объявляет: «Приготовиться к выходу на берег, справа земля!» Все дети должны повернуться направо, приготавливаясь к выходу. Тот, кто повернет в другую сторону, лишается выхода на берег и остается на корабле (отходит в сторону). Все остальные идут парами (можно с песней или под удары в бубен) и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль (возвращаются к месту начального построения) и снова строятся в две шеренги. Дети, которые оставались на корабле, включаются в игру, становясь на свои места в шеренгах. На слова воспитателя: «Приготовиться к выходу, слева земля!» дети поворачиваются налево и, обойдя площадку (комнату), возвращаются на корабль и перестраиваются в две шеренги. Название сторон («справа», «слева») надо не только чередовать, но и давать вразбивку.

Краски 


Дидактические задачи: закреплять знание цветов и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.

Ход игры: игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета.  Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: «Тук, тук». Продавец спрашивает: «Кто там?». Продавец называет свое имя.

Продавец. «За чем пришел?» 

Покупатель. «За краской».

Продавец. «За какой?»

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком «краска» убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав «краску», он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: «Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

 

« Плюс один»

Дидактические задачи: развивать навыки устного счета, развивать ловкость, глазомер

Ход игры.  Дети стоят в кругу, водящий в центре круга. Водящий бросает мяч в руки любому из играющих и называет число. Играющий должен поймать мяч двумя руками и сказать следующее число,  (прибавить один).

Игру  можно разнообразить — говорить предыдущее число, говорить два следующих числа и так далее в зависимости от навыков ребенка.

                                                         «Один, два, три…»

Дидактические задачи: учить детей действовать по одному и вместе с другими, развивать организаторские способности детей, развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счёте и в основных движениях.

Ход игры. Под музыку дети двигаются по всей площадке в разных направлениях, используя бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или в шеренгу и подняв руки вверх.

                                                        «Садовник».

Дидактические задачи: разучить названия цветов; развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Участники игры садятся в ряд. Каждый выбирает себе имя (название любого цветка). Считалкой выбираются ведущий и «садовник». Ведущий называет «садовнику» имена цветов, выбранных игроками. «Садовник» говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» (Называет любой цветок.) Тот, кто назвался этим цветком, убегает. «Садовник» догоняет. Если догонит, то убегающий занимает его место, то есть становится «садовником»

                                                  Подвижная игра «Замри».

Дидактические задачи: учить понимать схематическое изображение позы человека, развивать статическое равновесие.

Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри!» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.

 

                        Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Дидактические задачи: закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; учить дифференцировать понятия «Зимующие» и «Перелетные» птицы; классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Ход игры.

В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.  Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц. Инструктор произносит текст:

Осень пришла,

Наступили холода.

Журавль (ласточка, скворец, грач и т.д.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:

Улетает, улетает

В теплые края.

А если воспитатель называет зимующую птицу:

Осень пришла,

Наступили холода.

Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,

Дети «перелетают» взбираются на  гимнастическую стенку (зимнее дерево) и продолжают текст:

Но никуда не улетает.

Ей зима не страшна.

Игра повторяется 5-6 раз.

В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Игра «море волнуется раз».

Дидактические задачи: закрепить знания морских обитателей; развивать  координацию движений; развитие творческих и коммуникативных способностей.

Ход игры. Играющие встают врассыпную, ведущий к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим  слова:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура, на месте замри

Дети должны после этого замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий по очереди подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым давая команду «отмереть», после чего ребенок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные детишки во главе с ведущим должны отгадать, назвав то, что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становится теперь ведущим, меняясь с ним местами.

        Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, можно воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     

                                                  Список литературы: 

  1. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 157с.
  2. Алямовская В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. М: Чистые пруды, 2005. 32с
  3. Беляков, Е. А. 365 развивающих игр/сост. Беляков Е. А. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 1998. - 304 с.
  4. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста- М.: Просвещение, 1991. —207 с.
  5. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: 1981
  6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1986. - 125с.
  7. Венгер Л.А.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста У: книга для воспитателей дет.сада М.:Просвещение,1989 - 127 с
  8. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
  9. Козлова С. А., Куликова Т. А.Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
  10. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1978. - 158с.г
  11. Лесгафт П.Ф.Психология нравственного и физического воспитания/под редакцией М.П.Ивановой.-М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж,1998. – 416 с.
  12. Оздоровительная направленность физкультурных мероприятий // Дошкольное образование, 2004. - № 20.- С. 8-18
  13. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Мозаика-Синтез,2015. -80с
  14. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 111с.
  15. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  16. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка - Синтез, 2005. – 96 с.
  17. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 176с
  18. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1986. - 159с.
  19. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
  20. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. 480 с
  21. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед.училищ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.


[1] Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. М.,2005.С.28

[2]Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: «Институт практической психологии»,1998, с.318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим ...

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста

Якутские традиционные упражнения народных игр, развлечения и виды спорта связаны с проживанием в суровых климатических условиях Севера, добычей пищи, охотой. Национальные, подвижные игры и развлечения...

Национальные спортивные игры как средство развития физического качества детей среднего дошкольного возраста

Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средст...

«Подвижная игра- как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал Виктор Николаевич Сорока – Росинский: «Без игры ребенок не может нормально расти и ...

Подвижные игры как средство развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры как средство развития психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста...