Доклад по теме: "Организация работы по здоровье-сбережению детей с нарушением зрения на ООД по по физическому развитию"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Маслова Олеся Ивановна

Доклад по теме: "Организация работы по здоровье-сбережению детей с нарушением зрения на ООД по по физическому развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_zdoro.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70» Нижнекамского муниципального района РТ

Доклад педагогического совета по теме:

«Организация работы по здоровье-сбережению

детей с нарушением зрения на ООД

по физическому развитию»

                                                                             Подготовила:

                                                                             Малова Олеся Ивановна,

                                                                             инструктор по физической культуре                                                          

Нижнекамск

2020 г.

«Организация работы по здоровьесбережению детей

с нарушением зрения на ООД по физическому развитию»

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мероприятий, создающий максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субьектов образовательного процесса.

Цель здоровье-сберегающих технологий - обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в жизни.

Задачи:
1.Развивать у детей с нарушением зрения моторно-зрительную координацию
2. Развивать мелкую моторику рук, их двигательных функций, освоение мелких движений.
3. Воспитание практических навыков и приёмов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • создание системы двигательной активности в течение дня: утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально – ритмические занятия ;
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  •  оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке .
  • спортивные досуги, развлечения, праздники
  • Дети с нарушением зрения характеризуются
    меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечёткостью координации движений;
  • снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности.
  • Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие.
  • У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей

Дорожка здоровья», Её использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.
Использование различного вида ходьбы, бега, прыжков
.
Цель: развитие ловкости, координации движения, равновесия.

  • Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
  • Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
  • Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

  • Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
  • Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
  • Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У дошкольников с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.

         Ориентировка в пространстве.

          Умение правильно ориентироваться в пространстве для детей с нарушением зрения имеет важное значение. Ориентировку в пространстве, в основном, формируем в процессе выполнения специальных упражнений и заданий. Особое значение придается строевым упражнениям, построениям и перестроениям. Способствуя развитию ориентировке в пространстве, строевые упражнения способствуют также формированию правильной осанки у детей, воспитывают организованность, точность. Следует добиваться, чтобы команды, замечания и исправления поступали из различных мест зала, площадки, а упражнения выполнялись в специальных условиях, добиваясь от детей усвоения необходимых навыков и умений.

Координация движений рук и ног.

         Многие авторы (М.И.Земцова, Л.И.Касаткин, Р.Н.Азарян и др.) указывают, что нарушение зрения приводит к значительному ухудшению точности, скорости, ритма и координации движений. Слабое развитие координации, точности и согласованности движений у детей со зрительной патологией в наибольшей степени проявляется, когда они выполняют малознакомые упражнения или выполняют их в необычных условиях. Опыт работы показывает, что в процессе выполнения специальных упражнений и заданий можно развить у детей координацию, ритм и точность движений. В процессе занятий следует следить за тем, чтобы положение головы и корпуса было прямым, размах рук свободным, с должной амплитудой.

          Основные задачи физического воспитания дошкольников с нарушением зрения:

- охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма;

- полноценное физическое развитие;

- воспитание интереса к различным двигательным действиям;

- формирование нравственных и личностных качеств;

- обеспечение своевременной подготовки детей к школе.  

          Наряду с общими задачами физического воспитания детей со зрительной патологией решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности и предшествующего двигательного опыта:

- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность движений;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

- коррекция и компенсация недостатков физического развития;

- воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

          Специальные разделы работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения включают:

• Развитие навыков пространственной ориентации

- ориентировка на себе (знание частей тела);

- ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке

(знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями

безопасного передвижения);

- определение направления (повороты, перемещения);

- ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного

анализаторов.

• Коррекция вторичных дефектов

исправление нарушений осанки, плоскостопия; коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений.

Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности.

Развитие элементарных зрительных функций

- прослеживающие функции глаза;

- глазомера;

- гимнастика для снятия зрительного утомления.

        

- офтальмо-гигиенический контроль за физическим воспитанием.

          При организации двигательной активности детей с нарушением зрения всегда следует помнить о рекомендациях врача-офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

           Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения используется нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.

 « Цветные полоски »

Это пособие многофункциональное. Полоски собраны на веревке, которая может крепиться на стене. Полоски можно раздвинуть на любое расстояние. Игры:  «Прокати в ворота»;

«Перепрыгни ручеек с бережка на бережок».

 « Цирковые обручи »

         Подвешенные обручи могут подниматься и опускаться на нужную высоту. Игра «Мяч через обруч» (дети, стоя в парах, упражняются в бросках и ловле мяча через обруч разными способами).

         Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. У детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.

         Руководствуясь программой Л.И.Плаксиной, методическими рекомендациями Л.С.Сековец составляется перспективный план для дошкольников со зрительной патологией, в котором наряду с развитием основных движений, включаются упражнения на развитие пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, пропедевтические упражнения и коррекционные игры и задания на каждое занятие.

          В коррекционно-педагогической работе по физическому воспитанию используются разнообразные упражнения на снятие зрительного напряжения Основные принципы зрительных гимнастик:

  • индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений, состояния здоровья;
  • регулярность проведения;
  • постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
  • сочетание с двигательной активностью;
  • развитие интереса ребенка к этому виду упражнений.

        

Подвижные игры

Выделяя коррекционно-педагогическое значение подвижных игр в физическом воспитании детей со зрительной патологией, хотелось бы подчеркнуть, что развитие движений детей осуществляется успешно под контролем и участии зрения, так как через него ребенок получает информацию об окружающем его мире, оно дает возможность правильной ориентировки в пространстве. В процессе выполнения различных движений посредством зрения у ребенка имеется возможность видения цели при метании, бросании; ребенок упражняется в определении нужного направления и контролирования расстояния, темпа и точности движений.

           В работе используются игры с ловлей и увертыванием, лазаньем и перепрыгиванием, бросанием и метанием, которые способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций, фиксации, глазомера и т.д.

- «Прокати мяч в ворота»;

- «Попади в цель»;

- «Позвони в колокольчик»;

- «Кто скорее соберет палочки определенного цвета»;

- «Проследи за движением ленты»;

- «Набрось кольцо» и другие.

          В играх спортивного характера формируются различные технические навыки, но развитие их невозможно без участия зрения.

         Подвижные и спортивные игры и упражнения используются в течение всего дня:  утренней и вечерней прогулке, между занятиями, после сна, на физкультурных занятиях.

        Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.

         Качественное усвоение программы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.

К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.

Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.

Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.

У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.

Гимнастика для глаз. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток или минуток отдыха, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз

У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении таких задач так же помогают игры с природным и бросовым материалом «Разноцветные крышечки», «Перебери фасоль».

«Игры для детей с ослабленным зрением». Еще я использую игры из коллекции игр Воскобовича «Геоконт», «Чудо-соты», «Снеговик». Эти игры используются на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, воображения и речи.

При работе с детьми ОВЗ важно соблюдать определенные требования. Так мы на занятиях и в свободной деятельности используем яркие и насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает.

При организации двигательной активности детей с нарушением зрения мы всегда помним о рекомендациях врача-офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.

Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подхода к детям. Для занятий с детьми с нарушением зрения мы используем нестандартное оборудование. Эти пособия вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с ними. Использование этого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.

В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...

Доклад по теме: «Механизм реализации здоровьесберегающих технологий для детей с нарушением зрения»

Особое место в детской патологии зани­мает нарушение зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенк...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"

Консультация для педагогов "Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения"...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....