доклад на тему: "Организация практической работы с родителями по формированию социально- нравственных качеств детей"
материал на тему

Новикова Людмила Викторовна

сообщение к педсовету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация  практической работы с родителями  по формированию социально- нравственных

 качеств детей

  В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе,  ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

   Социализация — это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

  Дети способны адаптироваться в коллективе, если создать необходимые условия как для самого ребенка, так и для его семьи. Социальный опыт ребенка — это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.

Семья является первым социальным институтом формирования личности ребенка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребенок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с окружающими, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Быть нравственно воспитанным - это значит уважать всех, кто трудится, самому хорошо трудиться, быть активным во всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко всяким формам унижения человека.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

· социальное положение;

· материальное положение;

· род занятий родителей;

· образование родителей;

· эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются именно нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Главная особенность семейного воспитания заключается в том, что отношения в семье должны быть основаны на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности.

Научным исследованием доказано, что отношение ребенка к окружающему миру напрямую зависит от родительского воспитания, поэтому  работа по формированию нравственных качеств дошкольников должна обязательно иметь направление в постоянной связи с родителями воспитанников.

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

-  установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

У семьи и образовательного учреждения — единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме.

Однако, часто бывает так, что даже обладая педагогическими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением родителям знаний необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности родителей подразумевается совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов «педагогической рефлексии». Педагогическая рефлексия — это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем.

Задача образовательного учреждения — определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Укреплению взаимоотношений педагогов и родителей помогает проведение совместных праздников и развлечений, экскурсий, игр, организация выставок поделок, например: «Дары осени» (поделки из природного материала), «Мастерская деда Мороза», выставки рисунков «В гостях у осени», «Зимушка-зима», «Весенняя капель», «День Победы», а также проведение  тематических вечеров, чаепитий, обустройство игровых площадок. Родители на таких мероприятиях являются не только зрителями, но и полноправными участниками.  Родители оказывают помощь в пошиве костюмов и изготавливают вместе с детьми декораций к спектаклям, принимают активное  участие в оснащении предметно-развивающей среды.  Также  укреплению отношений может служить организация «Семейных клубов», где родители и дети объединяются, могут поделиться друг с другом практическими  умениями, проводить мастерклассы и пр.

   Ознакомлению родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения  служат информационные стенды, размещенные в ДОУ. На них размещается информация о дошкольном учреждении, особенностями его работы и другая полезная родителям информация.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.  Формой такой работы могут служать индивидуальные беседы .

« О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников».

Цель: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.

« Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

 Цель: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе и бережного отношения к ней.

 «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»

На информационных стендах также рекомендуется вывешивать материалы нравственного содержания.

Например:  

· «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей» (Пример родителей является первым образцом, на который ребенок ориентируется и на основе которого овладевает различными формами человеческих отношений. Это очень важно, так как первые впечатления - самые сильные, они остаются на всю жизнь)

 «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»

 ( Родители - его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью).

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника»

«Секреты воспитания вежливого ребенка»,

 «Роль родителей в формировании первых чувств патриотизма»

 В специальных папках следует иметь подборки методических рекомендаций для родителей по воспитанию культуры поведения у детей, советы родителям по воспитанию детей.

Важным видом работы с родителями является проведения родительских собраний. Для изучения и распространения передового опыта семейного воспитания проводить собрания можно в форме  дискуссий, обмена опытом, «круглого стола».

Тематика может быть следующей:

«Роль семьи в нравственном воспитании своих детей»

 Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.

« Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка»

 Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

« Воспитание культуры поведения у дошкольников»

 Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

Вывод

В формировании личности ребенка огромное значение имеет семья. Семья — это первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек. Это малая социальная группа - первая школа жизни для ребенка.

Дети постоянно ориентированы на родителей, повседневно находятся в общении с ними. Поэтому они усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а также внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т. д. Детский сад не может заменить семью, поэтому необходима постоянная забота о правильной организации всестороннего воспитания в семье, следует добиваться достижения единства педагогических воздействий педагога и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Презентация "Счастливые детства страницы" (Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста)

Презентация -Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе  социально-нравственного воспитания детей   дошкольного возраста...

Отчет работы по самообразованию «Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме:«Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных навыков общения с помощью сюжетно - ролевых игр»в под...

Доклад на тему: «Эффективные формы работы с детьми по формированию духовно- нравственных качеств»

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание ...

Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса примен...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...