"Игры, викторины, конкурсы, эстафеты для дошкольников".
консультация по физкультуре

Меланьина Ирина Николаевна

Консультация для педагогов о значении подвижных игр для дошкольников. Об особенностях проведения подвижных игр с младшими и старшими дошкольниками. О викторинах, конкурсах и эстафетах для дошколят. Комплексное годовое планирование мероприятий. Подготовка конкретного мероприятия. Организация и проведение мероприятия. Использование результатов мероприятия в повседневной жизни детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей                                                             «Подвижные игры, викторины, конкурсы и эстафетыдля детей дошкольного возраста».

«Игры детей – вовсе не игры,

правильнее смотреть на них

как на самое значительное и

глубокомысленное занятие

этого возраста».  М. Монтень.

                                                               

Взрослыми людьми так много сказано и написано о детской игре! Исследователи и практические работники единодушны: игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника (т. е. такая деятельность, которая ведёт за собой его развитие). Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, игры с музыкальным сопровождением.                                                                                                                                         В целях повышения двигательной активности детей дошкольного возраста рекомендуется использовать подвижные игры разной интенсивности. Во время подвижных игр у детей формируются умения использовать приобретённые двигательные умения и навыки в повседневной жизни с её многообразными ситуациями. У детей развиваются такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость. Играя, дети учатся действовать смело, проявлять активность, решительность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.  У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, ответственности, взаимопомощи и честности.Хотя решающая роль в руководстве подвижной игрой принадлежит педагогу (инструктору, воспитателю), важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении подвижных игр, чтобы старшие дошкольники научились играть в игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, доводя игру до конца. Для того, чтобы у детей сохранилосьбодрое и жизнерадостное состояние на протяжении всей игры, педагогам необходимо правильно чередовать подвижные игры с высокой двигательной активностью с более спокойными видами деятельности. Незначительная усталость, появляющаяся при участии детей в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению детского организма к повышенной физической нагрузке, тем самым повышает работоспособность и выносливость дошкольника. Но так как эти игры эмоциональны и привлекательны для детей, педагогу важно не допускать перевозбуждения и переутомления детей. Внешними признаками утомления является чрезмерная отдышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на лёгкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к текущей игре. Переутомление негативно сказывается на общем состоянии ребёнка и может привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или, наоборот, вялость и апатию.Поэтому при руководстве подвижными играми педагог доложен осуществлять наблюдение за состоянием играющих детей и регулировать физическую нагрузку, используя следующие приёмы:

  • увеличивать или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей игры или отдельных её частей;
  • регулировать длительность перерывов в игре или проводить игру без перерывов;
  • проводить игру на большой территории (участке) или меньшей территории, с большим или меньшим количеством препятствий; изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре; удлинять или сокращать дистанции для того или иного вида движения; варьировать количество движений.                                                  

Очень важно при планировании и проведении подвижных игр учитывать возраст детей и их индивидуальные возможности и способности. Так игры и игровые упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с задержкой двигательного развития, физически менее подготовленных необходимо систематически привлекать к участию в более доступных им играх, усложняя их постепенно.

Особенности проведения подвижных игр с младшими дошкольниками.

Дети младшего дошкольного возраста довольно активны и много двигаются. Однако их двигательный опыт ещё невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в игре, ориентировка в пространстве затруднительна для них. Малыши ещё не владеют рядом двигательных навыков, поэтому содержание их двигательной деятельности однообразно.                                                                                                                          Для повышения активности и обогащения движений детей данного возраста большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов или игрушек, побуждающих малышей к различным двигательным действиям. Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников требует постоянного внимания педагога, его помощи и непосредственного участия в подвижных играх малышей.

Особенности проведения подвижных игр со старшими дошкольниками.

Дети старшего дошкольного возраста более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.                         Несмотря на достаточно приобретённый двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи ируководстве взрослого при организации и проведении подвижных игр и эстафет соревновательного характера. Задача педагога приучить детей выполнять определённые правила, т.к. игры без правил не бывает и соблюдение правил игры позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность конкретной игры.                                                        Дети должны знать и уметь соблюдать ряд правил:

  • начинать и прекращать игру по сигналу взрослого;
  • быстро и чётко перестроиться или занять определённое место для начала игры;
  • играть честно, чётко соблюдая правила данной игры (н-р: если осален, прекратить игру и встать на определённое место или выполнять задание для осаленного);
  • не убегать за границы обозначенной площадки, увёртываться во время бега;
  • во время ловли салить по плечу, не ударять и не хватать игрока за одежду;
  • если во время игры кто-то из игроков упал – не смеяться, помочь подняться;
  • играть дружно, в случаи победы – не зазнаваться; в случае проигрыша – не унывать, а подумать о причине проигрыша.

Викторины, конкурсы, эстафеты.

Викторины и конкурсы – своеобразные формы познавательной и двигательной деятельности дошкольников. Педагогическая ценность такой неформальной совместной деятельности детей и взрослых состоит в том, что дошкольники приобретают положительный опыт взаимодействия с партнёрами, управляют своими действиями в соответствии с установленными правилами и требованиями, проявляют самостоятельность. Содержательной основой данных форм познавательной активности может стать любая образовательная область.Викторины, конкурсы и эстафеты в основном используются в старшем дошкольном возрасте. Однако в младшем возрасте в процессе организации развлечениймогут использоваться элементы викторины (в младшей и средних группах) и элементы конкурса (в средней группе со второй половины года) с учётом возрастных возможностей и кругозора детей.

Викторина – игра в ответы на вопросы, объединённая какой-либо общей темой.

Конкурсы или эстафеты соревновательного характера представляют собой дружественное состязание. В дошкольном возрасте они имеют свою специфику. Противостояние отдельных соперников может травмировать психику ребёнка и закрепить отрицательный опыт поражения у одних детей и формировать чувство превосходства и завышенную самооценку у других. Поэтому в дошкольном возрасте целесообразно командное участие в конкурсах и эстафетах. Конкурсы и эстафеты могут проводиться:

  • между детьми одной группы;
  • между коллективами разных групп, но одного возраста как в пределах одного детского сада, так и со сверстниками других ДОУ;
  • с участием взрослых (педагогов и родителей).

Дети могут состязаться в выполнении заданий по определенной теме, в припоминании стихов и поговорок (н-р: о здоровом образе жизни), в прохождении лабиринтов и полос препятствий, в отгадывании тематических загадок (н-р: о сезонных видах спорта), выполнение творческих физкультурных заданий, поиск спрятанного сюрприза по ориентирам в групповой комнате или физкультурном зале (Н-р: игра-путешествие в командах по улицам города Здоровья. Житель каждой улицы дает задание команде. Если команда справляется с заданием, житель дарит участникам команды один пазл. В конце путешествия игроки из заработанных пазлов собирают эмблему своей команды).                                                                                                                                                Викторины, конкурсы и эстафеты предполагают, с одной стороны, продуманную подготовку, а с другой стороны создание непринуждённой обстановки в момент их проведения, чуткое реагирование на возникающие ситуации и быстрое изменение продолжительности мероприятия в случае необходимости.                                                                                                              Педагогическую работу в этом направлении можно разделить на несколько этапов: комплексное годовое планирование, подготовка конкретного мероприятия, организация и проведение мероприятия, использование результатов в повседневной жизни.                                 1. Комплексное годовое планирование состоит в следующем:

  • создание картотеки и накапливание вопросов и заданий, их систематизация в удобной педагогу форме и на разных квалификационных основах. Например, по возрастам, по темам, по образовательным областям и т. п.;
  • выбор формы: викторина, конкурс или эстафеты соревновательного характера;
  • определение тематики: выбор образовательной области и темы.

2. Подготовка конкретного мероприятия:

  • подбор вопросов и заданий в соответствии с содержанием и формой мероприятия;
  • разработка сценария мероприятия, совместное обсуждение с детьми количества и состава команд, очерёдность их вступления в игру, правила выбывания, размещение ведущего, играющих и групп поддержки, звуковые сигналы, стоимость правильного и быстрого ответа и др.;
  • подбор звуковогосопровождения, эскиз украшения помещения;
  • распределение среди педагогов, специалистов и родителей организационных участков мероприятия;
  • определение состава жюри или судейской команды, номинаций, критериев оценки и комментариев;
  • подготовка атрибутики, призов, плакатов, объявлений и пригласительных              билетов для родителей воспитанников и гостей;
  • убранство помещения;
  • проведение подготовительной педагогической работы (создание положительной атмосферы ожидания, разучивание рифмовок, названия команд, девизов, установление правил выражения поддержки соревнующимся, тренировка работы в команде и др.).
  • 3. Организация и проведение мероприятия:
  • сбор команд, облачение в форму или костюмы;
  • сбор гостей, торжественный выход команд, презентация состава команд, приветствие участникам, представление жюри;
  • проведение мероприятия в соответствии со сценарием, выполнение организаторами и помощниками своих функций, поддержание общей положительной эмоциональной атмосферы;
  • подведение итогов мероприятия по разным номинациям, включая участников игры и группы поддержки, объявление результатов состязания, награждение участников и призёров;
  • торжественное завершение мероприятия.

       4. Использование результатов мероприятия в повседневной жизни детей группы:

  • проведение эстафет по сюжетам проведённого мероприятия;
  • обсуждение отдельных понравившихся и запомнившихся фрагментов;
  • одобрение мыслительной активности детей, оригинальность решений, быстроты ответов, четкости и правильности выполнения того или иного задания или эстафеты;
  • обсуждение с отдельными детьми вопросов и заданий, прозвучавших в викторине или использованных в конкурсах, проведение индивидуальной работы с отдельными детьми;
  • побуждение детей к сбору новых вопросов и заданий;
  • обсуждение в малых группах эстетических правил поведения на мероприятии в случаях командного выигрыша или поражения).

Материал подготовила инструктор по физической культуре Меланьина И. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-эстафета для дошкольников «Осенние забавы»

Данная игра – эстафета может быть полезна в работе воспитателям детских садов, инструкторам по физической культуре, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Игру можно использоват...

Игра-эстафета для дошкольников «Зимние забавы».

Игра-эстафета для дошкольников «Зимние забавы»....

Игры-эстафеты для дошкольников. Громова О.Е.

Игры-эстафеты для дошкольников и младших школьников  Групповые игры. Громова О. Е. «Спортивные игры для детей». - М.: ТЦ Сфера, 2003...

Эстафеты конкурсы игры к 23 февраля для дошкольников

Предлагаю материал , который может быть полезен для проведения мероприятий, посвященных 23 февраля, Дню победы в ДОУ для дошкольников....

Спортивный конкурс- эстафета "Здоровый дошкольник"

Этот конкурс включает в себя эстафеты и игры соревновательного характера....

Новогодние игры, аттракционы, конкурсы, эстафеты, сюрпризные моменты

Новогодние игры, аттракционы, конкурсы, эстафеты, сюрпризные моменты...