Литературно-игровое мероприятие «Родное слово» По творчеству К. Д. Ушинского
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Башмакова Татьяна Викторовна

Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского — творения великого педагога, собирателя фольклорных сюжетов и талантливого рассказчика, которые увлекают детейс первых строк произведения. В них читатель встречает знакомых персонажей из народных сказок, людей и животных. Часто короткие истории доступны для понимания самым юным слушателям рассказов. Сказки Константина Дмитриевича всегда ненавязчиво учат добру, любви к природе, умению прислушиваться к советам старших и развивать свои лучшие качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._d._ushinskiy.docx24.6 КБ
Файл ushinskiy.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Литературно-игровое мероприятие «Родное слово»

По творчеству К. Д. Ушинского

Ведущий.  Много лет тому назад в городе Тула, что не далеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец у него был офицер, мама домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на «хорошо» и «отлично». После школы он поступил в Московский педагогический университет и стал учителем.

Ушинский мечтал научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Он стал сочинять интересные рассказы, сказки, загадки. Так появились два учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир», по которым дети учились в школе. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить!

К.Д. Ушинский написал очень много книг для детей и взрослых. Это принесло  Ушинскому славу народного учителя.

3 марта 2023 года отмечается 200-летие со дня рождения великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевич Ушинского.

С 2004 года лучших педагогов стали награждать медалью Ушинского. А 2023 год объявлен годом Педагога и наставника, в честь 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича.

Вы читали произведения К. Ушинского?

Тогда я предлагаю вам принять участие в викторине по его произведениям.

1. Узнай произведение по тексту.

Я буду читать отрывок, а вы должны узнать произведение.

1 текст: …Уступи мне дорогу – сказал один. – Вот еще, поди-ка. Какой
важный барин – отвечал другой…                        
Это сказка: "Два козлика" .

2 текст: …Почувствовав теплоту солнечных лучей, путешественник
приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.                                                  
Это: сказка "Ветер и солнце".

3 текст: …Бродя по площади, она случайно набрела на столбы, где висел колокол. Думая вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку и стала дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ стал сбегаться на площадь.
Это сказка "Слепая лошадь".

4 текст …Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали
колотить: сначала доской на чумке, потом трепалом на дворе, так, что от бедного льна летела пыль во все стороны.
 Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
— Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры.
Ответ: "Как рубашка в поле выросла".

5 текст ...Нет на свете доли хуже моей...! И кто только не точит зубов на меня!

Ответ: "Жалобы зайки".

6 текст ...Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел...                                            Ответ: "Чужое яичко".

7 текст ...Зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая....                           Ответ: "Лиса Патрикеевна".

8 текст ...Заревели тут козел да баран: - Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?..                               Ответ: "Плутишка кот".

2. Ведущий. А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм по одному из рассказов К. Ушинского.

Мультфильм «Четыре желания»

Каждое время года великолепно!   А какое время года любите вы?

Физминутка: (Дети имитируют движения)

Встаньте те, кто любит зиму. Представьте, что вы играете в снежки.

Встаньте те, кто любит весну. Покажите прилет птиц.

Встаньте те, кто любит лето. Похлопаем в ладоши.

Встаньте те, кто любит осень. Покажите, как листья кружатся и падают.

Вот видите и среди вас есть те, кто встал все 4 раза.

3 раунд: "Загадки с экрана". 

 Я сейчас вам покажу иллюстрации к рассказам и сказкам К.Д.Ушинского, а вы должны выполнить следующие задания: определить что это: рассказ или сказка и сказать название. (показывает на экране).
1 иллюстрация: 
рассказ "Утренние лучи".
Вопрос: - Вспомните, кого не смогли разбудить утренние лучи?
2 иллюстрация: 
сказка "Спор животных".
Вопрос: - Почему эта сказка так называется? Как хозяин разрешил этот спор?
3 иллюстрация: 
рассказ "Петушок с семьей".
Вопрос: - Почему курочки поссорились?
4 иллюстрация: 
сказка "Два козлика".
Вопрос: - Как эти два козлика оказались в воде?
5 иллюстрация: 
сказка "Как аукнется, так и откликнется".
Вопрос: Вопрос: - Почему не вышло дружбы у лисы с журавлем?
6 иллюстрация: 
рассказ "Бишка»".
Вопрос: -  Почему Бишка не захотела читать книжку?

7 иллюстрация: рассказ "Гуси".
Вопрос: - Что нового и интересного узнал мальчик от своего отца про гусей?
8 иллюстрация: 
рассказ "Васька".                                     

Вопрос: -

9 иллюстрация: сказка "Гусь и журавль".

Ведущий. А сейчас мы предлагаем вам посмотреть кукольный спектакль по одной из сказок К.Д. Ушинского

Смотрите внимательно, а потом скажете, какая это была сказка.

Кукольный театр по сказке Ушинского «Умей обождать»

Так какая это была сказка?

Кто ее автор?

Константин Дмитриевич Ушинский написал еще очень много сказок и рассказов для детей. Скоро вы пойдете в школу, научитесь читать и сможете сами их прочитать.

Сказки и рассказы К. Ушинского

 Бишка

Бодливая корова

Васька

Ворона и рак

Вместе тесно, а врозь скучно

Ветер и солнце

Ворон и сорока

В лесу летом

Волк и собака

Весна

Вареный топор

Ветер

Гуси

Грядки гвоздики

Гадюка

Гусь и журавль

Дети в роще

Два плуга

Два козлика

Дятел

Дедушка

Жалобы зайки

Зима

История одной яблоньки

Играющие собаки

Курица и утята

Кукушечка

Как рубашка в поле выросла

Как аукнется, так и откликнется

Козел

Козлятки и волк

Коровка Ласточка

Любопытство

Леший

Лето

Лес и ручей

Лошадка

Лиса и гуси

Лиса Патрикеевна

Лиса и козел

Лиса и волк

Мена

Мышки

Мужик и Медведь

Медведь и бревно

Не ладно скроен, да крепко сшит

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться

Охотник до сказок

Орел и кошка

Орел

Орёл и ворона

Осень

Петух и кот

Плутишка кот

Петушок с семьёй

Петух да собака

Проказы старухи-зимы

Пчелы и мухи

Пчелки на разведках

Птицы

Поездка из столицы в деревню

Паук Ручей

Разные сказки

Страшная коза

Спор воды с огнем

Слепая лошадь

Сумка почтальона

Спор животных

Спор деревьев

Трусливый Ваня

Уточки

Ученый медведь

Утренние лучи

Умей обождать

Четыре желания

Чужое яичко

Храбрая собака

Хлеб Хавронья


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского"

Вашему вниманию предлагается педагогический проект по развитию связной речи детей с использованием методов активизации детского творчества, построенный на произведениях К.Д. Ушинского....

« Учебные книги К. Д. Ушинского, А.Л. Толстого для детей («Азбука», «Родное слово», «Детский мир»)»

Константин Дмитриевич Ушинский - русский педагог, основоположник научной педагогики в России. Толстой Лев Николаевич- граф, писатель, мыслитель, педагог....

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского».

Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского. Формировать связную речь. Через знакомство с произведениями К.Д Ушинского формировать реалистическое отношение детей к природе. Воспитывать гуманное отно...

Проект Родное слово:" Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников".

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора в совместной деятельности....

"Волшебная страна слов" литературно-игровой досуг по творчеству Т.А. Гонтарь для 2 младшей группы

quot;Волшебная страна слов" литературно-игровой досуг по творчеству Т.А. Гонтарь для 2 младшей группы...

Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образо...