Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: Благодарное слово
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

         Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_konspekt_sotsiokulturnye_istoki.docx384.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по программе «Социокультурные истоки»

Тема: Благодарное слово

Средняя группа

г. Нижневартовск 2021

январь

Конспект ОД по программе «Социокультурные истоки»

Тема: «Благодарное слово»

Средняя группа

Цель: Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей. 

Задачи:

  1. Развивать у детей способность проявлять заботу и добрые чувства к близким.
  2. Развивать взаимодействие ребенка и взрослого.
  3. Активизировать словарь детей (благодарю, благодарствую, премного благодарен).

Ход образовательной деятельности: 

1.     Организационный момент:

Взрослый: Сегодня я хочу тебе рассказать об одной очень интересной профессии. Весной, а особенно летом, проходя по улицам нашего города ты, конечно же, замечал (а) красоту наших улиц. Весь город утопает в зелени деревьев, кустов и цветах. Всю эту красоту создают и поддерживают люди, название профессии которых - садовник. Чем интересна эта профессия? Садовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым участком. Садовник должен обладать большим знанием о цветах и деревьях. Он выполняет работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, которые способствуют быстрому росту растений. Удобрение - это как еда для нас с вами, но только для цветов. У садовников, как и любой другой профессии, есть свои инструменты. Это разнообразные лопаты (от большой до маленькой, тяпки, грабли, лейки, ведра. Все эти инструменты или по-другому они называются - инвентарь, помогают и облегчают труд садовника.

Сегодня я тебе  прочитаю сказку «Правдивая история о садовнике». Написала ее писательница Абрамцева Н.К.

2. Прочитайте детям сказку:

 Абрамцевой Н. К. «Правдивая история о садовнике»:

Сказки для добрых сердец

 
      Много-премного лет назад жил маленькии-пре-маленький удивительный городок. В нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или черешневый, или грушевый, или персиковый, или еще какой-нибудь.
    Жители городка очень любили навещать и приглашать друг друга к себе. По делам и просто так. Каждый день они писали письма: «Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не заходили в черешневый дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были друзьями)! Вас ждут хозяева в яблоневом саду». А почтальону говорили:
— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому-то или тому-то. Почтальон ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но однажды случилась неприятность. Почтальон нес три очень важные записки с просьбой зайти: пекарю — к хозяйке яблоневого сада, гончару — в дом вишневый, аптекарю — в персиковый.
    И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье настроение.
    Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес. Полетели письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад… садовника. Так уж захотел ветер.
     Садовник уже очень давно выращивал цветы. Разные. Красивые.
     Некрасивых цветов не бывает. Цвели в саду садовника желтые и белые нарциссы, красные розы, белые и розовые маргаритки…
    Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое торжество, или просто хорошее настроение — каждый мог прийти к садовнику и для каждого он подбирал цветы.
    А калитка сада, увитая крупными голубыми вьюнами, с удовольствием пропускала всех-всех. Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже в гости ни к кому не ходил.    Потому что каждому самому было приятно зайти в его чудесный сад, единственный в городе цветочный сад.
    Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-приглашения зайти к хозяевам яблоневого, вишневого и персикового садов. Откуда было знать садовнику, что не его ждали, а пекаря, гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами: «Уважаемый сосед…»
    Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал, какие цветы нужны, и осторожно уложил букеты в корзину. Сначала он решил зайти в яблоневый дом.
Радостно, но удивленно встретила хозяйка садовника.
— Ах, какая приятная неожиданность! Сейчас должен прийти наш уважаемый пекарь. Я собиралась заказать ему шесть булок с маком, потому что я жду в гости дорогих тетушек.
    Теперь удивился садовник и показал случайно попавшую к нему записку, предназначенную пекарю.
— Ах, — всплеснула руками хозяйка, — я, конечно, очень рада вам, достопочтимый садовник. Но как же быть с булочками для тетушек?
— Да, — сказал садовник, — кажется, произошла большая неловкость. Я, право, сожалею, но я, право, не виноват. А булочки… Может быть, это в какой-то степени заменит вашим тетушкам булочки?
     И садовник вынул из своей корзины большущий букет золотых шаров. Их золотые шапочки немного походили на золотистые булочки.
    Сейчас самое время сказать, что «цветы были волшебные, а потому незамедлительно превратились в булочки», но я рассказываю не сказку, а правдивую историю, и потому цветы остались просто цветами.
    А садовник поднял свою корзину с цветами и отправился в вишне-, вый сад. Но там, как ты знаешь, ждали гончара. Потому что у главного кувшина в доме, у кувшина для молока, отбилась ручка. Потому хоть и рады были садовнику, но…
    Красные обыкновенные тюльпаны, которые подарил садовник хозяйке сада, не превратились в новый, такой нужный кувшин. Просто цветы не умели превращаться в полезные вещи.
     А вот и персиковый сад. Его хозяева с нетерпением ждали аптекаря, потому что у их дочери очень болела голова. Не было у садовника целебной настойки, а потому лучшее, что он мог подарить девочке, был букет светло-лиловых фиалок.
…И вот вечер. Грустит садовник в своем чудесном саду. Кажется, что подвел он хозяев и яблоневого сада, и вишневого, и особенно персикового…
    Вдруг скрипнула калитка, задрожали граммофончики вьюна. И в сад вошла хозяйка сада яблоневого. Женщина держала в руках огромное расписное блюдо, полное чудесных красных и желтых яблок.
— Милый садовник, — сказала она, — большое-пребольшое спасибо, а эти яблоки шлют вам мои тетушки. Им так понравились ваши золотые шары, что они решили поселиться в нашем городе насовсем.
     Садовник очень обрадовался и очень удивился.
     И вновь задрожали голубые вьюнки на калитке. Пришла хозяйка вишневого сада. Она принесла красивый пирог с вишнями.
— Милый садовник, — сказала она, — кувшин для молока — вещь, конечно, незаменимая и необходимая, но, когда мы поставили в кувшин с отбитой ручкой ваши красные тюльпаны, нам стало ясно, совершенно ясно, что для молока нужен просто другой кувшин.
    Доволен садовник, что и говорить.
    И снова задрожали голубые вьюны на калитке. Прибежала девочка из персикового сада. Прибежала, высыпала в траву из своего передника розовые персики.
— Ах, садовник! Уважаемый садовник! Голова у меня не болит! Совсем! Эти фиалки! Ваши фиалки! Разрешите мне завтра, и послезавтра, и потом, и каждый день приходить к вам за фиалками.
    И убежала. Один остался садовник. Задумался. Не понимал он, как сумел заменить и уважаемого пекаря, и умелого гончара, и почтенного аптекаря. Ведь он просто садовник, просто цветы выращивает.
    Одной простой вещи не знал садовник: не бывает цветов просто. Все цветы чудесные.      Все цветы волшебные.
   Не веришь? А ты поверь. Я не сказку рассказываю, а правдивую историю.

Физкультминутка:

«Садовник»

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали,

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор,

Завели мы разговор.

— Ты скажи,

садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду

Слив лиловых,

Самых лучших

Груш медовых,

Самых крупных,

Самых сладких

Спелых яблок

Два десятка,

Вишен

Целый килограмм!

Вот что дам

В награду вам.

Шагают на месте.

«Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Движения правой, левой рукой вверх, вниз.

«Ударяют» молотком.

Сделать «клювик»  (соединить 4

пальца, а большой- внизу под ними)

«Клювик» - открывается

закрывается правой рукой.

Загибают по одному пальцу.

Вопросы по сказке:

Взрослый: Тебе понравилась сказка?

Взрослый: Какие сады росли вокруг каждого дома?

Ребенок:  Яблоневый, черешневый,  грушевый, персиковый.

Взрослый: Правильно,  молодец.   

Взрослый: Кто в этом городе разносил письма?

Что однажды случилось с ним?

Ребенок: Почтальон. Однажды налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье настроение. Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес.

Взрослый: Кто нашел эти письма?

Ребенок: Садовник!

Взрослый: Верно, что подумал садовник, увидев эти записки?

Ребенок:  Он подумал, что его зовут в гости и начал собирать букеты.

Взрослый: Как встретили садовника в домах, куда он пришел?

Ребенок: Радостно и удивленно.

Взрослый: Почему вечером загрустил садовник?

Ребенок: Потому что ему кажется, что подвел он хозяев  яблоневого,  вишневого и  персикового садов…

Взрослый:  Скажи, пожалуйста, какими словами отблагодарили садовника хозяйки фруктовых садов? 

Ребенок: «Милый садовник, большое – пребольшое спасибо, уважаемый садовник».

 Взрослый: За что благодарили хозяйки садовника?

Взрослый читает пословицу и объясняет ребенку ее значение.

Кто благодарен за малое, тот получает многое.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Заключительный этап.

Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родным, близким, родной земле, матушке-природе.

Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителей за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека.

 Что обозначает слово «благо?» Кто как думает?

«Благо это добро; все доброе, полезное, служащее  нашему счастью», так говориться в словаре В.И. Даля. Поэтому слова благодарности - благостные слова, приносящие покой, любовь и радость.

Сказать БЛАГОДАРЮ  - означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро.

Предложите ребенку раскраску - Яблоня.

Или взрослый рисует яблоню, с яблоками, а ребенок – раскрашивает яблочки.

В свободное время прочитайте сказку «КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО?» Е. Фроловой и побеседуйте.

Прочитайте детям сказку:

КТО ВЫРАСТИЛ ЯБЛОЧКО? Е. Фролова


   Мама принесла домой большие румяные яблоки. Взяв одно яблоко, она протянула его своей дочке Настеньке. Обрадовалась девочка и говорит
- Ой, какое красивое яблоко! Спасибо, мама
- Не меня благодари, Настенька, — ответила мама, — а дерево, которое вырастило такие вкусные плоды
Побежала девочка в сад поблагодарить яблоньку, прошелестела в ответ яблонька:
- Спасибо, Настенька, за твою благодарность, но без заботы садовника я никогда не вырастила бы такие вкусные яблоки.
Садовник как раз работал неподалеку. — Дедушка, — сказала Настенька, -спасибо тебе за то, что ты заботился о яблоньке.
— Не меня благодари, девочка, а солнышко, — улыбнулся садовник, — без его теплых лучиков, яблоки никогда не созрели бы.
«Так вот, кого нужно благодарить», — обрадовалась Настенька и обратилась к солнышку:
— Спасибо, милое солнышко, за такие вкусные яблоки!
Солнечные лучи ласково прошептали Настеньке:
— И мама, и яблоня, и садовник, — все мы старались, Настенька, чтобы яблочки сочные да сладкие тебя радовали и помогали тебе расти.

Вопросы к сказке:


Взрослый: Нравится ли тебе, когда вас за что-либо благодарят.
Взрослый: Как ты думаешь, слышит ли природа благодарность человека?
Взрослый: Перечисли, чему в природе ты благодарен больше всего, и объясните почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» тема:"Дом доброты"

Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжела...

Конспект образовательной деятельности по программе социокультурные «Истоки» в старшей группе

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека....

Конспект активного занятия по программе "Социокультурные истоки" Тема "Светлая Пасха"

Материал будет интересен для проведения праздника  "Светлая Пасха"Занятия прошло интересно, дети и педагоги долго готовились....

Конспект активного занятия по программе "Социокультурные истоки" Тема "Мама - солнышко моё"

Этот азмечальный празник подарит всем хорошее настроение! Активное занятие с детьми  и родителями по программе "Социокультурные истоки". Для детей 3-4 лет....

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» Тема: «Любимая книга»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»Тема: «Любимая книга»...

Конспект активного занятия с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Напутственное слово в семье».

Конспект активного занятия  с родителями по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Напутственное слово в семье»....

Конспект занятия по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» тема: «Сказочное слово»

Конспект занятия  по программе «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»тема: «Сказочное слово»...