Проект " Россия в произведениях А.Блока"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Шумкова Юлия Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...2-3

Глава I

Биография А.А. Блока…………………………………………………………………4

Глава II

2.1 Александр Блок как поэт-патриот………………………………………………..5

2.2 Обращение к теме исторического прошлого России………………………...6-10

2.3 Образ России в  стихотворениях А. Блока,  сборник "Родина"…………….11-15

Заключение………………………………………………………………………........16

Список используемой литературы…………………………………………………..17

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_a.blok_.doc131.5 КБ
Microsoft Office document icon zashchitnoe_slovo.doc36.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiyaa.blok_.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...2-3

Глава I

Биография А.А. Блока…………………………………………………………………4

Глава II

2.1 Александр Блок как поэт-патриот………………………………………………..5

2.2 Обращение к теме исторического прошлого России………………………...6-10

2.3 Образ России в  стихотворениях А. Блока,  сборник "Родина"…………….11-15

Заключение………………………………………………………………………........16

Список используемой литературы…………………………………………………..17


«Сотри случайные черты и ты увидишь : мир прекрасен…»

(по поэзии А.А.Блока)

Введение

Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии.

Александр Александрович Блок творил и жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.А. Блок относится к числу замечательных поэтов, творивших в период Серебряного века русской литературы. Он являлся поздним символистом. Его творчество продолжает цениться и читаться даже сегодня.

В своей поэзии А. Блок поднимал не мало важных и насущных тем и проблем. К их числу относится тема любви, революции, одиночества, жизненного искания, чувств. Отлично раскрыта тема России.

Актуальность темы

         Александр Блок является одним из самых интересных писателей конца 19 века – начала 20 века.

      В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей: рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока.

В большинстве исследований рассмотрение образа России ограничивается только дореволюционным творчеством Блока, в поле зрения исследователей попадает только его дореволюционная лирика, и почти никем не включается в контекст темы послеоктябрьское творчество. Так, поэма "Двенадцать" вообще чаще всего рассматривается изолированно, вне связи с дореволюционным творчеством Блока, а тем более с темой России. А центральное в понимании образа России стихотворение Блока "Скифы" чаще всего вообще остаётся за пределами внимания исследователей, и тем более, почти никем не соотносится с циклом "На поле Куликовом". Те же самые проблемы существуют и в школьном изучении творчества Блока: при существующем положении дел школьные уроки не могут дать целостного представления (от раннего творчества до последних произведений поэта) о блоковском образе России. Это может стать возможным при понимании того, что образ России является доминирующим в творчестве Блока, следовательно, всё его творчество необходимо изучать сквозь призму этого динамично развивающегося образа. Единство стихотворений в цикле, связь отдельных периодов творчества была для Блока принципиальной позицией. Поэтому невозможно рассматривать стихотворения Блока вне развития его творчества. При любом пути изучения творчество Блока неотделимо от рассмотрения эволюции его общественной позиции на фоне важнейших событий эпохи и литературной жизни России этого периода.

В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей: рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока. При разном объёме исследований, при разнообразии подходов, всё-таки есть то общее, что характерно для всех работ литературоведов.

Целью данной работы изучить, как А. Блок описывает Россию в своих произведениях и какие образы и символы он использовал.

          Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать творчество А. Блока.
  2. Проанализировать произведения А. Блока, в которых описывается Россия.
  3. Выявить образы и символы, которые А.Блок использовал для описания России.

Объект исследования: творчество А. Блока: "На поле Куликовом", сборник "Родина".

Предмет исследования: своеобразие произведений А. Блока в различные периоды творчества.

Методы исследования:  постановка проблемы, описание, анализ теоретических  источников, сравнение, обобщение.

Основная гипотеза: Александр Блок, как личность, остро переживающая за судьбу своей страны, ему было нелегко.

Практическая значимость работы: результаты работы могут быть использованы студентами при подготовке по творчеству А. Блока, кроме того учителями при подготовке по творчеству А. Блока.

Глава I

Биография А.А. Блока

       Родился Александр Блок в 1980 году (16 ноября по старому стилю) в городе Санкт-Петербурге. По происхождению этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.

Вообще литература сыграла большую роль в жизни Бекетовской семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и прозе. Естественно, что и А.С. Блок начал сочинять с 5 лет. А немного позже он уже издавал рукописный журнал, с 16 лет стал писать всерьёз, но ещё долго не показывал своих писаний никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась ему самым близким человеком. И он часто повторял: « Мы с мамой - почти одно и то же».

        В 1889 году он был отдан во Введенскую гимназию. Сам он был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, тёток и бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения.

        В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. Спустя много лет, побывав в Бад Нагуйме, он как бы заново пережил свою первую любовь и посвятил воспоминания о ней целый цикл стихов «Через двенадцать лет», одну из жемчужин своей лирики.  

        В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году. Университет, как и гимназия, не оставил заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и запросы его с ранней юности лежали совсем в другой плоскости. Сначала он пережил сильнейшее увлечение театром, мечтал о поступлении на большую сцену.

        Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным.

Глава II

2.1 Александр Блок как поэт - патриот

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

За двадцать с лишним лет творческой деятельности Блок претерпел сложную эволюцию. Он шел трудным, извилистым путем. Связь поэта с лучшими освободительными традициями русской классической поэзии - традициями Пушкина, Лермонтова, Некрасова - помогла ему преодолеть антиобщественные начала символизма и стать поэтом-гражданином. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил его грозным проклятием старому миру, прозвучавшим с большой силой в замечательной поэме "Двенадцать".

Основные темы творчества Блока в период после революции 1905 года глубоко значительны, всем им он сумел дать полное и искреннее выражение. Это - тема родины, народа, России. Это - тема революции в широком смысле слова. Это тема, которую мы назовем темой критики общественного строя, и, наконец, широкая гуманистическая тема человека.

Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы - одна из вершин русской поэзии. Тема России - важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. Революционные события 1905 года вплотную подвели Блока к теме Родины, России. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины.

Тема России - сквозная тема в лирике Александра Александровича Блока. "Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе, к ней придём. Мы не пойдем, - она сама пойдет на нас, уже пошла, - писал Блок Станиславскому, - этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно произношу я имя: Россия. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель…".

Эти слова знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопения, открылась его Отчизна. Обращение к родине, к жизни как к путеводной звезде, скрывшейся за туманом, проходит через все творчество А. Блока.

2.2 Обращение к теме исторического прошлого России

Цикл "На поле Куликовом" - высшее поэтическое достижение Блока 1907 - 1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода "лирическим историзмом", способностью увидеть в прошлом России свое  близкое - сегодняшнее и вечное. Для блоковского художественного метода этих и дальнейших лет примечательны и попытки преодолеть символизм и глубинная связь с основами символистского видения мира.

Сюжет цикла "На поле Куликовом" имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Обращение поэта к исторической теме не случайно. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. В прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли. Блок создал лирический образ многоликой России.

 В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Поэтический цикл Блока "На поле Куликовом" - это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле "На поле Куликовом" поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: "Куликовская битва" принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

В цикле "На поле Куликовом" Блок старается осмыслить русскую историю, но не как сторонний наблюдатель или беспристрастный летописец, а как соучастник. Поэт органически сливается со своим лирическим героем. Трудно понять, где автор говорит от себя, где от имени лирического героя. История начинает говорить голосом поэзии. У России такое великое прошлое и такое огромное будущее, что захватывает дух:
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Цикл "На поле Куликовом" разделен на пять глав. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: временном и пространственном. Изображение исторического пути России представляет нам временной план.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится
        Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться "мглы - ночной и зарубежной", скрывающей ее долгий путь. Эта сила в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины - "степной кобылицы", несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание - плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль:

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Сочетание временного плана с пространственным, придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

И нет конца!

Мелькают версты, кручи…

Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это - не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока ("Россия").

Это - поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Здесь у поэта появляется прекрасный образ России - жены, молодой и горячо любимой женщины. Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. Он хочет понять источник силы и стойкости России, от этого не слабеет, а лишь укрепляется сыновняя привязанность к Родине. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова "степь", "степной" подчеркивают просторы родной земли:

Начинается бой, которому не видно конца:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Это - борьба не только с нашествием, это борьба с тем темным, рабским следом в душах, который оно оставило. И летящая вдаль степная кобылица - воля и вольница, которую нелегко взнуздать, укротить, направить в мирное русло. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

В стихотворении "Река раскинулась." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь." В стихотворении А. Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами".).

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой - первый из тех, которые еще предстоят.

Лирический герой этого цикла - безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Образ лирического героя сливается с образом защитника Родины. Он патриот родной страны, борец за ее свободу. Герой, понимая, что битва тяжела, что он "не первый воин, не последний", готов "за святое дело мертвым лечь". Там же звучит неприкрытая горечь: "Долго будет родина больна".

Особую роль в развитии патриотической темы в данном цикле приобретает древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, поле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к "Слову о полку Игореве", "Задонщине") восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот).

Вся совокупность художественных средств: метафоры (стяг взыграет, родина больна), эпитеты (горючий камень, поганая орда, светлая жена, святое дело), антитеза (первый - последний) и др. - используется Блоком с одной целью - как можно полнее донести главную идею единения героя со своей страной, с ее трагической судьбой.

В третьем стихотворении образ Родины - это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее.

Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.

Поэт уверен, Россию охраняет некая сила, она невидима, но ощутима. Благодаря этому заступничеству страна поднимается из пепла, как птица Феникс:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Четвертое стихотворение ("Опять с вековою тоскою. ") выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Раздумья и распутья Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать - на чьей он стороне: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование позиции интеллигенции дает сам Блок в статье "Народ и интеллигенция", написанной в том же 1908 году.

Пятое, заключительное, стихотворение в структуре цикла имеет значение первостепенное: здесь - взгляд в будущее, чреватое и "мглою бед неотразимых" (как сказано в эпиграфе, взятом из Вл. Соловьева), и решающими битвами за Россию, до времени придавленную реакцией:

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Какое реальное содержание вкладывал Блок в понятие будущего, видно из его письма к В. Розанову (20 февраля 1909 года). Великой русской литературой и общественной мыслью завещана "огромная концепция живой, могучей и юной России". Она охватывает и мужика с его думой "все об одном", и "юного революционера с пылающим правдой лицом", вообще все грозовое, насыщенное электричеством. "Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия "мужает", то уж, конечно, - только в сердце русской революции… С этой грозой никакой громоотвод не сладит".

Блок мысленно стоит перед грядущей революцией, понимает ее неизбежность и неизбежность выбора: на чьей стороне стоять. Как известно, поэт в решающую минуту выбрал сторону народа, невзирая на кровь и жестокость. И шел по этому пути до конца.

В цикле большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси - святость ("святое знамя", "лик нерукотворный"). В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий ("Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла"). А поэтичная блоковская фраза "Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней" обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Цикл "На поле Куликовом" выдержан в логической последовательности, стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России (не случайно: "не может сердце жить покоем" - лирический герой понял это не только разумом, но и сердцем, т.е. всем своим существом). Важно, что в этом цикле Блок говорит "Русь" (а не "Россия"), ибо это не только следование историческим реалиям.

Таким образом, цикл "На поле Куликовом" можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя, прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории. Автор проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества.

Для писателя значение Куликовской битвы было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле "На поле Куликовом".

         

2.3 Образ России в стихотворениях А. Блока (сборник «Родина»)

         В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием "Стихи о России". В лирическом трехтомнике, который автор назвал "романом в стихах", есть цикл "Родина", который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского человека: "Родина - это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек. ".

Цикл "Родина" - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?. "

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Возникающий в последней строфе символический образ -

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим.

Что же молчишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

Предвестие грядущих перемен.

За море Чёрное, за море Белое

В чёрные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни.

Поэт нарисовал оформленное безумным давлением времени "лицо онемелое", которое "дико глядится" - "в черные ночи и белые дни". Здесь запечатлена повторяющаяся страница национальной истории, присутствие в современности глубинных истоков прошлого. Две краски доминируют - черная и белая. Дикость, варварская неразвитость мешают ритму исторического пути, но здесь жизнь, поэтому поэт стремится стать участником этого трудного ритма: "…вместе ль нам маяться?". Качание маятника и маяться - здесь однокоренные слова, хотя значение страдания остается в этом "маяться", но и движение времени означает ритм пути.

Созданный А. Блоком страшный мир - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам А. Блок предельно открыто выразил эту свою, любовь-ненависть в стихотворении "Грешить бесстыдно, непробудно." (1914 г.). В нем возникает крайне отвратительный, безмерно отталкивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого - это беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

В стихах Блока о Родине все чаще ощущаются некрасовские настроения. Одно из самых ярких - "На железной дороге" (1910). Здесь проводятся параллели с "Тройкой" Некрасова. В центре обоих произведений - мотив ожидания счастья, связанный с дорогой. И все же "На железной дроге" - истинно "блоковский" стих. Некрасов пишет о судьбе женской, об обреченности женской красоты, о тяжкой доле крестьянки. У Блока судьба молодой красивой девушки кончается ее гибелью. Невозможность иного исхода обозначена явно: "Давно уж сердце вынуто". Она "раздавлена" жизнью ("любовью, грязью или колесами"), и смерть для нее предпочтительнее смирения. Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. Причина трагедии - в социальных контрастах жизни: у "сытых" - довольство, роскошь; у бедных - темнота, грязь, смерть. Голодная, нищая Россия, едущая в "зеленых" вагонах, поет и плачет. Боль и страдание родины дороги и близки поэту. В портрете героини ("в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая…") проглядывает один из ликов блоковской России в котором изображен емкий образ страны.

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла - "Россия" (1908). В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее. В строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и Родины. Блок писал: "Родина подобна своему сыну - человеку. Когда она здорова и отдыхает, все ее тело становится таким же чувствительным, < > все дышит, видит, на каждый удар или укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и страстной. Органы чувств ее многообразны, диапазон их очень велик. Кто же играет роль органов чувств этого подобного и милого нам существа? Роль этих органов играют, должны играть все люди.

"Россия" начинается с реалистической картины русской проселочной дороги:

… Три стертых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлебанные колеи.

А дальше - картина Родины, в ее красоте, силе, могуществе, и выражение любви к ней, веры в лучшее будущее. Образ России сливается с образом природы:

А ты все та же - лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

Вслед за Гоголем и Некрасовым Блок обращается со словами любви к нищей России и её народу.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серы твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви.

На этом фоне вырисовывается образ России "нищей, неброской ("избы серые", "лес да поле"), несчастной ("забота", "река" слез, "тоска осторожная"), любовь к которой - "крест". Появление второго ряда эпитетов и деталей обусловлено тем отзвуком, который вызывают в лирическом герое "песни ветровые" родной земли. Ему, чувствующему родственную близость к России, ее черты представляются "прекрасными", он бережно несет свой крест, воспевая и ее "разбойную красу", и всепобеждающую жизненность. Обобщённый образ России вселяет веру в то, что не пропадёт она.

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!.

Стихотворение пронизано музыкой, "песни" являются фоном для рассмотрения специфики русского сознания: "песни ветровые" задают верный тон, а заканчивается оно "глухой песней ямщика".

Как и многие стихотворения, посвященные теме родины, "Россия" написана, выражающим, по словам автора "ритм времени". Над Россией время проносится, не изменяя ее сути, души, все повторяется "опять". У нее "дорога долгая " - меняются поколения, передающие друг другу "крест" любви к ней, но она "все та же", и разгадка ее тайны - "в дали". Недосказанность передается обилием многоточий (четыре строфы из шести заканчиваются многоточием, в третьей оно стоит после второй строчки.

В промежутке между созданием мрачнейших циклов "О чем поет ветер" и "Черная кровь" была написана "Новая Америка" (1913) (первоначальное заглавие: "Россия") - одно из самых жизнеутверждающих стихотворений Блока.

"Роковая, родная страна" все та, что была, и не та: она обернулась к своему поэту уже "новым ликом" дымящими трубами фабрик, "многоярусным корпусом завода", городами из рабочих лачуг, углем, рудой и солью. За всем этим угадывается мысль о трудовом народе, который только и ждет, чтобы приложить руки к большому созидательному, историческому делу. (В черновике находим такие строки: "Там за белым, за красным, за черным есть великое счастье труда".)

В "Новой Америке" отразилась сильно увлекавшая поэта с недавних пор мысль о "великом возрождении" будущей России "под знаком мужественности и воли", симптомы которого он видел, между прочим, в начавшемся подъеме национальной промышленности, в частности - горнозаводской.

Сначала мы видим "убогую" Русь с ее "страшным простором" и "непонятной ширью".

Но постепенно облик России проясняется:

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

             В последних строфах Блок говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению. Подобный панегирик углю и руде кажется неожиданным в устах поэта. На самом же деле Блок серьезно размышлял о роли национальной промышленности в "великом возрождении" России. "Будущее России, - писал он в 1915 г., - лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств

В его сознании и творчестве возникает образ бездны, куда вот-вот провалится старая Россия - вся целиком, с царской камарильей, Распутиным, черной сотней, финансовой плутократией, со всем, что он так страстно ненавидел и проклинал.

Он занесен - сей жезл железный -

Над нашей головой. И мы

Летим, летим над грозной бездной

Среди сгущающейся тьмы.

             Здесь бездна уже не тот отвлеченно умопостигаемый "бездонный провал в вечность", в который преображалась пустота под петербургскими мостами, но метафора, насыщенная не приблизительным, а точнейшим реально-историческим смыслом, однозначная в своем семантическом содержании.

В свисте и вое безудержного полета над разверстой бездной Блока не отпускала "роковая о гибели весть", - ведь вместе с обреченным миром можно погибнуть и самому. "Но если гибель предстоит?" - этот вопрос никогда не терял для него громадного значения, напротив - с годами он звучал все настойчивее и тревожнее.

Да и как могло быть иначе! Нет поэта (если это настоящий поэт) без ощущения своей судьбы как самопожертвования, как постоянной готовности погибнуть во имя своей "крылатой мечты". Гениальный поэт революционной демократии, все отдавший борьбе за дело народа, взывал: "Уведи меня в стан погибающих…".

В последних произведения сборника "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем.", "Я не предал белое знамя.", "Коршун".

Завершает цикл стихотворение "Коршун" (1916), где сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской природы, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной истории, и обобщенный образ родины. А коршун - символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы, которые обращает и к себе, и к читателям, и, быть может, к самой Истории как активный призыв к действию:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. -

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

            Блок был одним из тех поэтов, кто чутко улавливал приближение социальных бурь, способных нарушить "сонный" быт России. Они не пугали его, напротив, в них ему виделась новая "звезда Вифлеема".

Таким образом, в годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, в это тяжёлое время А. Блок занимал особую и, в высшей степени, достойную позицию. Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет новые пути.

Обращение к "теме о России" имело для творческой эволюции Блока большое значение как поиск выхода из периода "антитезы" (периода "уклонений, падений, сомнений, покаяний"), как возвращение к этическим традициям русской литературы. Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в мир действительности, который одновременно и влечет, и страшит его.

Блок переживал поражение революции 1905 года, но не утратил чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил как "случайную победу" палачей народа и предупредил наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой Блока - и в художественном творчестве, и в публицистике становится Россия.

В самое глухое время реакции у А. Блока складывается представление о "живой, могучей и юной России", которая "мужает" в "сердце русской революции". Обращение поэта к теме Родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него именно с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В стихотворении "Осенняя воля" (1905) уже звучал основной тон будущей патриотической лирики Блока: "Приюти ты в далях необъятных, Как и жить и плакать без тебя!" - восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Сквозь бытовой, нищий облик Родины поэт видит ее идеальную и неизменную ("ты все та же") сущность.

В образе России, каким он предстает в разных стихах Блока, отразилась вся динамика блоковского развития. В стихотворении "Русь" (1906) Россия представляется ему еще сказочной и таинственной страной. Но постепенно картины сказочного фольклора уступают место иным картинам России тогдашней: нищей, страдающей, богомольной и одновременно разбойной, могучей и вольной. Блоку тем и дорога эта Россия, что в ней "и невозможное возможно".

Заключение

А.А. Блок - замечательный русский поэт. Он начинал свою литературную деятельность как поэт-младосимволист, отрешенный от жизни, со своими мечтами и иллюзиями. Но со временем, пройдя все жизненные преграды и переживания, Блок стал великим национальным поэтом, переживающим за судьбу не только русского народа, но и всей России в целом. Поскольку поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время, на изломе истории, в своем творчестве он сумел отразить все перипетии того непростого времени.

Александр Блок - это яркий пример патриота своей страны, своей родины. Для него тема родины, России - вечная. Он знакомит читателя с красотой Руси, всегда ищет в ней что-то сильное, способное сохранить душу человека. Он говорит о Родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой.

Список используемой литературы

         I.  Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. - М.: Правда, 1990. - 670 с 6.Блок, А.А.Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813258
 
      II.  Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т.3: Стихотворения, кн.3: (1907-1916) / А.А. Блок; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им.А.М. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом). - М.: Наука, 1997. - 989, 1 с., 1 л. портр.: ил. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813258
        III.  Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе. Воспоминания // Режим доступа:

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7505.php.

          IV.  Блок, А.А. <#"justify">  Интернет-источники

V. Возлядовская А.М. Крушение Александра Блока // Режим доступа:

VI. Из записей Чуковского о Блоке (1919 год) // Режим доступа: http://zinina-galina. livejournal.com/23363.html

VII. Маяковский В.В. Творчество Александра Блока // Режим доступа: http://www.litra.ru/critique/get/crid/00588831225993351178.



Предварительный просмотр:

Защитное слово

СЛАЙД 1: Тема: «Россия в произведениях А. Блока»

СЛАЙД 2:

Актуальность темы: Александр Блок является одним из самых интересных писателей конца 19 века – начала 20 века.

      В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей: рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока.

Цель: изучить, как А. Блок описывает Россию в своих произведениях и какие образы и символы он использовал.

Предмет исследования: своеобразие произведений А. Блока в различные периоды творчества.

Методы исследования:  постановка проблемы, описание, анализ теоретических  источников, сравнение, обобщение.

Гипотеза: Александр Блок, как личность, остро переживающая за судьбу своей страны, ему было нелегко.

СЛАЙД 3:

       Родился Александр Блок 16 ноября в 1980 году в городе Санкт-Петербурге. По происхождению этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.

СЛАЙД 4:

      Александр Блок начал сочинять с 5 лет. А немного позже он уже издавал рукописный журнал, с 16 лет стал писать всерьёз.

      В 1898 году окончил гимназию, и поступил на юридический факультет Петербургского университета.

     Через три года, он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году. После увлекся театром, но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным.

СЛАЙД 5:

       Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира.

       Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни , целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее.

Источником этой веры была Россия.

СЛАЙД 6:

       Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой

России:

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

СЛАЙД 7:

        В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что

в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни».

Здесь видна тема неуспокоенности и движения:

И вечный бой!

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

СЛАЙД 8:

       Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей..      Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути» , лежащего перед Родиной:
О Русь моя!

Жена моя! до боли

Нам ясен долгий путь!

СЛАЙД 9:

       Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины —

не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены» .

Россия для поэта — это самое святое :

Был в щите

Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

СЛАЙД 10:

       Александр Блок - это яркий пример патриота своей страны, своей родины. Для него тема родины, России - вечная.

       Поскольку поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время, на изломе истории, в своем творчестве он сумел отразить все о том  непростом времени.

СЛАЙД 11: 

         В стихах о России А.А.Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму.

    «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный»

СЛАЙД 12: 

Вывод:

         Исходя из социологического опроса мы видим, что 80% людей считают Россию сильной страной. Среди многих стихов Александра Блока, всем хорошо знакомы такие ярчайшие стихотворения, как: «Русь» и «На поле Куликовом».

И 85% считают, что в стихах у Блока Россия – это заколдованный загадочный мир.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «АСБЕСТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» Практические основы профессиональной деятельности (введение в проектную деятельность) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Россия в произведениях А. Блока» Выполнила: Шумкова Ю.Н. высшая квалификационная категория 2023 год

Слайд 2

Актуальность темы: Александр Блок является одним из самых интересных писателей конца 19 века – начала 20 века. В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока. Есть общая тенденция, которой следует большинство исследователей: рассмотрение прежде всего эволюции образа России в творчестве поэта, а также детальный анализ художественного воплощения этого образа в лирике, в прозе и драматургии Блока. Цель: изучить, как А. Блок описывает Россию в своих произведениях и какие образы и символы он использовал. Предмет исследования : своеобразие произведений А. Блока в различные периоды творчества . Методы исследования: постановка проблемы, описание, анализ теоретических источников, сравнение, обобщение. Гипотеза: Александр Блок, как личность, остро переживающая за судьбу своей страны, ему было нелегко.

Слайд 3

Биография А.А. Блока Родился Александр Блок 16 ноября в 1980 году в городе Санкт-Петербурге. По происхождению этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе.

Слайд 4

Александр Блок начал сочинять с 5 лет. А немного позже он уже издавал рукописный журнал, с 16 лет стал писать всерьёз. В 1898 году окончил гимназию, и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году. После увлекся театром, но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным.

Слайд 5

Александр Александрович Блок вошел в историю русской литературы как выдающийся поэт-лирик. Его творчество протекало в эпоху больших социальных потрясений, завершившихся на глазах поэта крушением старого мира. Блок начал свой путь в конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни , целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.

Слайд 6

Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

Слайд 7

В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

Слайд 8

Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей.. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути» , лежащего перед Родиной: О Русь моя! Жена моя! до боли Нам ясен долгий путь!

Слайд 9

Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены» . Россия для поэта — это самое святое : Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.

Слайд 10

Александр Блок - это яркий пример патриота своей страны, своей родины. Для него тема родины, России - вечная. Поскольку поэт пришел в литературу в очень сложное и противоречивое время, на изломе истории, в своем творчестве он сумел отразить все о том непростом времени.

Слайд 11

Заключение В стихах о России А.А.Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России . Ее необъятные просторы , песни ветровые , дороги дальние , тройки удалые , дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия . Он ее любил , ждал ее перемен , надеялся , что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный»

Слайд 12

Социологический опрос Ответь на вопросы: Ответ % 1. Что для вас Россия? - Сильная страна - Независимая страна 80 % 20 % 50 % 50 % 15 % 85 % 2. Какие вы знаете стихи А.Блока где описывается Россия? - Стихотворение «Русь» - «На поле Куликовом» 3. Как описывал Россию А. Блок? - Образ прекрасной женщины; - Заколдованый загадочный мир Вывод: Исходя из социологического опроса мы видим, что 80% людей считают Россию сильной страной. Среди многих стихов Александра Блока, всем хорошо знакомы такие ярчайшие стихотворения, как: «Русь», и «На поле Куликовом». И 85% считают, что в стихах у Блока Россия – это заколдованный загадочный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Россия, Россия"

Музыкально образовательный проект «Россия, Россия, края дорогие»...

Презентация к проекту Россия Россия - края дорогие

Презентация к проекту "Россия Россия - края дорогие"...

Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

Этапы работы над проектом «Литературный венок России» по произведению Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Формировать у детей интерес к художественной литературе, поддерживать желание знакомиться с новой книгой, рассматривать рисунки и оформление книг. Воспитывать способность испытывать сострадание и сочу...

Познавательно-творческий проект "Россия, моя Россия"

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на ...

Праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада. Сценарий представляет собой финал совместной работы над проектом, участниками которого являются дети, воспитат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...