Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Цель:

1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.

2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.

3. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chhl_rasskaz_po_poslovitsam.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Цель:

1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.

2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к словам из своего рассказа.

3. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству.

Ход занятия:

Беседа.

– Ребята, у каждого народа на Земле существует устное народное творчество. Мы постараемся с вами дать значение этому выражению.

Устное, так как тот или иной жанр передавался «из уст в уста». Мама пела колыбельные песни своему малышу, рассказывала сказки.

Сказки, потешки, пословицы, поговорки народ не записывал, их запоминали, когда рассказывали или пели друг другу, и так продолжалось из поколения в поколение.

Народное, так как автором сказок, песен, пословиц, поговорок был народ. Люди умело вставляли в свою речь пословицы, поговорки, слагали колыбельные песни, частушки.

Творчество; красивая, напевная русская речь, которая лаконично изображала жизнь народа — все это можно назвать только одним словом творчество.

– Сегодня мы с вами раскроем смысл пословицы «Куй железо, пока горячо» и поговорим о других пословицах, в которых говорится о людях труда и о труде.

В старые добрые времена, когда не было машин, основным транспортом были лошади. Лошадей надо было подковывать, чтобы защитить их копыта, а для повозок делали колёса и спицы. В каждом поселении была своя кузница, и работал в ней кузнец. Это был очень уважаемый человек в деревне. Кому лошадь подковать, кому серп и косу сделать, кому новую кухонную утварь. Молодой девице красавице, для приданного, новый красивый сундучок, а зажиточному мужику ворота новые, крышу на дом железную, да на крышу флюгер в виде петуха, чтобы вертелся во время ветра всей деревне на зависть.

Много у кузнеца в деревне работы, и вся она тяжелая да неотложная. Железо - металл твердый, и для того чтобы кузнец сделал из него какой-то предмет, металл надо разогреть в печи, затем на наковальне быстро сделать нужную вещь. Если кузнец будет долго возиться, то металл опять остынет и станет непригоден к работе. Нельзя было замешкаться ни на минуту, иначе надо всё начинать сначала, греть печь и калить металл.

Вот люди и стали говорить: «Куй железо пока горячо!», но эта пословица и сейчас актуальна и люди используют её в своей речи в других жизненных ситуациях.

Вопросы для детей:

  • Кто такой кузнец?
  • Почему кузнец делает свою работу лишь, когда железо еще горячо?
  • Можно ли выковать что-нибудь из холодного железа?
  • Когда, в каком случае можно применить эту пословицу?

Вывод: любая работа требует своевременного выполнения.

Физкультминутка. «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два и готово.

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

 Составление  рассказа по пословице.

- Послушаете, ребята, я вам расскажу интересную историю.

В большом-большом городе, где много машин и высоких зданий, стояло двухэтажное здание детского сада. На одном из участков играла группа детей. Все были заняты игрой: кто-то лепил из мокрого песка куличики, кто-то играл в доски матери, а кто-то наблюдал за насекомыми. На участке были разбиты клумбы, на которых росли красивые цветы. И никто из детей не задумывался, почему на участке так красиво. Вся эта красота требовала постоянного ухода: необходимо поливать цветы, пропалывать и удобрять их. Ухоженные клумбы — дело рук воспитателей.

В этот день воспитатель аккуратно осматривал клумбы. Вдруг к нему подошел один мальчик:

–Как здесь красиво! - сказал он. – А кто посадил все эти цветы?

- Для того чтобы наш детский сад был похож на сказочную страну, здесь трудятся все: и воспитатели, и дворник, и садовник, и дети, - ответил воспитатель.

–Но ведь все дети сейчас играют, а клумбы все равно остаются красивыми, - сказал мальчик.

–Давай, попросим твоих товарищей, чтобы они потрудились, полили цветочки, - сказал воспитатель.

Ребята дружно взяли лейки и помогли полить цветы.

Когда работа была закончена, воспитатель сказал: - Маленькое дело лучше большого безделья.

- Почему так сказал воспитатель?

- Почему помощь детей - хоть маленькое, но дело?

- Как безделье становится большим?

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Пословицы о труде:

  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Мала пчелка, да и та работает.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Горячий — холодный

Трудолюбивый — ленивый

Красивый — безобразный

Ухоженный (сад) — заброшенный

Аккуратно — небрежно

Тяжёлый — лёгкий

 Подведение итогов занятия.

Сегодня мы поговорили с вами о пословицах как о жанре устного народного творчества

Мы выяснили, что пословица «Куй железо, пока горячо» имеет несколько значений. В ней говорится о работе кузнеца, которому напоминают, что из холодного железа ничего не скуёшь. Эту пословицу можно применить также к любой работе, требующей немедленного выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...

Звуковая культура речи. Старшая группа. Тема: «Игры на участке» составление рассказа.

Звуковая культура речи. Старшая группа.          Тема: «Игры на участке» составление рассказа....

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"

Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...

Конспект проведения ООД на тему: "Малые фольклорные жанры. Загадки " в группе детей 5-6 лет

Материал представляет собой занятие по направлению "Художественная литература", имеющее нетрадиционную форму проведение - соревнование. А соревноваться дошкольники будут в поиске и самостоят...

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...