"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Таранова Ольга Леонидовна

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумывать сказки и подбирать к ним пословицы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить знания старших дошкольников о жанровых особенностях малых фольклорных форм: пословицах и поговорках через составление сказки с использованием образных выражений.

Задачи: учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение;

Активизировать словарь;

 развивать произвольное внимание;

 воспитывать интерес к устному народному творчеству.

В-ль: - Здравствуйте, дети! На дворе весна. Месяц март, светит солнышко. Давайте поздороваемся с солнышком!

Д: -Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

КОТ: -Мяу-Мяу! Кто меня разбудил, кота-лежебоку. Спал я на завалинке,

Грелся на весеннем солнышке.

В-ль: -А мы с весенним солнышком здоровались!

Не сердись, лучше к нам садись, беседовать.

КОТ: -Это я люблю.

В-ль: - А чтоб лучше беседовалось, разомнем наш язычок.

Повторяйте за мной:

жу-жу-жу молока дадим ежу

Цо-цо-цо снесла курица яйцо

Ва-ва-ва влесу выросла трава

Усь-усь-усь на лугу пасется гусь

Арь-арь-арь на стене висит фонарь

Мо-ми-мо мы едим эскимо

Ча-чу-ча горит вкомнате свеча

А беседовать мы будем про пословицы и поговорки –  в них заложена народная мудрость.

Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, о его устройстве, законах. Эти знания народ передавал в пословицах и поговорках. Что же такое поговорка? Это меткое слово. Какая-то примета. Познакомимся с поговорками про месяц март. Март – до обеда зима, а после обеда – весна. Как можно это объяснить? (ответы детей)

Март на дворе, так и грач на горе. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

КОТ: - Я понял! В марте день с ночью меряется, равняется. (светлое время суток длится столько же, сколько темное)

В-ль: - Котик, ты еще не устал беседовать?

КОТ: Немножко…

В-ль: - Давайте отдохнем.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!

В-ль:- Чем же пословица отличается от поговорки? Пословица предполагает действие и состоит из двух частей. Каждая пословица может чему-то научить и от чего-то предостеречь. Пословица дает совет, как поступить в данной ситуации. Пословицы охватывают все стороны жизни человека.

В-ль: - Дети, о чем бывают пословицы?

Дети: – о Родине, дружбе, семье, труде, учебе.

В-ль: - Котик, хочешь с нами поиграть и пословицы узнать?

КОТ: - Мяу-да!

На столе приготовлены карточки. Ребята разделятся на две группы. Одна группа идет направо с Котиком, а другая налево со мной.

Встаньте у стола и возьмите каждый по одной карточке.

Тихонько рассмотрите свои карточки. Та группа, у кого картинка с красной рамкой, начинает первой. Надо найти пару и тогда узнаете, какая у вас пословица.

Делу – время, а потехе – час.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не надобен и клад, коли в семье лад.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 У нас прозвучали пословицы о труде, семье, дружбе

Молодцы! Вы все справились с заданиями.

Устали, надо отдохнуть.

Физминутка

 Аист- (стоим на одной ноге)

Грач – (руки вверх)

Скворец – (присели на корточки)

Кот: мне не терпится узнать, а что же дальше?

В-ль:- Ребята, вы любите сказки. Вспомните, какой фразой заканчиваются некоторые из них: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему учат сказки? Добру, смелости, дружбе, трудолюбию. Что же это за фраза? Правильно, пословица.

В-ль: -Мы попробуем сочинить сказку и подобрать к нашей сказке пословицу. Запишем на диктофон и послушаем.

 Дети составляют сказку по кубикам. Подбирают пословицу.

Нет друга – ищи, а нашел – береги. (Пословица)

      Друг познается в беде. (Поговорка)

Рефлексия.

В-ль: -Ребята, про пословицы тоже есть поговорки:

Пословица – недаром молвится. Поговорка цветочек, а пословица – ягодка. расскажите о ваших любимых пословицах

           О чем мы сегодня узнали?

Кот: Спасибо, я теперь знаю пословицы и поговорки и понимаю, чем пословицы от поговорок отличаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Статья по коммуникации «Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о Родине»

Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.Задачи:§  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.§  Углублять знания о защитниках нашей Родины. Позна...

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...

Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)

Изучениеие малых фольклорных  форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)...

Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Цель:1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к с...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...