Семинар-практикум «Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой»
учебно-методический материал по художественной литературе

Надежда Геннадьевна Ковалева

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания,  нравственный, прежде всего. В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку. Недаром из давна говорилось: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т. д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции. Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой»

Цель: расширение знаний педагогов о театральной деятельности дошкольников.

Задачи: -расширить представления воспитателей о значимости театрализованной деятельности в развитии детей

- освежить знания видов театрализованных игр

 - закрепить знания о способах организации театрализованной деятельности детей при знакомстве с русской народной сказкой

 Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания,  нравственный, прежде всего. В первую очередь сказка должна нести смысловую нагрузку. Недаром из давна говорилось: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т. д. Не должно быть сказки ради сказки. Задача театрального действия – воспитание детей, развитие личности ребенка, развитие способностей детей. Театрализованная деятельность дает ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции. Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят. Основная цель театрализованной деятельности дошкольников – эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В драматизации необходимо  ставить перед собой задачи, видеть перспективу, понимая, зная возможности детей.

 1. Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.

2. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

3. Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике, движении, пении, слове.

 4. Добиваться исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое, песенное, танцевальное творчество.

5. Расширять представления детей об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте, природе и т. д.

6.Дать детям закрепить представления о различных видах театра – драматизации, театр на полу, настольный театр.

 7. Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

8. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения.

9. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

10. Учить детей правильно оценивать себя и своих товарищей.

11. Вызывать у детей желание двигаться, то есть танцевать, и создавать яркий пластичный образ.

12. Воспитывать желание детей "играть”, то есть разыгрывать сказки.

13. Добиваться умения использовать песенные, танцевальные и игровые импровизации, в самостоятельной деятельности.

 Виды театрализованных игр. Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. К режиссёрским играм относится: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр. К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой). Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т. д. Мимические этюды с жестами. Эмоциональное состояние персонажа Действие ребенка 1. Нам грустно (грустное лицо вытирает слезы вздыхает, пожимает плечами)

 2. Нам весело (улыбка, смех хлопает в ладоши, прыгает)

3. Мы сердимся (нахмуренные брови, кулачки сжаты, топаем ногами)

4. Мы испугались (присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать)

5. Мы устали (сесть на стул, руки и ноги расслаблены)

6. Не хотим, не надо (ладошками как бы отодвигать от себя, ладошками двигать перед собой тыльной стороной к себе)

 7. Мы удивлены (развести руки, посмотреть удивленно и сказать "Ах”)

8. Мы любим покушать (покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями) К каждому из этих этюдов надо подбирать соответствующую музыку и обязательно делать под музыку. Каждому возрасту - свою сказку! Выбирая детскую сказку для малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как Репка, Теремок, Колобок.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Ребенок готов к восприятию волшебных сказок. Однако, именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь. Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Как это важно! Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества. Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких. В сказке добро всегда побеждает зло, так давайте начнем со сказки! Театральная мини-постановка сказки Теремок. Вед. - А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим) (Звучит сказочная музыка. Ведущий переодевается в Петрушку) Внимание, внимание, Извещаем всех заранее! Пора отправляться в страну Театралию, Где состоится представление, Всем на удивление! У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами. Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) . Петрушка. Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья. Стоит избушка, Резная верхушка, Тесом покрыта, Щелком прошита, Что это? (Теремок)

Петрушка. Вот стоит наш Теремок, Как красив он и высок! Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь, Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат. Мимо мышка пробегала.

Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я, Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать

Петрушка. А вот и лягушка прискакала.

Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу, Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать. По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам? Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки.По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала… Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог, Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Петрушка. Прослыхал про то Медведь, Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет, Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…

Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь! Что за терем-теремок? Кто его построить мог, Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

 Петрушка. Вышел в поле Петушок погулять, Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок. Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог, Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

 Петрушка. Терем, правда наш хорош! Только в Терем не зайдешь! Ты оркестр собери, Нам скорее покажи. Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите, Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем Мы поем, танцуем, пляшем. Оркестр «Воздушные шарики» (Детская фантазия обычно не знает границ, вот и мы предлагаем вам, мечтателям и фантазёрам, отправится в путешествие в удивительный мир. Воображалии – страны, которой нет на карте. Вы – оркестр воздушных шаров. Необходимо, создать мелодию своим оркестром. Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо. (Предлагается надуть свой воздушный шарик и попытаться, спуская из него воздух, издать различные звуки (дать время для репетиции). (Звучит музыка в записи).

Петрушка. Все зверята подружились. Вот как в сказке получилось. Тут и сказочке конец, А кто слушал — молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя «Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»

ПРОЕКТпо Социально – личностному направлению, как элементу работы воспитателя«Развитие игровой деятельности у детей, через знакомство с русскими народными сказками»...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинар – практикум для воспитателей «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...

"Театрализованная деятельность при знакомстве с русской народной сказкой"

Сказка – это одно из знакомств ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка....