«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Овтина Ирина Анатольевна

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

воспитатель МКДОУ «Введенский детский сад

общеразвивающего вида №3» Овтина И.А.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно отличают поэтические произведения. Идёт заметное возрастание интереса к поэтическому слову. Художественная литература в старшем дошкольном возрасте является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитатель, как наставник, сопроводитель ребёнка во взрослую жизнь старается всесторонне развивать его. Воздействовать на все струнки его души. Как же можно максимально воздействовать на эмоции и чувства ребенка с помощью художественной литературы?

В этом воспитателю поможет выразительное чтение. Работа над выразительностью речи является одной из ведущих проблем дошкольного воспитания. Именно в детском саду дети впервые сталкиваются на занятиях, на утренниках с рассказом стихотворений, пересказом текстов, инсценировками и возникают проблемы: ребенок не может запомнить стихотворение, а, если и рассказывает, то речь ребенка неразборчива, невнятна, маловыразительна.

При заучивании с детьми стихотворений в ДОУ перед воспитателем стоят две задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Прочитать текст поэтического произведения выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Умение выразительно читать поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения педагога, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе и т.д. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического произведения является слушание выразительного чтения, где ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребёнок должен насладиться услышанным, поэтому, чем выразительнее прочитал педагог, тем глубже и устойчивее впечатление у детей от прочитанного стихотворения и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети потом стремятся и сами при чтении раскрыть свое отношение к произведению всеми доступными ими средствами.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. В работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией.

Обучение выразительному чтению стихотворений у дошкольников - это игра в стихи и со стихами. И научить детей этой игре очень просто: стихи нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании.

При выборе стихотворений для заучивания необходимо помнить следующие правила: (на слайде)

Следует иметь в виду, что для детей 5-6 лет не только усложняется содержание и увеличивается объём стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей нужно учить декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.

Перед началом знакомства с тем или иным поэтическим произведением, нужно разместить книгу или сборник с этим стихотворением в «центр книги» или мини-библиотеку, а перед заучиванием или чтением обязательно рассмотреть иллюстративный материал к нему, в связи с преобладанием у детей наглядно-образной памяти.

Чтение стихотворения может предворять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению, а также аудиозаписей чтения этого стихотворения или автором, или актёром.

Способствует запоминанию текста и выразительному его прочтению, поставленная перед ребёнком цель. С большим интересом ребята учат стихи на детские утренники, чтобы выступать перед родителями или перед детьми в группе, на различные конкурсы чтецов, проходящие в детском саду или на других площадках, нравится им делать видеозаписи и на дистанционные конкурсы.

Образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый, как основной приём, при этом, может использоваться:

Поза (использование движения тела: пожимать плечами, топнуть ногой, повороты туловища влево – вправо), мимика (радость, удивление, гнев, злость), жесты также очень важны, но не следует ими злоупотреблять. Если стихотворение детям хорошо знакомо, можно предложить им рассказать его жестами, воспитатель медленно читает, а дети практически на каждое слово реагируют жестом.

Словарная работа проводится до первого прочтения или после первого знакомства со стихотворением.

Стихотворение для заучивания читается три-четыре раза, при этом обязательно меняются приёмы чтения:

1. Вместе с воспитателем - первое четверостишие читают - девочки, второе - мальчики, а третье-все вместе;

2. Дети выходят втроём и читают по одному четверостишию каждый;

Слушать поэтическое произведение можно предложить с закрытыми глазами и представлять, о чём в нём говорится.

Способствует выразительному чтению и атрибутика (костюмы, детали костюма), можно использовать игру-драматизацию с привлечением игрушек и театральной атрибутики. Например, читая стихотворения о весне, на ребёнка можно надеть венок из зелёных листьев или дать ему в руки зелёный зонтик.

Доверьте первую декламацию текста, после заучивания, ребёнку с хорошей памятью;

При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на её выразительность и естественность интонаций. Важен анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию и соблюдение знаков препинания с правильной интонацией:

• Пусть дети проиллюстрируют прочитанное;

• Следить за звукопроизношением, за звуконаполняемостью слов, употреблением предлогов;

• Учить выделять голосом значимое слово в строчке;

• Соблюдать правильный темп и ритм стиха при воспроизведении (т. е. быстрый, медленный, нормальный);

• Чтение стихов-диалогов по ролям;

Воспитатель должен побуждать детей читать свои любимые стихотворения. Если ребёнок выучил стихотворение дома и хочет прочесть его в группе, не оставьте его просьбу без внимания, предварительно заслушав его.

Для формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста мною была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по приобщению детей к художественной литературе. Здесь проводилась образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. Кружок проводился один раз в 2 недели во второй половине дня. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я подбирала литературные произведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, а такой ребенок тоже посещал кружок, также необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

В начале года, с детьми, посещающими кружок, была проведена диагностика выразительности речи, ее анализ показал следующий результат: высокий уровень- 1 ребенок-13%, средний уровень-7 детей-74%, низкий уровень -1 ребенок-13%.

В результате реализации программы «Читай-ка» даже неуверенные, застенчивые, плохо говорящие дети стремились участвовать в драматизации, читать наизусть стихи выразительно, внятно, с разной силой голоса. Дети стали более уверенными, активными, эмоциональными, творческими. Анализ диагностики в конце года это доказал: высокий уровень-5 детей-63%, средний уровень -3 ребенка -27%, н-0.

Подводя итоги можно сделать вывод: выразительное чтение стихотворений развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Способствует успешному выступлению на праздниках ДОУ, что благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, формированию уверенности в себе и желания к разучиванию новых произведений.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» В.Г. Белинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

обучение детей старшего дошкольного возраста чтению и письму

•         По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного ра...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Дидактические игры для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.

Материал будет полезен воспитателям выпускных групп,а также родителям,которые могут применять данные игры и в домашних условиях....

«Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Выразительное чтение стихотворений, произведений – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Заучивание стихотворений для детей дошкольного возраста имеют огромную положите...

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....

«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»

Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....