"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"
материал

Землянская Мария Евгеньевна

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы используемые при проведении   опытно - экспериментальной деятельности.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

         «Метод» - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

         «Экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения деятельности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

         В процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности выделяют три группы методов:

  • Наглядные;
  • Практические;
  • Словесные.

 НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

– ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

– планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

– учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

– высокая умственная активность и самостоятельность детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

– элементарные опыты;

– моделирование.

 - игровой метод.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

ИГРОВОЙ МЕТОД – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в процессе проведения опытно – экспериментальной деятельности:

1. РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

2. РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.

 Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

3. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТЯМ.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

4. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.

 

Эвристическая беседа – один из словесных методов обучения. Своё название эвристическая беседа получила от греческого слова «эвристика» - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путём постановки перед детьми определённых вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определённым выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов. Роль воспитателя сводится к тому, чтобы путём умело поставленных вопросов пробудить творческую мысль детей.        

         В процессе эвристической беседы выделяют пять серий вопросов:

  • Первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

          Кто, где, когда, что? В чем суть? Какова главная идея?

  • Вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы.

         Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

  • Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

         Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте.      

         Объясните.

  • Четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми.

         Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

  • Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

         Как и где использовать? Что еще может интересовать?

Эти вопросы стимулируют творческое мышление, в результате которого дети открывают, приобретают новые знания. А эти новые знания развивают умения, навыки и творческие способности детей.

Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос воспитателя - это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы.
Требованияк вопросам:
- посильность;
- четкость формулировки;
- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка;
- каждый последующий вопрос - логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;
- опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;
- необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.

При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия, благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Дети получают их в процессе самостоятельного мышления. Далее дети подводят итоги и делают выводы.

Эвристические  беседы в процессе ознакомления с природой часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребенка, поэтому воспитатель не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие в их разрешении (метод проблемного обучения).

Есть у этого метода отличительные особенности. Для того чтобы выяснить эти особенности сравним два вида бесед: обычная беседа и эвристическая беседа и посмотрим, в чём их сходство и различие.

1. Беседа по рассматриваемой картине.

- Посмотрите, кто это?

- Где живет собака?

- Как выглядит ее жилье?

- Что она умеет делать?

- Какую пользу приносит собака?

2. Беседа на участке. Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами.

- Посмотрите на наш участок, как вы думаете, отчего он стал таким красивым?

-  Почему этот желтый цветок назвали таким словом – одуванчик?

- Вы заметили, что на нашем участке есть одуванчики только с бутончиками, есть цветущие, а есть уже с зонтиками семян? Почему так?

-  Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за песочницей и под елью — еще только бутоны? 
Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.
Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.
Витя. А под елкой  долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя. На полянке одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, под елью. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

Конечно, можно сделать вывод, что  обычная беседа тоже способствует развитию памяти и мышления детей. И в тот момент, когда дети отвечают на вопросы воспитателя, они опираются уже на полученные ранее знания. Таким образом, происходит простая систематизация знаний.

Второй  пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний. Во время такой беседы развиваются и логические способности самостоятельного мышления. Посредством мыслительных усилий дети открывают для себя новые знания. И если в обычной беседе, когда воспитатель задаёт вопрос, на него отвечает только один ребёнок, то в эвристической беседе ответов детей множество, т. е. на один и тот же вопрос может быть несколько точек зрения. При этом возникает противоречивая ситуация, возникает рассогласование между детьми. Каждый ребенок, предложивший свой ответ по-своему прав.

Использование методов проблемного обучения в процессе формирования экологических начал у дошкольников, позволяет правильно моделировать учебные занятия, четко определять конкретные результаты и основные виды деятельности на каждой ступени обучения и на каждом этапе занятия.   В процессе ознакомления с природой  у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно подчиненным предложением. На конкретном (фрагменте занятия) примере мы рассмотрим, как  использование  метода  эвристической беседы способствуют решению задач речевой направленности.

Приведу пример: - Сегодня я расскажу историю, которая произошла осенним днем.

«Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!». 
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Эвристические вопросы:

– Ребята, что вы услышали сейчас?

– Когда произошла эта история? Где?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

– А как точнее и правильнее называется  гриб, который растет под березой, давайте порассуждаем.

- Как назовем гриб, который растет по осиной?

– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля общения. Общение с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носит доверительный характер, побуждает детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.

Данные диагностики младших школьников показывают, что в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями фонематического слуха, устной и письменной речи....

Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».

В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с  учётом возраста детей, их знаний и опыта....

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

«Приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность»

Мастер - класс  "Приемы мотивации детей старшего дошкольного возраста на проектную деятельность"...

«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»

Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....

«Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению литературных произведений»

Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений...