Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Касирова Лариса Олеговна

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:

2) развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники;

3) развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки;

4) воспитывать интерес к художественной литературе;

5) воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию связной речи :

Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

 с использованием мнемотехники

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:

2) развивать навык работы по развитию речи с использованием мнемотехники;

3) развивать слуховое внимание память, мышление, в умении слушать и отгадывать загадки;

4) воспитывать интерес к художественной литературе;

5) воспитывать умение внимательно слушать выступления товарища;

Предварительная работа: Чтение рассказа К Ушинского «Четыре желания»

Материалы и оборудование: графические схемы (мнемодорожки, картины с изображением времен года, мольберт, текст, загадки, фломастеры, расчерченные полоски бумаги, аудиозапись рассказа К Ушинского «Четыре желания».

Ход НОД

І. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

- А теперь поприветствуем друг друга:

Пальчиковая гимнастика: (Соединять поочередно пальцы  большой с остальными)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех мы вас приветствуем.

Воспитатель: Ребята, мы поприветствовали  друг друга. Настроение у вас сегодня какое?. А какое сейчас время года?

Дети: Осень

Воспитатель: Да по календарю у нас еще осень, но так как мы живем на севере у нас уже зима. Осенью погода какая? Какие изменения происходят с наступлением осени?(ответы детей). Давайте, сейчас сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика «Листочки»

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

(Дети хором поют: “а-а-а, и-и-и, о-о-о, у-у-у”).

А давайте сейчас вспомним все времена года. А помогут вам мои загадки:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года спросим,

И ответим вместе(Осень)

Скоро, скоро примчу,

На метелях к вам примчу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу (Зима)

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся(Весна)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке. (Лето)

(отгадка появляется на экране ,в соответствии с сезоном и звучит аудиозапись «Времена года»).

Воспитатель: Чем можно заниматься в каждое время года?

Дети: Осенью - играть с опавшими листочками, собирать осенние букеты, зимой-кататься с горки, возить друг друга на санках…., весной-играть в мяч, любоваться одуванчиками…., летом-ездить на дачу, купаться в речке…

Воспитатель. Каждое время года по-своему хорошо.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель:

2. Основная часть.

1) объявление темы.

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

      Сегодня я предлагаю вам вспомнить рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания».

Беседа с детьми:

- О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года)

- Как звали мальчика? Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)

- Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (осень лучше всех времен года, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)

- Почему рассказ называется “Четыре желания”? (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)

- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (каждое время года прекрасно по-своему)

Воспитатель: Ребята, а теперь  мы с вами постараемся пересказать этот рассказ. А что бы нам ничего не забыть, давайте нарисуем мнемо-дорожку по этому рассказу. Первую дорожку нарисую я. Остальные нарисуете вы сами.

Воспитатель включает аудиозапись первой части рассказа, беседует с детьми и выставляет мнемодорожку.

Воспитатель:

-О каком времени года говорится вначале рассказа? (обозначим зиму снежинкой)

- Что делал Митя на прогулке зимой? (нарисуем - горку, реку)

- Какой прибежал Митя домой и что сказал отцу? (веселая рожица, сердечко и снежинка)

-Куда посоветовал отец записать свое желание? (книга)

Воспитатель: Возьмите полоску бумаги и будем дальше рисовать подсказки.

Воспитатель включает аудиозапись второй части рассказа, беседует с детьми.

Воспитатель:

-Какое время года настало после зимы? (капелька)

- Что делал Митя на весеннем лугу? (бабочка, цветок)

-Что сказал Митя отцу? (сердечко и капелька)

-И, что снова сказал Мите отец (книга)

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру

в противоположности (дети встают в крут, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним- слово противоположное по смыслу)

  • Большой - маленький,
  • Хороший - плохой;
  • Высоко - низко;
  • Далеко - близко;
  • Толстый - тонкий
  • Чистый - грязный,
  • Умный - глупый,
  • Болтливый - молчаливый
  • Открыто - закрыто.
  • Мокрый - сухой.
  • Ночь -день.
  • Приходить -уходить
  • Холодный - горячий,
  • Идёт-стоит;
  • Говорит-молчит;
  • Медленно - быстро,
  • Тихо - громко;
  • Длинный - короткий;
  • Весёлый - грустный;
  • Длинный- короткий

 (Воспитатель приглашает детей снова за столы)

Воспитатель: Возьмите еще одну полоску бумаги.

Воспитатель включает аудиозапись третей части рассказа.

Воспитатель: Вспоминайте, про какое время года говорилось в рассказе дальше? (травка)

-Чем занимался Митя на сенокосе? (коса, рыба,ягода, стог сена)

- Что сказал Митя отцу? (улыбка)

-Куда записал Митя свое желание? (книга)

Воспитатель включает четвертую часть рассказа.

Воспитатель: Возьмем еще одну полоску бумаги и вспомним, что говорилось в рассказе об осенней прогулке Мити.

-Как лучше изобразить осень? (дерево и редкие листики на нем)

-Что делал Митя в осеннем саду (яблоки и груши)

-С каким настроением Митя пришел к отцу? (человечек, с поднятыми руками)

-Что показал отец Мите (книга).

Воспитатель: Какие дорожки-схемы у нас получились интересные и, думаю, рассказывать по ним будет очень удобно. Давайте сделаем зарядку, чтобы уставшие пальчики отдохнули.

Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз подбросим, два поймаем

Три уроним и сломаем

- А теперь я предлагаю вам самим  рассказать с помощью ваших картинок ( с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? Чей рассказ больше всего понравился?

А у вас есть любимое время года? Почему именно это нравится?

Ребята, я предлагаю забрать сегодня свои схемы-дорожки домой и рассказать маме и папе о мальчике Мите.

           

I.  Заключительная часть.

Итог занятия.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в крут.

  • О каком произведении мы сегодня с вами говорили? (рассказ "Четыре желания")
  • Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
  • Что мы делали на занятии, что мы рисовали?

   Ребята, я предлагаю забрать сегодня свои схемы-дорожки домой и рассказать маме и папе о мальчике Мите.

- Молодцы , вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, и составили рассказ по картинкам.. Я очень вами довольна.

     2)Рефлексия

- Ребята, а сейчас я предлагаю оценить себя. У меня два смайлика - веселый и грустный

Когда будете показывать нам веселый смайлик - подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик - что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик)

    3)Сюрпризный момент

За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

До свидания!

Приложения

Константин Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна.

Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

— Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето.

Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень.

В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект НОД по развитию связной речи "Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и состовляющих единое смысловое...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс...

Конспект организованной образовательной деятельности «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфологической таблицы»

Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Тип: интегрированное занятие ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"...