Конспект организованной образовательной деятельности «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфологической таблицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Тип: интегрированное занятие Возраст детей: 6-7 лет Формы и методы ООД: • коммуникативная (беседа, вопросы); • двигательная (физкультминутка); • восприятие художественной литературы (чтение рассказа). Формы организации: общегрупповая. Цель: учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием морфологической таблицы. Задачи - Обучающие: • активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года; • учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; • учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план; • закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу; • учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. - Развивающие: • развивать коммуникативные и речевые навыки; • развивать память, внимание, мышление, творческое воображение; • развивать фонематический слух. - Воспитательные: • формировать доброжелательность, инициативность; • воспитывать умение слушать ответы других детей; • воспитывать интерес к природе. Предварительная работа: • беседа о временах года; • загадывание загадок; • рассматривание репродукций художников с изображением разных времен года, состояний в природе. Оборудование и материалы: • рассказ К. Ушинского «Четыре желания»; • картинки с изображением разных времён года; • доска; • морфологическая таблица; • блокноты для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Конспект организованной образовательной деятельности

«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфологической таблицы»

Выполнила: воспитатель

Башмакова Марина

Александровна

Воронеж 2022

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип: интегрированное занятие

Возраст детей: 6-7 лет

Формы и методы ООД:

  • коммуникативная (беседа, вопросы);
  • двигательная (физкультминутка);
  • восприятие художественной литературы (чтение рассказа).

Формы организации: общегрупповая.

Цель: учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием морфологической таблицы.

Задачи

             - Обучающие:

  • активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года;
  • учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;
  • учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план;
  • закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу;
  • учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

             - Развивающие:

  • развивать коммуникативные и речевые навыки;
  • развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
  • развивать фонематический слух.

            - Воспитательные:

  • формировать доброжелательность, инициативность;
  • воспитывать умение слушать ответы других детей;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

  • беседа о временах года;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание репродукций художников с изображением разных времен года, состояний в природе.

Оборудование и материалы:

  • рассказ К. Ушинского «Четыре желания»;
  • картинки с изображением разных времён года;
  • доска;
  • морфологическая таблица;
  • блокноты для детей.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ООД)

Содержание деятельности

воспитателя

Содержание

деятельности детей

Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

- Сегодня мы с вами будем говорить о … а впрочем, о чём, вы должны догадаться сами.

Воспитатель загадывает загадку.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

- Как назвать осень, зиму, весну, осень одним словом?

Дети входят в группу

Ответы детей

- зима, весна, лето, осень.

Ответы детей

- времена года.

Вводная часть (5 мин)

- Ребята какое сейчас время года?

-Я так люблю осень. Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством. Природа осенью полна неповторимым разнообразием цветов и красок. Послушайте отрывок из стихотворения об осени.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Мне нравятся все времена года,

Ответы детей

- Осень.

Основная часть (15 мин)

- А какое у вас любимое время года и почему?

- Каждый из нас мечтает о том, чтобы поскорее настало наше любимое время года. Кто-то желает, чтобы наступила весна, а кто-то чтобы поскорее наступило лето.

- Писатель К. Ушинский написал очень интересный рассказ о мальчике, у которого тоже были желания.  

- Хотите узнать, что это за желания?

- Тогда, слушайте внимательно.

 
Воспитатель читает рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания».

-О чем говорится в этом рассказе?

- Чем Мите понравилась зима?

- Что ему понравилось весной?

- Что запомнилось Мите летом?

- Какими словами мальчик сказал об осени?

- Почему рассказ называется «Четыре желания»?

- Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно.

Воспитатель предлагает детям следующие словосочетания

Чистый (чище, более чистый),

Высокий (выше, более высокий),

Стройный (стройнее или более стройный),

Веселый (веселее или более веселый),

Теплый (теплее или более теплый),

сильный (сильнее, более сильный).

Физминутка «Времена года»

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга)

И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки)

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу)

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки в стороны)

Весною продолжается, листочки появляются. (изобразить руками листья)

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями)

Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)

И по полям развеет

А после осени опять зима год будет продолжать (ходьба на месте)

- Ребята предлагаю вам послушать пословицы и помочь мне подобрать противоположные по смыслу слова в них.

Март зиму кончает, весну … (начинает).

Больше знай, да меньше … (болтай).

Человек от лени болеет, а от труда … (здоровеет).

Дождик вымочит, а солнышко … (высушит).

Один теряет, а другой … (находит).

Умел ошибиться, умей и … (поправиться).

-Молодцы. А сейчас я еще раз буду читать рассказ, ноу же по частям. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать последовательно, выразительно и самостоятельно.
-А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

Воспитатель вывешивает на доску морфологическую таблицу.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

-О каком времени года говориться в этой части?

Воспитатель на морф. таблицу крепит на таблицу картинку соответствующего времени года.

-Ребята, что можно нарисовать?

-Слушайте продолжение.

2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

-О каком времени года говориться в этой части? Воспитатель на морф. таблицу крепит на таблицу картинку соответствующего времени года.

-Что нарисуем сейчас?

-Слушайте дальше.

3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

-О каком времени года говориться в этой части?

Воспитатель на морф. таблицу крепит на таблицу картинку соответствующего времени года.

-Что нарисуем сейчас?

-А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

-О каком времени года говориться в этой части?

-Предлагайте, что можно нарисовать сейчас.

Воспитатель на морф. таблицу крепит на таблицу картинку соответствующего времени года.

Воспитатель вызывает одного ребенка

-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.  
-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они вам помогут пересказать рассказ последовательно.

-Кто хочет рассказывать начало рассказа?

Не забудьте назвать автора и название рассказа.

- Кто продолжит?

-Кто может рассказать историю с начало до конца?

Физминутка «Разминка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке (дети садятся на места)

- Ребята, давайте еще раз вспомним и назовем четыре желания, которые были у мальчика Мити.

Ответы детей

- зима, весна, лето, осень.

Высказывания детей.

Ответы детей

-да.

Ответы детей

- о временах года.

- Митя катался на санках с горы, и на коньках по речному льду.

- Мите очень понравилось бегать по зеленому лугу, гоняясь за бабочками.

- Он прыгал на душистом сене, ловил рыбу, собирал ягоды.

- он хотел, чтобы и осень длилась вечно.

- потому что у Мити было четыре желания – четыре любимых времени года.

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети подбирают противоположные слова по смыслу.

Ответы детей

- горку, санки, коньки, карманную книжку.

Ребенок самостоятельно (или с помощью воспитателя) зарисовывает данные изображения.

- бабочку, цветок, книжку.
Ребенок самостоятельно (или с помощью воспитателя) зарисовывает данные изображения.

- траву (копну сена), рыбу, ягоду, книжку.

Ребенок самостоятельно (или с помощью воспитателя) зарисовывает данные изображения.

- яблоко, грушу, книжку.

Ребенок самостоятельно (или с помощью воспитателя) зарисовывает данные изображения.


Дети с помощью схемы пересказывают рассказ по частям. Один ребенок по желанию пересказывает рассказ целиком.

Ответы детей

- Митя хотел, чтобы всё зима была.

- Митя желал, чтобы всё весна была.

- желал, чтобы лету конца не было.

- Осень лучше всех времён года.

Итог занятия (4 мин)

- Наше занятие подошло к концу.

- Скажите, ребята, что вы сегодня узнали нового?

Вам понравилось занятие?

-Сегодня вы очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. За ваши старание я приготовила для вас записные книжки, куда вы сможете записывать свои желания в картинках. 

Спасибо вам всем!

    Ответы детей

- как с помощью схем можно пересказать рассказ.

- да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Пересказ рассказа"Купание медвежат" подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельностиПересказ рассказа"Купание медвежат"подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности "Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Конспект ООД по развитию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"...

Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.Задачи:1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:2)...

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.  Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц...