Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Самойленко Вера Васильевна

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.  Тема Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_podgotovitelnaya_gruppa.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №48

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Подготовила:

Самойленко В.В.

п. Мегет 2024 г.

Цель:

Создание условий для совершенствования умения связному последовательному пересказу текста с использованием метода мнемотехники.

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать мнемодорожку с применением икт.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на на мнемотаблицу.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление.

  Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  •  Интерактивная мнемотаблица.
  •  Блокнотики для детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

Организационный момент

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

В-ль. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Прошла по лугам, по лесам, по полям,

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима!»

Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу,

Землю снегом наряжу.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

В-ль:

- А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой ...(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре ...(поздняя)

Облако лёгкое, а туча … (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной ...(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот ...(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот... (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой... (снег)

В-ль:

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Я предлагаю Вам послушать. Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

Чтение рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

– О каком времени года говорится в этом отрывке?

– Как звали мальчика? (Митя.)

– Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках.)

– Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным.)

– Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

– Куда записали его желание? (В карманную книжку.)

В-ль: Давайте составим мнемодорожку на эту часть текста

 (Рассказывание с составлением мнемодорожек)

Воспитатель: Продолжаем читать.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Воспитатель:

– О каком времени года говорится?

– Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? (Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. )

– Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

– Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

– Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

– Куда Митя записал свое желание? (Митя записал свое желание в записную

книжку.)

Давайте составим мнемодорожку на эту часть текста

 (Рассказывание с составлением мнемодорожек)

Воспитатель: Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Воспитатель:

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и желал бы, чтобы

лету конца не было!)

- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Давайте составим мнемодорожку на эту часть текста

 (Рассказывание с составлением мнемодорожек)

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Воспитатель:

- Какое время года наступило? (Осень.)

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

- Что почувствовал Митя? (Митя был в восторге!)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень - лучше всех времен года!)

- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он

то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Давайте составим мнемодорожку на эту часть текста

 (Рассказывание с составлением мнемодорожек)

4. Словарная работа (работа по тексту)

- Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный(красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

- Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

-Замечательно!

5. Физльтминутка

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх,)
Хорошо, когда зима 
(прыжки на месте!)
Бабочки порхают 
(помахать руками,)
Цветы зацветают 
(наклоны вперед),
Всюду, всюду красота 
(разводят руками,)
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе 
(имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим 
(размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем 
(наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(обмахиваются,)
Лето — лучшее время года 
(прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду 
(руки в стороны),
Осень - лучшее время в году 
(прыжки на месте!)

(Вторичное чтение с установкой на пересказ. )

В-ль: А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы.

- Итак‚ слушайте очень внимательно.

В-ль:

- Ребята‚ эта  мнемотаблица является планом рассказа  и она нам поможет пересказать рассказ последовательно и выразительно(Ответы детей).

- Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

(гимнастика для глаз)

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным?

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать и зарисовывать свои желания.

 

https://play.makeit.app?code=569778 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема Составление конца рассказа ,придерживаясь общей линии сюжета.

Развитие речи очень важный момент при подготовке к школе.Этот материал внесет свою лепту в решении этой задачи....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа о погоде на сегодня»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группеТема: «Составление описательного рассказа о погоде на сегодня»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.Учить передавать содержание расс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники.

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного, связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицу, отображающие последовательность событий. Демонстрационный материал https://...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотаблиц"...

Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.Задачи:1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:2)...