Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Никифорова Мария Иннокентьевна

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Тема: «Чтение сказки Эммы Мошковской» "Про суслика, который хотел быть похожим на человека".

Цель: Познакомить детей с творчеством поэтессы- писательницы Э. Мошковской, вызвать интерес к ее произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_hud_literaturoy.docx330.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Тема: «Чтение сказки Эммы Мошковской» "Про суслика, который хотел быть похожим на человека".

Цель: Познакомить детей с творчеством поэтессы- писательницы Э. Мошковской, вызвать интерес к ее произведениям.

Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

1) Социально - коммуникативное развитие. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Развивать эмоциональную отзывчивость, умения оценивать поступки героев.
Формировать нравственные качества: доброту, желание заботиться, оказывать помощь окружающим.

2) Познавательное развитие. Познакомить с творчеством Э. Мошковской. Вызвать желание (мотивацию) к чтению художественного произведения. Развивать любознательность, воображение и творческую активность.

3) Речевое развитие. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Обогащать активный словарь.

3) Художественно- эстетическое развитие. Создавать условия для восприятия художественного произведения.

4) Физическое развитие. Развивать координацию движения.

Материал: портрет Э.Мошковской, книга Э. Мошковской «Кто самый добрый».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия.

1. Мотивационный этап.

Воспитатель: Я сегодня желаю всем доброго утра и хорошего настроения!

- Скажите, пожалуйста, вы любите книги?

- А кто может мне сказать чему же нас учат книги? (книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым и т. д.).

- Молодцы!

- Мне очень хочется. Чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги.

Воспитатель обращает внимание на новую книгу.

- Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/5/50983_866f698959b453c752fd44a70b801ae0.jpg.jpg


Дети рассматривают обложку книги, иллюстрации и задают вопросы, высказывают свои предложения о героях, теме, содержании.

Воспитатель: Эта книга называется «Кто самый добрый?».

- Как вы думаете, о ком и о чем эта книга? (Ответы детей).

- В книге несколько произведений. Одно из них - «Суслик, который очень хотел быть похожим на человека». Знакомо вам это произведение? Вам понятно по названию, о ком оно? (Ответы детей)

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? Почему? (Ответы детей).

- Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (Предположения детей).

- Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.

3. Исполнительский этап.

Чтение-слушание сказки:

«Суслик, который хотел быть похожим на человека»

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил: - Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?) 

- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки. Суслик надел ещё и рубашку и спросил: - Ну? Я похож?

- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку. - А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. И он надел пиджак.

- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)

- Э-э-э... - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:

- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно, что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?) И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.

- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?) 

Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков... (Что же случилось с бедным сусликом?!)

- Что с тобой? - спросил Человек.

- Со мной? - спросил Суслик.

- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.

- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.

- С каким Котёнком?

- С таким Котёнком, который сидел в колодце.

- Как же он очутился в этом колодце?

- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце... И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки, (Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!

- И ты сделал верёвку?

- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь... Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да... Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки... Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу... Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.

- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо... - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)

 Обобщающая беседа.

Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ? (Ответы детей).

Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека?

- Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?

- Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).

Физ.минутка и гимнастика для глаз

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Влево наклонились, вправо наклонились,

Покружились, повертелись, вновь на стульчики присели.

Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

Открываем, проморгаем, вновь мы слушать продолжаем.

Воспитатель: - Молодцы! Теперь давайте посмотрим на иллюстрации, к нашей сказке.

- Скажите ребята, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/5/50983_aa7d4cf2a92376471d67ae0c3646808d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/5/50983_2d6c9eec7e783d96026807004b241c7f.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/5/50983_99218e4e4a3b3f0cce429bbb5bc78ef4.jpg.jpg


Воспитатель: Посмотрите, как по- разному нарисован суслик. В начале сказки суслик нарисован в шляпе, галстуке, с портфелем. В конце сказки он нарисован обычным зверьком. Зато он стал похож на человека, почему?

(Потому что он совершил хороший поступок, помог котенку выбраться из колодца).

Воспитатель: Что доказал суслик своим поступком? (Своим поступком суслик доказал, что важнее совершать добрые поступки, помогать кому-то, если ты можешь помочь). 

- Что же важно для человека? Красивая одежда или добрые поступки? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие добрые поступки вы когда-нибудь совершили, кому смогли помочь?

Воспроизведение прочитанного с помощью заданий.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Правда – неправда». Если я правильно скажу- вы хлопаете в ладоши, если нет- топаете ногами.

Игра «Правда- неправда».

- Правда, что суслик хотел стать человеком?

- Правда, что суслик надел рубашку, брюки и пиджак?

- Правда, что суслик взял зонтик?

- Правда, что котенок попал в колодец?

- Правда, что котенок сам выбрался из колодца?

- Правда, что суслик спас котенка?

- Правда, что у суслика была веревка?

- Правда, что суслик сделал веревку из своей одежды?

Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор. Предложить детям инсценировать диалог суслика с человеком.

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).

Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой?

- Кому бы вы рассказали это произведение?

Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.

5. Перспективный этап.

Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (Ответы детей).

Воспитатель показывает портрет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/5/50983_d563545570963b5ae66a4752ce40e273.jpg.jpg


Воспитатель: Таким вы представляли автора? (Ответы детей)

- Родилась Эмма Мошковская в Москве. Она писала рассказы, сказки и стихи для детей. Часто главные герои этих произведений – дети. Они удивляются, радуются, переживают, спрашивают. Уши мыть или не мыть? Почему осенние листья падают, разве они тяжелые? В одном ее стихотворении ребенок не понимает, как корова или коза сможет пожалеть своего детеныша. Как без рук и ладошек она его обнимет или погладит? Поэтесса отвечает, что любая мама, если малыш заплачет, «что-нибудь придумает, как-нибудь погладит».

- Произведения Мошковской учат быть добрым, заботливым, никого не обижать.

Воспитатель: Хотите послушать еще произведения Эммы Мошковской? Мы обязательно с вами прочтем её стихи и сказки, они необыкновенные.


Воспитатель предлагает после занятия рассмотреть иллюстрации в книгах Э.Мошковской и нарисовать кого- нибудь из героев по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)

Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «продуктивное чтение» в подготовительной к школе группе «Шар в окошке»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «продуктивное чтение»в подготовительной к школе группе«Шар в окошке»...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада в старшей группе.

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в старшей группе детского сада. Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Конспект занятия разработан для детей старшей группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечивает полноценное восприятие и понима...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием технологии продуктивного чтения в подготовительной группе

Описание материала: конспект занятия разработан для детей подготовительной группы, адресован воспитателям ДОУ. На занятии используется технология продуктивного чтения-слушания, которая обеспечива...