Загадки и дидактические игры про животных для детей в ДОО
картотека по художественной литературе (старшая группа)

Описание работы: Загадки для детей старшего дошкольного возраста.
Материал может быть полезен для педагогов, музыкальных руководителей, родителей. Загадки можно использовать на любом занятии,связанном с темой животных.
Цель: формировать и расширять знания об окружающем мире, воспитывать любовь и заботу о животных

***

Толстокожий, толстогубый,
А во рту четыре зуба.
если он раскроет пасть,
Можно в обморок упасть!(
Бегемот)
***
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.(Белка)

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Разгрызет орешек мелко,
Ну, конечно, это…
***
Вот так звери!
Нор не роют,
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,

Инструмент не пилы – зубы. (Бобр.)

Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину,
Строят плотину.

Кто в лесу тоннели роет,
На ручьях плотины строит?
Зубы, точно топоры,
Это трудятся …

Не нужны нам топоры,
Мы строители - ... 
(бобры)
Тот, кого зовут бобром,
Без гвоздей построит... 
(дом).
***
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла …(Бурундук)
***
Как царя пустынь зовут?
У него спина горбата,
Потому что он … 
(Верблюд)
***
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!

Это серый …(Волк)
***
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами

За жуками и мышами.(Еж)

Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать –
Вмиг убежит.

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт…
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …

Д/И

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»
Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака – домашнее животное.
Медведь – дикое животное.

Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

Звериные семьи

Игра учит правильному произнесению названий диких зверей и их детенышей.

Педагог называет зверя-папу, а воспитанники должны назвать зверя-маму и детеныша. Вот примеры для понимания игры:

 

  • медведь — медведица, медвежонок;
  • лис — лисица, лисенок;
  • олень — олениха, олененок;
  • бобр — бобриха, бобренок.
Сложи картинку

Задачи: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире.
Оборудование: разрезные картинки, изображающие различных зверей, птиц, насекомых.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям по комплекту разрезных картинок. Каждый ребенок должен сложить целую картинку из частей. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее ее сложит, назовет изображение на картинке.

Так бывает или нет?

Задачи: закреплять знания детей о повадках животных, умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении, внимательно слушать.
Ход игры:
Воспитатель сообщает, что будет рассказывать о каком-либо животном, а дети внимательно слушают и подмечают все верное и неверное в рассказе. Потом говорят: «Так бывает» или «Так не бывает» и доказывают свою правоту.
Воспитатель. Летом Петя был в деревне у бабушки. Бабушка попросила Петю покормить собаку. Он дал ей морковь и капусту.
Ребенок. Так не бывает. Собака не ест морковь и капусту.
Воспитатель. Корова живет на дереве в гнезде. Она кормит своих телят червяками, жучками и мухами.
Ребенок. Так не бывает. Корова живет на ферме. Она кормит телят молоком.
Воспитатель. В дупле живет рыжая белка. Осенью она сушит грибы, собирает шишки на зиму.
Ребенок. Так бывает. Белка питается грибами и семенами шишек.
Воспитатель. У Оли дома живет волк. Оля любит с ним гулять и причесывать его шерстку.
Ребенок. Так не бывает. Волк живет в лесу. Он — дикое животное.
Вначале в рассказ можно включать одну небылицу. Затем можно увеличивать количество небылиц. Содержание их следует постепенно усложнять.

Зоопарк

Задачи: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов; активизировать словарь.
Оборудование: картинки с изображением различных зверей или птиц, доска с тремя кармашками: на первом изображен один квадратик, обозначающий один слог, на втором — два, на третьем — три.
Ход игры:
Дети должны отобрать картинки с изображением зверей или птиц с заданным количеством слогов в слове и поместить в соответствующий кармашек-«клетку».

Узнай по описанию

Задачи: развивать внимание, сообразительность, речевую активность.
Ход игры:
Воспитатель (читает детям рассказ-загадку). В лесу дети увидели маленького зверька. Он был серый и весь покрыт иголками. На иголках он нес гриб. Зверек быстро бежал на коротких лапках и фырчал: ф-ф-ф!
Подобные рассказы-загадки можно составлять о разных зверях, птицах и насекомых.

Мама и ее малыш

Задачи: пополнять словарный запас названиями зверей и их детенышей.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Воспитатель называет животное и бросает мяч любому ребенку. Ребенок ловит мяч и называет его детеныша. Например: зайчиха — зайчонок, волчица — волчонок, лисица — лисенок и т.д.

Кто что делает?

Задачи: закреплять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; отрабатывать употребление существительных и глаголов во множественном и единственном числе.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, которые чем-то заняты.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением какого-либо животного или животных. Дети должны назвать животное и его действие. Например: «Это собака. Собака грызет кость. Это собаки. Собаки грызут кости».

Охотник и пастух

Задачи: закреплять словарь по теме «Домашние и дикие животные», отрабатывать употребление формы винительного падежа множественного числа существительных.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением пастуха, охотника, домашних и диких животных.
Ход игры:
На наборное полотно слева помещается картинка с изображением охотника, справа — пастуха. Внизу под этими картинками помещаются изображения домашних и диких животных.
Воспитатель. Кто изображен на картинках вверху?Дети. Охотник, пастух.
Воспитатель. Что делает пастух?Дети. Пастух пасет домашних животных. (Отбирают картинки с изображением домашних животных и помещают их под изображением пастуха.)
Воспитатель. пастух пасет кого?Дети. Коров, лошадей, овец и т.д.
Воспитатель. Что делает охотник?Дети. Охотник охотится на диких животных. (Отбирают картинки с изображением диких животных и помещают их под изображением охотника.)
Воспитатель. Охотник охотится на кого?Дети. На зайцев, лис, волков и т.д.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

что говорить:Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной сказкой. Сейчас я вам зачитаю загадку, а вы слушайте внимательно и попробуйте отгадать, о чём идёт речь. (Загадка). Да, это заяц. Именно он и является главным героем сегодняшней сказки. Ребята, посмотрите на обложку нашей сказки, она такая яркая, красочная. Скажите, кто на ней изображён? Верно, это волк и заяц. (содержание немного) Как вы думаете, что случилось. А так ли это, мы узнаем, когда прочитаем сказку. Сели все правильно, спинку держим прямо, ноги вместе, слушаем внимательно и запоминаем.

Сказка называется «Волк и заяц» - написал русский народ. Эту сказку мне читали родители, когда я была маленькой, поэтому она мне очень понравилась, она научила меня... (читается сказка, словарная работа). Ребята, вот мы и прочли сказку. Что вам больше всего понравилось в ней? Кто главный герой сказки? и тд. Какой вопрос мы задавали вначале? Как вы думаете...?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть (физминутка). А сейчас мы с вами поиграем в игру, но для начала вспомним правила пользования доской. Нужно работать только на ней чистыми, сухими руками, не трогать провода, близко не подходить. Игра на доске (построй цепочку предметов в сказке.). Вы хорошо справились с заданием, а теперь дадим нашим глазкам отдохнуть, сделаем гимнастику (гимнастика). Ребята, а чтобы закрепить все наши полученные знания о сказке, давайте сделаем поделку одного из персонажей (делают). Ребята, давайте вспомним, какую сказку мы прочитали? Кто ее автор?
Что вы запомнили? Как вы думаете, вы хорошо потрудились сегодня, внимательно слушали сказку, не отвлекались, отвечали правильно на вопросы? Поэтому я хочу вас похвалить и наградить знаками отличия за ваш труд! Спасибо за занятие!

2 вариант: ребята, сегодня утром нам прислали посылку. давайте узнаем, что же в ней ( достаю книгу, на смарт-доске открываю шторку). Какая интересная книга! Как вы думаете о чем она? А чтобы вам было легче отгадать, я загадаю вам загадку...(загадываю загадку).Правильно,это... В нашей сегодняшней сказке тоже говорится про то-то... А написал эту сказку тот-тотб....небольшая биография автора....Хотите послушать его сказку?Тогда усаживайтесь поудобнее, ножки вместе, спинку держим прямо...  Читаю отрывок сказки...Ну вот мы и познакомились с нашей сказки, чуть чуть устали сидеть, теперь нам нужно немного подвигаться. давайте встанем, повторяйте за мной...( проводится физминутка). мы с вами поразминались немножко, теперь можно возвращаться и к сказке...ребята, во время того как я читала сказку, вам повстречались незнакомые слова? сейчас мы уточним их значние...( проводится словарная работа). Теперь мы знаем больше новых слов!Отлично. Ребята, у меня для вас есть еще игра! Пойдем к нашей волшебной доске играть. Но сначала давайте вспомним правила волшебной доски. ( близко не подходить,играть будем на расстоянии вытянутой руки, не толкаться).Правила повторили, теперь можно играть!( проводится игра, объсняются условия и правила игры). Как здорово!(любые выводы без слово молодец, главное по сути игры). После нашей увлекательной игры, нашим глазкам нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для  наших глаз, чтобы они были здоровыми и очень хорошо видели. Слушайте внимательно, повторяйте за мной...Наши глазки отдохнули, теперь я предлагаю вам сделать геров из нашей сегодняшней сказки из оригами, но сначала вспомним правила использования ножницы и клея( не тыкать друг друга ножницами, себя тоже, не размахивать ножницами, оставлять их на столе закрытыми, клея не нюхать, не размазывать, не тыкать им в товарища)...проводится продуктивка, контролирую процесс, комментирую, если надо схему вывести в смартнотбке на доске.. дальше вывод по продуктивке...(какие красивые и интересные получились у нас ...блабла).ребята, наше занятие подходит к концу, скажите мне пожалуйста : вам понравилось произведение?чем оно понравилось?с какими героями познакомились?кто был главным героем?вопросы по сюжету...ребята, что мы сегодня с вами делали?что сегодня понравилось?что было интересно?что было трудно? вот сколько всего мы успели сделать и узнать. а еще у меня для вас небольшой подарок...(поощрение) герои нашей сегодняшей сказки благодарят вас и угощяют вкусным печеньем... и вас ребята тоже благодарю, спасибо!

по хуторскому: образовательный аспект: обеспечить узнавание, обеспечить воспроизведение, обеспечить запоминание, обеспечить применение на практике, добиться усвоения, добиться уточнения знаний, систематизировать знания детей о…,подвести детей к выводу, помочь понять, вызвать желание найти…,вызвать желание понять

развивающий аспект: обеспечить развитие умения планировать, обеспечить развитие умения пользоваться, обеспечить развитие умения пересказывать, обеспечить развитие умения формулировать, обеспечить развитие умения составлять характеристики, обеспечить развитие умения словесно рисовать, обеспечить развитие умения сопоставлять, обеспечить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

 

воспитательный аспект: пробудить чувства …помочь получить эстетическое наслаждение, убедиться в том, что…,  порадоваться вместе с детьми, вызвать желание помочь, подвести к мысли, подвести к выводу тех карта:

Образовательные области: речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие

Тема занятия: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: объяснение детям понятия «терпение» через чтение сказки «Хаврошечка», беседы по содержанию, дидактическую игру с использованием ИКТ-оборудования и элементов продуктивной деятельности

Задачи занятия:

Образовательная: обеспечить запоминание содержания сказки, помочь понять её содержание;

Развивающие: обеспечить развитие умения отвечать на вопросы, высказываться и аргументировать свое мнение по поводу поступков Хаврошечки.

Воспитательная: побудить к детей чувства к происходящему в сказке.

Дополнительные задачи:

 Техническая: обеспечить развитие умения у детей выполнение игровых действий с использованием ИКТ-оборудования.

Продуктивная: обеспечить развитие у детей умения пользоваться материалами (карандашами, фломастерами) для получения продукта (рисунка коровы)

 

Словарная работа: сиротка, слыхать, завтрему

Планируемый результат занятия: детьми понято и осмысленно содержание сказки, результат отражен в продуктивной деятельности, дидактической игре с использованием ИКТ-оборудования.

Подготовительная работа: рассматривание картинок с изображением коровы, рисование рисунков карандашами и фломастерами, раскрашивание рисунков, беседа на тему «Домашние животные».

 

Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование, карандаши, фломастеры, листы бумаги А4, книга со сказкой «Хаврошечка».

 

1.Организационно – мотивационный этап   Задачи: Создать эмоционально-положительный настрой и вызвать интерес к предстоящей деятельности. Деят пед: Загадывает загадку, создает эмоционально-положительный настрой, задает вопросы, показывает обложку книги, называет автора, высказывает свое отношение к произведению, рассказывает краткое содержание сказки. Методы формы приемы: Словесный: вопросы к детям, загадка, рассказ. Наглядный: рассматривание обложки книги. Форма: фронтальная. Предпологаемая деят детей: Пробуждение интереса к деятельности, отгадывают загадку, рассматривают обложку книги, отвечают на вопросы, задают вопросы. Результат: Дети заинтересованы, создан эмоционально-положительный настрой, дети проявили интерес к деятельности 2.1. Этап постановки проблемы. Задачи: Сформулировать проблему, подвести детей к проблемной ситуации. Деят.пед: Формулирует проблемную ситуацию в доступной для детей форме, задает детям проблемные вопросы. методы формы приемы: Словесный: вопросы детям Форма: фронтальная. предпологаемая деят.детей: Дети слушают воспитателя, высказывают своё мнение, выдвигают гипотезы для решения проблемной ситуации, отвечают на вопросы. Результат: Дети подведены к проблемной ситуации. 2.2. Этап ознакомления с материалом. Задачи:  Познакомить детей с содержанием сказки, прочитать отрывок, помочь понять содержание сказки через беседу. Деят пед: Напоминает об осанке, выразительно читает отрывок сказки, задает вопросы детям, проводит физкультминутку. Методы формы приемы: Словесный: чтение сказки, рассказ, вопросы детям, объяснение Практический: физкультминутка. Деят детей: Дети следят за осанкой, внимательно слушают воспитателя, задают вопросы, выполняют физкультминутку. результат:Дети познакомились с содержанием сказки, поняли содержание через беседу по содержанию. 2.3. Этап практического решения проблемы. Задачи: Оказать помощь в решении проблемы практическим путем через   дидактическую игру «Найди лишнее» и рисование, провести гимнастику для глаз. Деят пед: Помогает решить проблему доступными способами, проводит гимнастику для глаз, напоминает правила работы со смарт доской и материалами для продуктивной деятельности, проводит дидактическую игру «Найди лишнее», проводит продуктивную деятельность(рисование). Методы формы приемы: Словесный: объяснение, беседа, пояснение, показ, напоминание Игровой: дидактическая игра Практический: гимнастика для глаз, рисование. Деят детей: Дети выполняют гимнастику для глаз,  играют  в дидактическую игру « Найди лишнее», соблюдают правила работы со смарт доской и материалами для продуктивной деятельности, отвечают на вопросы, слушают объяснение воспитателя, рисуют корову. Результат:  Дети нашли решение проблемной ситуации практическим путём, выполнили гимнастику для глаз, проговорили правила работы со смарт доской и материалами для продуктивной деятельности, поиграли в дидактическую игру «Найди лишнее» и нарисовали рисунок. 3.Заключитель-ный этап. Задачи: Подвести детей к осмыслению отрывка сказки «Хаврошечка» провести рефлексию, подвести итог занятия. Деят:пед:Предлагает оценить свою работу, задаёт вопросы, проводит рефлексию. Методы формы приемы: Словесный: беседа, вопрос Практический: поощрение. Деят дет:Отвечают на вопросы, выражают свое мнение, анализируют свою деятельность, оценивают свои знания. Результат: Дети знают и называют последовательность событий в произведении, поняли идею и осмыслили содержание сказки. Паспорт:

 

Цель проекта:Обеспечение формирование представлений у детей о солнечной системе. Задачи проекта: Задачи для детей: - проявлять инициативу и заинтересованность к проекту - исследовать планеты солнечной системы -получить эстетическое наслаждение от изучения и рассматривания планет солнечной системы. Задачи для родителей: - порадоваться вместе с детьми приобретенными умениями и навыками - изготовить вместе с детьми планету на выбор из подручных материалов. Задачи для воспитателей: - добиться уточнения знаний о планетах солнечной системы - обеспечить ознакомление участников с содержанием проекта - поддерживать инициативу и заинтересованность детей - обеспечить вовлечение родителей в совместную деятельность - вызвать у детей желание исследовать космос. Дополнительные задачи: Игровая: обеспечить закрепления умений выполнять игровые действия на ИКТ-оборудовании. Практическая: обеспечить закрепление умений детей рисовать планеты по представлению. Продукт проекта: Презентация проекта на сайте ДОО, виртуальная экскурсия для детей. Сроки реализации: 1 неделя. Практическая значимость проекта: Дети узнают больше о космосе и солнечной системе.

Подготовительный этап: Дата:...Мероприяти: Изучение методической и художественной литературы по теме проекта инициированные воспитателем. Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта: Ноутбук, доступ в сеть интернет, энциклопедия, научные статьи. Риски: Недостаточное количество информации по теме проекта. Результаты: По теме проекта собрано достаточное количество информации.

Дата:….Мероприяти: Создание предметно-развивающей среды на тему космоса.  Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта: Плакаты, дидактические игры по теме проекта. Риски: Нет необходимого материального обеспечения, отсутствие плакатов на тему космоса, отсутствие времени на изготовление дидактических пособий. Результаты:  В группе создана предметно-оразвивающая среда по теме проекта

Основной этап: Дорожная карта основного этапа проекта:

 Дата:…. Место в режиме дня: Утренний круг. Мероприятия: Оформление стенда на тему «Солнечная система». Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Воспитатель, дети. Промежуточные результаты: Дети познакомились с изображениями планет солнечной системы.

Место в режиме дня: Образовательная деятельность. Мероприятия: Чтение сказки Писаревой С. «О космосе» дидактическая игра с использованием ИКТ-оборудования. Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Воспитатель, дети. Промежуточные результаты: Дети познакомились с художественной литературой о космосе и закрепили знания с помощью дидактической игры.

 Место в режиме дня: Вторая половина дня. Мероприятия: Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Дети. Промежуточные результаты: Дети изучили изображения планет и раскрасили картинки на тему космоса.

Дата:…. Место в режиме дня: Утренний круг. Мероприятия: Беседа на тему «Что мы можем увидеть в телескоп». Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Воспитатель, дети. Промежуточные результаты: Дети узнали о солнечной системе и названия планет.

Место в режиме дня: Образовательная деятельность. Мероприятия: Продуктивная деятельность(рисование) на тему «Солнечная система». Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Воспитатель, дети. Промежуточные результаты: Дети нарисовали солнечную систему и закрепили знания о планетах.

Место в режиме дня: Вторая половина дня. Мероприятия: Виртуальная экскурсия, беседа по содержанию экскурсии. Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии: Воспитатель, дети. Промежуточные результаты: Дети обобщили и закрепили знания о солнечной системе.

Заключительный этап: Дата:….Итоговые мероприятия: Оформление выставки работ родителей и детей по теме проект. Оценка эффективности реализации проекта: Знания об определенной планете детей обогатились. Степень достижения поставленных целей: Дети в ходе совместной деятельности с родителями расширили знания об определенной планете. Обобщение педагогического опыта: Укрепились детско-родительские отношения.

 Дата:….Итоговые мероприятия: Оформление презентации по теме проекта. Оценка эффективности реализации проекта: Родители заметили интерес и вовлеченность детей в ходе реализации проекта. Степень достижения поставленных целей: Родители  ознакомились с этапами проекта. Обобщение педагогического опыта: Трансляция опыта на сайте ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma15122022.pdf1.9 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Дикие животные" для детей первой младшей группы

Учено методическое пособие для первой младшей группы...

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов, их детёнышей)

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста(по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов,их детенышей)...

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением животных жарких и северных стран, животный мир океана)

Дидактические игры по экологиидля детей дошкольного возраста.(по предметным картинкам с изображением животныхжарких и северных стран,животный мир океана)...

Дидактическая игра по ФЭМП для детей 5-7 лет «Яблоня-загадка»

Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.  Ребенка в этой игре привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дид...

Дидактическая игра "Домашние животные" для детей раннего дошкольного возраста.

Познакомить детей с домашними животными. Обогатить словарь детей по теме. Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма...

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...