Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта «Как средство воспитания положительного отношения к книге»
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта  «Как средство воспитания положительного отношения к книге»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_knigoy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателя, поэта  «Как средство воспитания положительного отношения к книге»

Одной из задач знакомства детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, творчеством писателя является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, всего того, что является основанием, фундаментом для воспитания образованного человека.

В последнее время наблюдается снижение интереса к книге, как у детей, так и взрослых. Педагоги обеспокоены тем, как следует педагогически правильно формировать и развивать творческое начало в восприятии книги ребенком, обогащать культурный и духовный уровень воспитанников. «Произведения писателей и поэтов влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств» [4, С. 36].

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.).

Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важно знакомить дошкольников с творчеством писателей и поэтов.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. «Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка» [4. С. 37], воздействует на умственное и эстетическое развитие ребенка.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач, которую решает детский сад. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» [3. С. 56]

Занятия по художественной литературе начинаются уже в младшей группе и продолжаются в следующих группах. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Тимофеева считает, что «слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни» [4. С. 40]

Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют от воспитателя знания методики ознакомления с творчеством писателя.

При ознакомлении дошкольников с творчеством писателя перед педагогом стоит сложная задача - вызвать интерес к автору и его творчеству. Воспитатель в каждой ситуации должен найти форму для педагогически целесообразного воплощения конкретной биографии. Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает детям лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Старшие дошкольники знакомятся с творчеством таких писателей и поэтов как А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я Маршак, А. Барто, З. Александрова и др. Например, по стихам А.Барто ребенок учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надежным товарищем. Произведения Н.Н. Носова дарят детям очень много хорошего, доброго, дарят радость смеха, веселого настроения! Рассказы и повести Николая Носова помогают детям стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми.

Работы этих авторов помогают понять, проникнуть, почувствовать мир живой и неживой природы, пробуждают гуманные эмоции – дружеское понимание, сочувствие, участие, привязанность, нежность, заботу о слабых, покровительство и помощь беззащитным, воспитывают активное действенное отношение к природе.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Гриценко отмечает, что «при чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание».

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. «Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки» [1. С.156].

Для решения задач всестороннего развития и воспитания детей средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Литературные произведения должны нести познавательные, нравственные и эстетические функции. Незримо художественная литература формирует взгляды, представления, чувства, характер ребенка, пробуждает любовь к прекрасному, призывает к добру, воспевает красоту и богатство родной земли, погружает в стихию родной речи. С течением времени дошкольники переходят к собственному художественному отношению к искусству, литературе и жанрам. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» [1, С. 169].

Детское  чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию  общей культуры ребенка.

Интерес к литературе возникает и поддерживается у детей в результате ознакомления с творчеством писателей. Знакомство с биографией, творчеством писателей и поэтов позволяет формировать устойчивый интерес к художественной литературе в целом.

Чтение прекрасных детских произведений доставят радость детям и научат их уважать людей, ценить дружбу, верность, преданность, прощать, верить в лучшее, открывать красоту вокруг себя. Воспитывать любовь к книге, приобщать человека к чтению с необходимо с раннего детства. Главная задача изучения художественной литературы – формирование положительного отношения к книге.

Литература оказывает влияние на формирование нравственных ценностей, чувств, принципов и оценок, норм поведения в обществе, на воспитание ребенка в целом.

«Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка» [1, С. 170]. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. В литературе ребенок добывает знания сам, сопереживая персонажам и автору произведения.

Благодаря всей системе воспитательной работы в детском саду и, в частности, знакомству с произведениями художественной литературы, творчеством писателя, поэта, у детей формируется любовь к художественному слову, формируется читательский интерес, закрепляются представления элементарные нравственные представления о том, что хорошо и что плохо.

Педагогу необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Поэтому так важно начинать знакомить детей с творчеством писателя уже в дошкольном возрасте.

Для формирования положительного отношения к книге необходимо  создать такую атмосферу, в которой общение с книгой, ее автором у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.

Знакомство детей с художественной литературой является мощным фактором развития речи детей, овладения невербальными средствами общения, эстетического и нравственного воспитания.


Список литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., Мозайка-Синтез. 2010.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М., Линка-Пресс, 2003.
  3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание.  2007. №6. С 35−40.
  4. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. 2007. №5.  С.33−41.
  5. Маслова И.В. Введение в художественную литературу. М., Баллас, 2008.
  6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие. М., Академия, 2007.
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5−7 лет. Методические рекомендации. М., ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: «Ознакомление старших дошкольников с пейзажами разного настроения как средство развития выразительности детских рисунков»

В работе представлена система работы по ознакомлению старших дошкольников с пейзажами разного настроения в форме диалога с детьми, предполагающего их активное включение в процесс обсуждения содержания...

Методическая разработка « Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитание ценностного отношения к себе и другим через проектную деятельность».

Основной целью работы является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к с...

Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников. (консультация для педагогов)

Трудовое воспитание всегда оставалось и остается одной из актуальных проблем педагогики. Необходимо выяснить истоки зарождения трудовой деятельности, чтобы не упустить оптимальные сроки формирования э...

Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...

Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой Победы как средство формирования патриотических чувств

В работе представлен опыт работы воспитателей в течение 2019-2020 учебного года с детьми седьмого года жизни по подготовке к празднованию Дня Победы....

Ознакомление старших дошкольников с творчеством писателей как средство формирования положительного отношения к книге Бычкова Светлана Александровна, воспитатель МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» г.Заречный

Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника и всевозможные игрушки. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компь...

Консультация для педагогов «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников»

Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Консул...