Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников
проект по художественной литературе (старшая группа)

Артюхова Ольга Леонидовна

«Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание

сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души».

 

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

 

                               «Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,

                     если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь-

                                             в годы отрочества душа подростка будет пустой,

на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

 

В.А. Сухомлинский

1.Введение

В духовно-нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребёнка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства и эмоции, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни.

Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – всё это делает  «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным и находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

Художественная литература – признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов любви, добра, сострадания. Чтение ребёнку художественной литературы способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Художественная литература – важное средство формирования личности ребёнка, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне от полноты души, сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, чуткость к прочитанному сама по себе не возникает! Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.         

 Детская литература, как часть общей литературы является искусством слова и способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. В круг детского чтения должны входить: произведения устного творчества русского народа и народов мира; классическая детская литература (отечественная и зарубежная); современная литература (русская и зарубежная).

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок будет к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.  

 Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный смысл сказок, рассказов, стихотворений.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных  произведений – миниатюр.

Актуальность проекта.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – доброта, способность проявить участие, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Считаем, что нравственные представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Традиции семейного чтения – очень важная часть семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

 

1.2.Проблема

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В вязи с этим, перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средству формирования духовно-нравственного воспитания, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения; в третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком. Отношение к литературе как к культурной ценности является определяющей позицией нашей работы. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, все хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А.Барто «Вовка – добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой (из рассказа «Живая шляпа Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору (из сказки «Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки А.С. Пушкина, Г.-Х. Андерсена, весёлые стихи С.Я. Маршака.

В таких замечательных произведениях художественное слово в силу своей образности и особенной конкретности настолько воздействует на детей, что возбуждает такие колоссальные чувства, например, любви и уважения к честным и правдивым людям, и наоборот, вызывает чувство неприятия -  ложь и корыстные действия других людей. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или детские размышления о каком-то  поступке сверстника, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Значит, в условиях детского учреждения, педагог должен создавать ситуации и так организовывать жизнь детей, чтобы у ребёнка появлялась потребность в этом.

И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. При чтении ребёнок становится эмоциональным соучастником: общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями.

Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих в дальнейшем, глубоко нравственные чувства.

 Нам бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской культуры во всем её многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Лишь только мудрость книг сохранила те вековые традиции, те нравственные ценности, которых так не хватает нашим воспитанникам. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Актуальным признаком художественной литературы является комплексность воздействия художественного произведения на психологическую, интеллектуальную и эмоционально – чувственную сферу личности.

        Приобщать ребёнка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста, иначе будет поздно, так как с взрослением ребёнок теряет остроту восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи. Если ребёнок дошкольного возраста не поймёт, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.  Обедняется его словарный запас и, как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.  Нарушается процесс социализации, вхождение в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.

         Не читающие дети не приучают к чтению своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье.

Именно поэтому, решили систематизировать и дифференцировать материал для реализации проекта «Доброе чтение» с подбором примеров и педагогически взвешенной последовательностью их демонстрации, что  обеспечит становление духовно-нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

          1.3.Новизна проекта заключается в том, что  с помощью эффективного сочетания  традиционных и нетрадиционных методов и приёмов создана система работы, включающая в себя самые разнообразные  активные формы  сотрудничества и взаимодействия с родителями, педагогами и детьми, а также с соцпартнёрами; созданы условия для реализации образовательных возможностей современных детей и запросов родителей по духовно-нравственному развитию и воспитанию в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

Работа по проекту открыла широкий простор для инновационной деятельности:

-систематизирована деятельность по формированию культуры чтения ребёнка и его семьи;

-систематизирован  наглядный материал по теме:  в виде приложений, альбомов, каталогов;

-создан музей книги «Её Величество – Книга»; 

- разработаны:

дидактическое пособие «Откуда книга к нам пришла?»  (авторское);

дидактическое пособие «Расскажи сказку с помощью  «Волшебного круга»  (авторское);

методическое пособие «Формирование  у  дошкольников  интереса

к  художественной  литературе» (методические рекомендации:

-по подбору произведений для круга детского чтения;

-по организации предметно-развивающей среды; 

-по использованию инновационных форм и методов приобщения дошкольников  к художественной литературе;

-мини-памятки к работе над сказкой, рассказом, басней, стихотворением и т.д.);

-издаётся  Журнал для детей и взрослых «Кузьма-читатель»  (авторский)

 

        Для реализации проекта «Доброе чтение» была поставлена цель.

 

1.4.Цель проекта: Формировать у старших дошкольников духовно-нравственные качества средствами художественной литературы, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи:

1.Дать детям дошкольного возраста представление об истории создания книги, её видах, первопечатниках на Руси.

2.Формировать у  воспитанников позицию активного читателя, интерес, уважение и бережное отношение к книге как источнику культуры и информации.

2.Приобщать детей к истокам народной культуры, художественному слову, фольклору.

3.Накапливать эстетический опыт при чтении и обсуждении литературных произведений, развивая способность детей отличать хорошее от плохого, умение делать нравственный выбор.

4.Способствовать формированию духовно-нравственных качеств: доброты, отзывчивости, дружелюбия, милосердия, сострадания, умения уступать, помогать друг другу и т.д.

5.Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение  применять свои знания в беседе, обогащать и расширять словарный запас.

6.Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды произведений, развивая артистические способности; создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

7.Активизировать умение создавать самостоятельные и совместные с взрослыми (родителями, педагогами) творческие работы по созданию 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры

Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...

«Проектная деятельность, как одна из форм в воспитании духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников.»

Одна из привлекательных и результативных форм воспитания детей дошкольного возраста в области духовно - нравственных и патриотических чувств  – это проектная деятельность, которая является ...