Проект «Моя книжка – самоделка»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Шумова Наталья Александровна

Проект реализован с целью воспитания у детей любви и бережного отношения к книгам, а также развитию их творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kniga.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя книжка – самоделка»

Книга – это мечта, которую вы держите в руках.                                                                                                      

                                                 Нил Гейман

Автор: Шумова Наталья Александровна, воспитатель высшей категории МКДОУ Детского сада №7 «Радуга»

Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный

Участники проекта: педагоги и дети МДОУ Детского сада №7, родители 

 Проблема: снижение интереса к чтению книг у детей и их родителей.

Актуальность: результаты педагогического мониторинга в начале учебного года показали, что у большинства  детей дошкольного возраста в основном низкий и средний уровень развития речи: дети говорят простыми предложениями, их словарный запас беден,  уровень развития у детей монологической и диалогической речи  часто тоже оказывается недостаточным для сочинения сказок, рассказов с опорой на наглядный материал или без такового. И хотя дошкольный возраст от 3 до пяти благоприятный для развития речи, а 5-7 лет наиболее благоприятный для развития воображения и мышления, мы заметили, что современные дети ленятся думать, им тяжело дается сочинять что – то новое.  Да и наблюдения за играми детей показали, что и игры детей стали беднее сюжетами, потому что у детей плохо развиты навыки общения.

    Современные компьютерные технологии дают детям яркие слуховые и зрительные  образы героев в компьютерных играх, в мультфильмах по телевизору, которые очень привлекательны для детей,  однако они ведут к потере интереса к чтению книг и к работе с книгами.

   Конечно же, мы не имеем право лишать детей того, что принес нам прогресс, но и не замечать, какие опасности таит в себе электронный мир, мы тоже не можем.  

Еще одной проблемой современного общества является и постоянная загруженность родителей работой, своими делами. Им некогда с детьми поговорить, почитать им сказки, выучить стихотворение.

  Что же можем сделать мы с вами, педагоги? Как вернуть интерес к книге у взрослых и детей? Как помочь ребенку полюбить книгу?

Одним из таких способов является наш проект «Моя книжка – самоделка», который предоставил детям максимум свободы для творчества и разнообразной деятельности.

 В процессе работы над созданием своей собственной книжки ребенок берет на себя различные роли: писателя, художника, оформителя. Он играет героями, которые живут в его личной, им придуманной истории, а в этой игре развиваются его творческие способности, речевые и социально – коммуникативные навыки, развивается эмоционально – волевая сфера и мелкая моторика.

 В работе над проектом создаются условия для подготовки детей к школе: накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения, формируется мотивация чтения и грамотного письма.

  И самое главное, что мы в итоге получаем оригинальный продукт детской деятельности – его собственную книгу, которую он будет беречь, которой он будет гордиться, которую он будет помнить всю свою жизнь

Цель проекта:

   Создание в совместной деятельности взрослых и детей оригинальных продуктов детской деятельности, которые будут способствовать повышению у дошкольников интереса к созданию и чтению книг.

Задачи проекта:

  • активизировать интерес детей к книге у детей и их родителей.
  • познакомить детей с историей возникновения рукописной книги, с различными видами книг, учить детей работать с различными источниками информации (в совместной деятельности со взрослыми);
  • развивать речь, воображение, мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности, навыки общения, мелкую моторику;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами: обложка, иллюстрации, страницы, переплет, зачин и т.д.
  • развивать познавательную активность детей;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к книгам;
  • познакомить детей с профессиями писателя и художника, особенностями их деятельностью  при создании книг.
  • развивать представление детей о различных способах изготовления книжек – самоделок.
  • привлечь родителей и педагогов к работе над созданием книжек – самоделок.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Формы и способы организации детей в процессе реализации проекта: 

  • Чтение художественных произведений, беседа, рассказ.
  • Рассматривание книжных иллюстраций, картин известных художников, сюжетных картинок.
  • Дидактические и словесные игры
  • Изготовление книжек – самоделок.
  • Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов.
  • Театрализованные представления.
  • Выставки.

Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес к совместной деятельности у детей и их родителей к теме проекта
  • наличие различных материалов для изготовления книг (различного вида бумаги, картона, ткани и т.д)
  • методические разработки в журналах для воспитателей «Обруч», «Детский сад», «Дошколенок».
  • Поддержка всего педагогического коллектива ДОУ.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап подготовительный (1-я неделя декабря)

Задачи:      

  • Познакомить детей с понятием «библиотека», с различными видами книг, с их строением.
  • Познакомить детей с различными профессиями людей: писатель, поэт, художник, библиотекарь.  
  • Подобрать различные материалы для создания детских книжек – самоделок.       
  • Формировать у детей познавательный интерес к рукотворному миру.

Содержание работы:

  • Введение в тему проекта:
  • Беседы «Что мы называем рукотворным миром», «Почему нужно беречь книги?» «Каких писателей и поэтов вы знаете?», «Моя любимая сказка»
  • Рассказы воспитателя «Удивительные книги», «Кто придумывает книжки».
  • Квест – игра с детьми 5-7 лет «По следам сказочных героев».
  • Отгадывание загадок по сказкам.
  • Виртуальная экскурсия в детскую библиотеку.
  • Организация выставки «Такие разные книги»

II этап практический (2-я неделя декабря)

Задачи:

  • Заинтересовать детей и их родителей идеей изготовления книжек – самоделок из различных материалов.
  • Развивать представление детей о способах изготовления книжек – самоделок.
  • Поддерживать стремление детей проявлять оригинальность и творчество.
  • Способствовать речевому общению, моделируя проблемные ситуации. Развивать у детей диалогическую и монологическую  речь. развивать речь, воображение, мышление, внимание, память, фантазию, творческие способности, навыки общения, мелкую моторику;
  • Обогащать словарный запас детей новыми словами: обложка, иллюстрации, страницы, переплет, зачин и т.д.
  • Развивать познавательную активность детей;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам;

Содержание работы:

  • Рассказ воспитателя «Как устроены книги»;
  • Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
  • Рассматривание работ художников - иллюстраторов (В. Сутеев, Ю. Васнецов, Е. Рачев)
  • Дидактические игры: – «Придумай сказку по картинкам», «Сказочный ларец», «Сказочный круг».
  • Театрализованная деятельность «Старая сказка на новый лад», «Такие разные сказки».
  • Коллективная работа по группам – «Наша общая книжка».
  • Изготовление оригинальных детских книжек - самоделок в детском саду и дома.
  • Консультации для родителей:
  • Памятки «Учите вместе с нами», «Почитай мне мама книжку».

III этап итоговый. (3-я неделя декабря)

Задачи:

  • Обобщить результаты работы над проектом.
  • Организовать работу «Музея одного дня» экспонатами которого будут детские книжки – самоделки.

Содержание работы:

  • Чтение  и рассматривание книжек – самоделок в группах детского сада.
  • Провести выставку детских и детско – взрослых творческих работ в рамках «Музея одного дня».
  • Награждение благодарственными письмами всех участников проекта.
  • Оформить презентацию по итогам работы над проектом.

Ожидаемый результат:

     Будут реализованы все задачи проекта, в детском саду пройдет «Музей одного дня», где в качестве экспонатов будут представлены оригинальные детские книжки – самоделки из разнообразных материалов. На сайте ДОУ будет представлена презентация по итогам работы над проектом.

Полученный результат: Была организована работа «Музея одного дня». В детском саду появилась коллекция детских книжек – самоделок. Работа над проектом способствовала развитию у детей всех познавательных процессов, творческих способностей, мелкой моторики, познавательной активности. Родители и дети приняли активное участие в реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

книжки - самоделки

Книжки - самоделки, как один из способов  привлечь интерес ребенка к книге....

Проект "Книжка - самоделка для детей младшей группы"

Педагогический прект для детей младшей группы с привлечением родителей....

проект КНИЖКИ-САМОДЕЛКИ

Цель:Повышение педагогической грамотности  родителейи вовлечение их в целенаправленный  процесс развития речи ребенка.Задачи:1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведени...

Детско-родительский проект "Книжка-самоделка"

Совместное творчество родителей и детей - одна из форм взаимодействия с семьей....

Проект по изготовлению книжки самоделки

Проект по изготовлению книжки самоделки...

Проект "Создание книжки-самоделки "Полюбуйся весна наступает"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584602","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Проект Книжки-самоделки

Все специалисты дошкольного воспитания отводят немаловажную роль детской книге в деле воспитания дошкольников. Критик и теоретик детской литературы В.Г. Белинский писал: « Детская литература явл...