Обобщённый опыт работы по теме: "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста по-средством русских народных сказок"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)

Золотарева Марина Вячеславовна

АННОТАЦИЯ

Позиция

Я, считаю, что именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Цель

Воспитание  нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок .

 

Задачи

  1. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых

поступков и их необходимость в жизни людей.

  1. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном

возрасте;

  1. Определить эффективность использования русских народных сказок для

развития нравственных качеств в процессе специально организованной

деятельности детей.

Содержание

Организация и проведение с детьми совместной образовательной деятельности посредством сказок нравственно-патриотической направленности.  

Формы

• организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность (интегрированные и комплексные занятия), кружковая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• совместная и самостоятельная игровая деятельность детей

Методы и приемы

Игровые методы:

· вхождение в воображаемую ситуацию;

· дидактические игры.

· игровые ситуации.

 Словесные методы:

· чтение; рассказывание,

· проблемные вопросы; формулировка выводов.

Методы обучения:

· показ способа действия;

· создание проблемной ситуации;

· упражнения.

· Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, даю чёткие указания, объяснения.

Средства

Развивающая среда должна включать в себя книги с красочными иллюстрациями, различные виды театра, уголок ряжения , маски,  художественная литература, методические разработки и рекомендации.

Результат

формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру,

другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и

сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; готовность проявлять совместное сострадание и радость; развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области. __________________________________________________________________

Обобщённый опыт работы по теме:

"Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Автор: Золотарева Марина Вячеславовна,

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 11«Звездочка»

2023 г.

Содержание

1. Сведения об авторе

2. Аннотация

3. Описание опыта

Концептуальные основы и методологические подходы

Актуальность темы

Формулирование цели

Задачи

Условия

Принципы

Методы

Формы и приёмы

Средства

Результат

4. Тезаурус – словарь терминов, используемых в описании опыта работы

5. Библиография

6. Рецензия

7. Приложения

№1. Диагностика

№2. Перспективный план

№3. Конспекты

№ 4. Консультации для родителей

№ 5. Анкетирование родителей

№ 6. Картотека сказок

№7. Фотографии

АННОТАЦИЯ

Позиция

Я, считаю, что именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Цель

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок .

Задачи

  1. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых

поступков и их необходимость в жизни людей.

  1. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном

возрасте;

  1. Определить эффективность использования русских народных сказок для

развития нравственных качеств в процессе специально организованной

деятельности детей.

Содержание

Организация и проведение с детьми совместной образовательной деятельности посредством сказок нравственно-патриотической направленности.

Формы

• организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность (интегрированные и комплексные занятия), кружковая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• совместная и самостоятельная игровая деятельность детей

Методы и приемы

Игровые методы:

вхождение в воображаемую ситуацию;

дидактические игры.

игровые ситуации.

Словесные методы:

чтение; рассказывание,

проблемные вопросы; формулировка выводов.

Методы обучения:

показ способа действия;

создание проблемной ситуации;

упражнения.

Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, даю чёткие указания, объяснения.

Средства

Развивающая среда должна включать в себя книги с красочными иллюстрациями, различные виды театра, уголок ряжения , маски, художественная литература, методические разработки и рекомендации.

Результат

формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру,

другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и

сверстниками, создание оптимистической детской картины мира; готовность проявлять совместное сострадание и радость; развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Описание опыта работы по теме

Концептуальные основы и методологические подходы.

«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств,

мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться,

и которые дают много импульсов для жизни и творчества.

Среди всего этого мы честно должны выбирать то,

что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то

услышат, увидят и почувствуют»

В.А Сухомлинский.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно, передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времени, когда появилась письменность. Все это позволило сказкам завоевать популярность у большого количества людей и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, который представлен в музее во всем своем многообразии.

В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предполагают, что их дети хорошо развиваются у телевизора, компьютера. Но заменить живое общение между взрослым и ребенком посредством чтения книг не может ни один технический прогресс. Ведь процесс чтения способствует духовному обогащению взрослых и детей, становлению взаимопонимания, близости,

доверительности, без которых немыслимо воспитание детей.

Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества: умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться от того, что не дозволено, быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.

Как показали исследования психолога А.Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.

Актуальность темы.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?

Именно в поведении выступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

Актуальность нравственного воспитания состоит и в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, я опираюсь на разумное и нравственное в человеке и помогаю каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Это осуществимо средствами специально организованного нравственного воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования нравственного сознания я выбрала сказку.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна. Сказка совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка младшего дошкольного возраста это первый опыт встречи с героями сказки на важном этапе развития его личности - этапе раннего детства. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в

мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий. В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции. В п.5 параграфа Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста. И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра». Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, В.В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И.И. Подласый, И.К. Решетень и др. Так что же такое духовно-нравственное воспитание? Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности очень важна.

Учитывая значимость русских народных сказок в развитии нравственных качеств у детей, мною были выделены следующие цели и задачи

Цель моей работы:

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок .

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  1. Пробуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых

поступков и их необходимость в жизни людей.

  1. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  2. Выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном

возрасте;

  1. Определить эффективность использования русских народных сказок для

развития нравственных качеств в процессе специально организованной

деятельности детей.

Условия.

Для решения поставленных задач я изучила и проанализировала педагогическую и методическуюи художественную литературу, современный передовой опыт по проблеме духовно –нравственного воспитания.

Разработала перспективный план работы по данной теме. ( Приложение № 2)

Дополнила предметно – развивающую среду, которая включает в себя: книги с красочными иллюстрациями, различные виды театра, уголок ряжения , маски.

Оформила картотеку сказок (Приложение №6)

Свою работу строила исходя из следующих принципов:

Принцип полноты.

Основная образовательная программа детского сада предусматривает реализацию всех образовательных областей по всем разделам. Реализуя данный принцип, я составила перспективный план (приложение № 2)

Принцип системности.

Работу провожусистемно, весь учебный год при гибком распределении содержания работы по теме . Специально организованные занятия провожу в первой половине дня. Игры и другие виды нерегламентированной деятельности детей, осуществляю как до обеда, так и во второй половине дня; для этого выбираю определенный день недели или работаю тематическими циклами. Также предполагаю, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от меня в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации.

Принцип доступности и индивидуальности.

При реализации этого принципа учитывала высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость. Этот принцип важен во всех возрастах. Учитывала характер детей, особенности мышления. Общение и работу строила таким образом: «от близкого к далёкому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание нравственного воспитания детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей, так как каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития.

Важным оказался и принцип доступности, когда дети могут свободно пользоваться необходимыми играми и пособиями в специальном отведенном для этого месте.

Он предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с воспитанниками, предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а так же и в их самостоятельной деятельности.

Принцип интеграции.

Разработанная мною система работы по данной теме реализована в интеграции всех пяти образовательных областей. Прежде всего, это касается таких направлений деятельности как: познавательной, конструктивной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также не регламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Для большей эффективности использовала разнообразные формы работы: игры и развлечения, отдельные режимные моменты. Таким образом, всю работу естественно и органично интегрировала в целостный педагогический процесс. (приложение № 2)

Принцип преемственности

Этот принцип определяет взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и в семье. Проводить работу начала с анкетирования родителей (приложение №5 ). Затем провела родительское собрание по теме «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» - « Сказка ложь – да в ней намек..». Организовала консультации на темы: «Воспитание сказкой», «Что за прелесть эти сказки…», «Сказки читаем – ума прибавляем».

Принцип результативности

Принцип предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития воспитанников. В процессе работы по данной теме добивалась того, чтобы воспитанники проявляли устойчивый интерес к русскому народному творчеству (приложение №1)

Методы

Правильно подобранные методы обучения способствуют воспитанию нравственных качеств у детей.

В своей работе использовала следующие методы.

Словесный метод.

Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. При чтении необходимо следить не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь педагог берет на себя функцию партнера, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей.

Наглядно- действенный метод.

Рассматривание иллюстраций в книге, является методом усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой - то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. Показывая какую - либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

Практический метод.

Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.

Игровой метод.

Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие. Такие игры необходимо обязательно сопровождать беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения со взрослым.(приложение№6, 7)

Формы и приёмы работы с детьми.

Практическое освоение детьми материала по теме «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» я осуществляла в разнообразных формах.

- Фронтальная, подгрупповые и индивидуальные формы работы, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

-Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Сказкотерапия включает в себя множество приемов , позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок

Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагаю рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги .

3. Переписывание сказок

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказки с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол: куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения, осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Виды творческих работ по мотивам сказок

#1047;накомые герои в новых обстоятельствах

2. Коллаж из сказок

3. Сказка от считалки

4. Сказки от «живых» капель и клякс.

5. «А что потом?»

6. Изменение ситуации в знакомых сказках

7. Перевирание сказки

8. Сказки, но по-новому

9. Сказки от превращений

10. «Салат из сказок»

11. Словесная режиссерская игра

12. Психогимнастика

13. Словесное комментирование

14. Совместная словесная импровизация

Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру – задание «Интервью». Кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Следующим моментом является воображение. Здесь предлагается детям самим изобрести новую сказку или какой–то эпизод. Очень хорошо использовать при этом «волшебную палочку». Возникает обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение./

Очень много можно сказать о связи сказки с другими науками.

Например, сказки и математика. Для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более, что когда речь идет о дошкольнике, нужно максимально связывать с окружающей жизнью. Во многих сказках математическое начало лежит на поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т.д.

Когда ребенок 4-х лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с помощью моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев сказки в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Работая в этом направлении, детей готовят к математической деятельности. (Приложение №1, №2, №3)

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия родителей.

Провела родительское собрание « Сказка ложь – да в ней намек..» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план мероприятий )

Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги».

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок пальчиковым театром ко всем русским народным сказкам.

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями (приложение №4,5)

Средства.

Сознательному усвоению знаний, развитию познавательных интересов способствует использование разнообразных средств обучения.

В группе имеются в достаточном количестве книжки со сказками для детей, различные виды театра, уголок ряжения , маски, художественная литература, методические разработки и рекомендации.

Эффективными средствами в решении поставленных задач, используемых мною в работе, являются: детская литература, иллюстрации, проведение кружковой работы по теме . (Приложение №2 )

Результат :

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» можно сделать вывод, что сказка детям нужна для формирования позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичности отношений со взрослыми и сверстниками, создания оптимистической детской картины мира; готовности проявлять совместное сострадание и радость; развития творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками. Опыт работы в данном направлении актуален и эффективен (Приложение №1)

В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль в инсценировках и драматизациях. Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.

Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Сравнение результатов показывает наметившуюся положительную динамику, после проведённой с детьми работы, это выражается в том, что у детей группы значительно повысился уровень сформированности нравственных представлений.

Вывод:

Таким образом, проведенная работа позволила сделать вывод, что сказка оказывает огромное влияние на развитие личности.

Считаю, что в результате проделанной работы у детей сформировались нравственные представления. По результатам наблюдения за детьми можно отметить, что они стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость - все это будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни.

Тезаурус

Аннотация – краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей.

Актуальность – одно из основных требований, предъявляемых к написанию опыта.

Взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой поведение каждого участника выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Деятельностный подход — организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Игра – это основной вид деятельности ребёнка, в которой он получает из окружающего мира впечатления и знания. В ней ярко проявляются особенности мышления и воображения, развивается потребность в общении. Игра используется в целях всестороннего воспитания и формирования нравственной стороны личности, она позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, позволяет воспитывать высокие человеческие качества.

Личностно – ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности.

Методы – это правильный путь, способ, план для достижения определенной цели.

Народные сказки — одна из самых древних и распространённых форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.

Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Принцип воспитания – исходное положение, требование, которым нужно руководствоваться в воспитательной работе.

Развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Совместная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Библиография

#1040;никин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.;

#1040;ртемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012.

#1040;лябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».

#1041;езруких М.М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;

#1043;арбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика.;
6. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. –2013.;
7. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.:Мозайка-Стез,2008. 8. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4 - 6 лет (с метод, рекомендациями) - М.: Просвещение, 2001.;

#1043;рабенко Т. М. «Зачем читать детям сказки?».

#1048;стоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. И доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 320 с.;

11. Корепанова М., Брежнева М. «Сказкотеропия как средство самопознания». //Дошкольное воспитание, 2008.,№1 С. 53 - 58.;

#1050;араманенко Т. Н., Ю.Г. Караманенко. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек.- М.: Просвещение,1982

#1052;аханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.

;Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», Под редакцией Н. В. Микляевой

#1059;сова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.

#1059;шакова О.С.Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.

#1060;есюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.

Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок"

Данный проек  расчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредствам приобщения их к русским народным сказкам....

Долгосрочный проект. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».

Долгосрочный проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»....

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

Нравственное воспитание детей младшего возраста по средством русских народных сказок

Данная статья может быть полезной для педагогов и для родителей...

Перспективный план по самообразованию «Воспитание нравственных качеств у детей второй младшей группы посредством русских народных сказок»

Изучение влияния русских народных сказок на развитиенравственных качеств детей младшего дошкольного возраста; развитие ивоспитание в душе каждого ребенка духовного начала....