Нравственное воспитание детей младшего возраста по средством русских народных сказок
статья (младшая группа)

Данная статья может быть полезной для педагогов и для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством русских народных сказок

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда – то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

Именно в раннем возрасте под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам., вещам, природе, усваивает моральные нормы. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к близким, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать им.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности ребенка является художественное слово. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Действительно, слушая художественные произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами, знакомится с нормами поведения.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие отношения. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают их к оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Знакомство детей с художественной литературой следует начинать с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток.  В потешках и песенках оживают явления природы. («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко – ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась «Радуга – дуга высока и туга», действуют животные (кисонька – мурысонька, курочка – рябушечка, сорока – белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно; курочка – рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить, кисонька – мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь пряничков, сорока – белобока кашку варит – деток кормить, котик идет на торжок и покупает пирожок, заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы; собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.

А также большую роль в нравственном воспитании играют русские народные сказки. Значение сказок трудно переоценить: они знакомят детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учат жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Слушая их, ребенок узнает о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают, как дружба помогает победить зло («Зимовье»), как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей, «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; главная мысль сказки «Три медведя» заключается в том, что в чужом доме надо быть аккуратным и осторожным, нельзя брать чужие вещи без спроса, сказка «Теремок» учит дружбе, взаимовыручке, умению жить вместе. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведения, поэтому после прочтения обязательно надо провести беседу. Задать вопросы разнообразные по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, другие – помочь детям почувствовать главную идею произведения.  Цель такой беседы – научить оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывал при совершении поступка.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка так, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе будет способствовать социально – нравственному воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.

Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок"

Данный проек  расчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредствам приобщения их к русским народным сказкам....

Долгосрочный проект. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».

Долгосрочный проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста. «Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»....

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»...

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста по средствам русских народных сказок

Нравственное воспитание детей по средствам русских народных сказок было темой моего самообразования и в течение определенноно времени перешло на практическое применение знаний, в связи с чем я с увере...

Обобщённый опыт работы по теме: "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста по-средством русских народных сказок"

АННОТАЦИЯПозицияЯ, считаю, что именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок...