Проектная деятельность «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».
проект (средняя группа)

Полякова Елена Дмитриевна

              В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

               Актуальность темы. Уровень речевого развития дошкольника в

значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. 

               Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.   Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

              В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. 

           Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных результатов в коррекционно-речевом развитии детей-логопатов, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности. Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми, предоставляется возможность принимать участие в праздниках, читая стихотворения малого объема, порой состоящие из двух- четырех фразовых строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и читать стихи с чувством большой значимости читает текст, участвует в диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от совместного общения. Здесь особенно важно учить детей осмысленно пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации, демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать при участии детей в театрализованной деятельности, которая является своеобразным инструментом речевой и психической коррекции. Ведь творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия успешного коррекционно-речевого развития детей. По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное дает возможности прикладывать необходимые усилия, которые направлены на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.                                                             Срок реализации: 2 месяца.                                                                                                                          Участники проекта: дети средней группы «непоседы», родители воспитанников,  воспитатели группы.                                                                                                                       Проблема: активизация речевой функции детей.                                                                                Цель проекта: внедрение в речевую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

Задачи проекта:

-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность;                                                                                                                                                      -формировать навыки устной речи                                                                                                                                 -пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей                                                 -формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;                                                              -развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;                                                                                                                                                                                                     -развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;                                                     -побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок,                           -использовать различные виды театра.

Методы реализации поставленных задач:

- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, диагностирование.                               - Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых  ситуаций.                   - Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,                        пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр  мультфильмов и сказок,                                                                                                                                       Изготовление и приобретение разных видов театра и декораций к сказкам.                               - Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.                                 - Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,             заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

Ожидаемый результат.

Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь:                                                - Активизация словаря детей;                                                                                                                                                 - Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя                                    - Развитие диалогической и монологической форм речи;                                                                               - Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- Речевое раскрепощение детей;                                                                                                                                      - Совершенствование навыков общения детей в коллективе;                                                                        - Повышение общей культуры ребенка;                                                                                                                            - Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала,  способностей, интересов.

Этапы проекта:                                                                                                                                                                          I этап – подготовительный                                                                                                                                              Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение                       основных направлений, изучение педагогической литературы.                                          Совместно с родителями и детьми принять участие в смотре конкурса: «Лучший  театральный уголок».

II этап– формирующий                                                                                                                                                         Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей. Мастер-класс для педагогов «Театр своими руками».

III этап – заключительный                                                                                                                                              Цель: анализ полученных данных, показ пальчикового театра «Курочка ряба», «Теремок». Показ сказки би-ба-бо «Репка».  Драматизация сказки «Колобок».

Подготовительный этап:  

- Подготовка конспектов театрализованной деятельности                                                                   - Составление рекомендаций для родителей, воспитателей                                                                                 - Разработка бесед с детьми                                                                                                                                                        - Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,    фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.

Формирующий этап - работа с детьми.

- Беседа «Чему учат нас сказки?»                                                                                                                                                         - Дыхательная и артикуляционная гимнастика.                                                                                               - Разучивание диалогов к сказкам.                                                                                                                                                 - Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.                                            - Упражнения- пантомимы.                                                                                                                                                   - Упражнения на координацию речи с движением.                                                                                                                                                                - Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.                                                                                          - Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.                                                                            - Загадки о сказках, героях сказок.                                                                                                                                      - Дидактические игры по развитие речи дошкольника.                                                                – Изготовления с детьми театр на ложках, на шпашках, на стаканчиках.                                    

Работа с родителями                                                                                                                                                                     - Родительское собрание: «Знакомство с проектом». Презентация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника».                                                                                - Еженедельное информирование о ходе проекта.                                                                                                       - Домашние задания для родителей и детей: изготовление тетра: настольный, варежковый.                                                                                                                                                                                     - Чтение сказок с детьми.                                                                                                                   -    Консультация для родителей на тему «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»                                                                                                                                                                                 - Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;                                  - Знакомство с речевыми дидактическими играми.

Рекомендации:                                                                                                                                                                       - По развитию интонационной выразительности речи,                                                                                               - По разучиванию диалогов между героями сказок;                                                                                    - По развитию мелкой моторики

Заключительный этап – итог проекта

 -Показ сказки: «Теремок», «Репка», «Колобок » для родителей;

- Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой  моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением, сюжетно-ролевых игр.

Заключение:  В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства –с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Театралзованая деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование данного вида деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе театра; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами. Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение театрализованной деятельности в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

Приложение 1   Театральный уголок (фото).
Приложение 2  Презентация: Мастер-класс: «Театр своими руками».

Приложение 3 Работа с родителями : Презентация: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника».

-Консультация для родителей на тему «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

-Конспект НОД  пальчиковый театр «Теремок».

Приложение 4. «Какие сказки детям читать 3-4 лет»

Приложение 5. Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.

Консультация для родителей на тему «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.
Однако, в настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения.
В основе возникновения данных нарушений стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.
Необходимо правильно подбирать сказки, тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми , поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят русские народные сказки!
Всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.
Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.
Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:
• Слушание сказки.
• Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).
• Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.
• Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.
• Разгадывание загадок.
• Заучивание наизусть стихотворений и песен.
• Театрализация сказки.
Данные этапы были апробированы и показали хороший результат в педагогической деятельности.
По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса, работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:
1. Чтение сказки и ответы на вопросы.
2. Раскладывание картинок.
3. Замещение персонажей сказки.
4. Моделирование сказки.
5. Разыгрывание сказки.
6. Рассказывание фрагментов сказки.
7. Рассказывание всей сказки.
8. Разыгрывание сказки.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.
В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.
Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых ориентиров речевого развития.
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
• Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
• Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
• Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны
В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять: Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный: иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства - мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Литература:
Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006 г.
Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.
Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.

                Конспект НОД  пальчиковый театр «Теремок».

 

Цель:  создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать способность, свободно и раскрепощено держатся при выступлении.

Повышение уровня речевого развития

Задачи: 1. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. 2.Развивать у детей память.

3. Формировать дружеские взаимоотношения

Словарная работа: пальчиковый театр, спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр

Оборудование: Куклы для сказки «Теремок», домик, стол, ширма, наглядный материал, технические средства обучения: нетбук с колонками, музыкальное сопровождение,

- Дети, мы с вами пришли в наш маленький кукольный театр, где живут куклы. А живут они вот в этих домиках (показывает на полку, где расположены куклы). Кукол здесь много, и они все разные. Посмотрите: одни маленькие, другие большие. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми. Подойдите к куколкам и познакомьтесь с ними.Потому что все куклы располагаются на столе! И вся сказка проходит на столе.

-а эти куклы мы уже знаем (показывает на куклы настольного театра).

-. А почему он так называется?

2.организационно-поисковый

Но посмотрите, дети, у нас еще много есть других кукол, с которыми вы еще не знакомы. Сегодня я вас познакомлю с куклами пальчикового театра. А называется этот вид театра – пальчиковым, потому что все куколки одеваются на пальчики.

Звоню в колокольчик и говорю: «Ребята, слышите? Звенит колокольчик – это он вас зовет в зрительный зал. Садитесь на стульчики, куклы вас ждут»

Мы тихонечко пойдем,

В зале стульчики найдем.

Топ, топ, идем, идем,

Сядем, сядем – подождем.

Снова звоню в колокольчик, пока дети садятся на стульчики.

Дети заняли свои места.

-Пока вы садились, колокольчик пел вам песенку и ждал вас. Это значит, что сейчас начнется представление.

Посмотрите, какая нарядная ширма перед вами, а за ширмой – маленькие артисты. Они хотят вам показать сказку. Сейчас прозвенит еще один звонок, и сказка начнется.

Звонит колокольчик в третий раз.

-Чтобы занавес открылся, нужно его попросить, то есть похлопать в ладоши. А когда зрители хлопают, это называется – аплодисменты!

 Дети аплодируют. Открывается занавес на ширме.

Звучит музыка.

Воспитатель: Занавес открывается, сказка начинается.

Стоит в поле теремок, Теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Звучит музыка.

Вдруг по полю, полю бежит мышка-норушка.

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Мышка: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Звучит музыка.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Лягушка: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: я, мышка-норушка! А ты кто?

Лягушка: а я лягушка-квакушка!

Мышка: иди ко мне жить!

Лягушонка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Звучит музыка.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.

Зайчик: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: я – мышка-норушка.

Лягушка: и я лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик: А я зайчик побегайчик.

Мышка: иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они жить втроем.

Звучит музыка.

Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик. А ты кто?

Лиса: А я лисичка-сестричка.

Зайчик: Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Звучит музыка.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.

Волк: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк: А я волчок-серый бочок.

Лиса: Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот живут они в теремке, песни поют.

Звучит музыка.

Вдруг мимо идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка.

Лягушка: Я лягушка-квакушка.

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка.

Волк: А я волчок-серый бочок. А ты кто?

Лиса: А я медведь косолапый.

Волк: Иди к нам жить!

Звучит музыка.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит.

Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.

Мышка: Да ты нас раздавишь!

Медведь: Нет, не раздавлю.

Мышка: Ну полезай.

Звучит музыка.

Влез медведь на крышу и только уселся – бах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:

Мышка-норушка,

Лягушка-квакушка,

Зайчик-побегайчик,

Лисичка-сестричка,

Волчок – серый бочок,

Все целы и невредимы.

Звучит музыка.

Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Воспитатель: Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!

Звучит музыка.

Встаю из-за стола. И веду беседу стоя.

Воспитатель: Дети, а Вы хотите также поиграть с нашими куколками?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того, чтобы Ваши куклы смогли ходить также как и мои, необходимо потренировать Ваши пальчики. Потренируем их?

Дети: да!

Воспитатель: Приготовьте свои указательные пальчики.

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)

И еще раз:

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Ты малыш, не зевай. (погрозить указательным пальчиком)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй, (покачать пальчиком из стороны в сторону)

Пальчик спрячь и не давай! (обхватить указательный пальчик пальцами другой руки)

Воспитатель: А теперь давайте встанем в две линии и поиграем в игру «Иди сюда! »

Иди сюда, (указательным пальчиком манят партнера)

Тебя прошу, (указательным пальцем показывают на партнера)

Иди сюда (указательным пальчиком манят партнера)

Секрет скажу (указательный палец приложить к губам)

Походят друг к другу и шепчут на ухо:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши

Поменялись малыши

Делают несколько раз

Воспитатель: Дети, у нашего указательного пальчика сегодня день рождения, и он приглашает другие пальчики к себе на праздник.

День рождения у меня! (указательный пальчик одной руки кланяется,

Приходите все, друзья (манит пальчиком пальцы левой руки)

Здравствуй, пальчик, ты нас звал? (кланяются пальцы левой руки)

Здравствуйте гости, мои дорогие! (указательный палец кланяется)

Здравствуйте гости, мои золотые!

Проходите, проходите! (манит пальчиком пальцы левой руки)

Отдохните, посидите,

Никуда не уходите. (указательный пальчик качает из стороны в сторону)

Я к вам сейчас приду

И вас всех повеселю! (вращается кисть с указательным пальцем)

Воспитатель: Молодцы! Теперь Ваши пальчики поупражнялись, окрепли, и смогут примерить на себя роль героев нашей сказки. Подходите к нашей сцене и выберете себе героя и присаживайтесь на стульчики.

Звоню три раза в колокольчик. Дети аплодируют. Под речь воспитателя дети выходят за сцену по очереди и упражняются в ведении куклы.

Воспитатель: Занавес открывается, сказка начинается.

Стоит в поле Теремок-Теремок,

Он не низок не высок - не высок – работает теремок

Бежит мышка-норушка – работает мышка

Бежит лягушка-квакушка – работает лягушка

Бежит зайчик-побегайчик – работает зайчик

Бежит лисичка-сестричка – работает лисичка

Бежит волчок-серый бочок – работает волк

Идет медведь косолапый – работает медведь

Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец.

Занавес закрывается, дети аплодируют.

 3.рефлексивно-коррегирующий: Молодцы! Я смотрю, у кого-то получается, у кого-то чуть меньше. Но это не беда! Мы с вами в течение месяца будем упражнять пальчики, тренировать их.

Итак, мальчики и девочки, сегодня мы познакомились с пальчиковым театром. Называется он так потому, что главными героями в спектакле являются наши указательные пальчики. Все герои сказки находятся на сцене, на которой располагается ширма с занавесом. И чтобы этот занавес открылся, необходимы аплодисменты, то есть когда вы хлопаете в ладоши. И в конце спектакля также необходимо поблагодарить наших артистов аплодисментами

       Картотека дидактических игр по развитию речи в средней группе.

       Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребенка происходит естественно и очень эффективно.

1. «Я начну, а ты закончи»

Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой) - веселый, долгожданный

2. «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит,

радует…

3. «Наоборот»

Цель: формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник - грустный; Большой подарок – маленький;

Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

4. «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в четком произношении слов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

5. «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово

лишнее и почему:- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

6. «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

7. «Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

8. Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

9. «Игра в слова»

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

10. «Отгадай-ка»

Цель: упражнение в составлении описательных рассказов; развитие умения внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Воспитатель: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

11. «Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать редмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет

речь и показывать его.

Усложнения:

1. Дети объясняют свой выбор

2. Роль водящего выполняет ребенок

12. «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель: Я картинки положила в разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ника, загляни-ка, вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

13. «Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т. д.

14. «Прятки»

Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение

(в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход игры: Воспитатель прячет игрушки в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

15. «Какое это бывает?»

Цель: учить детей выделять признаки предмета.

Ход игры: Воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мячик. Какой он?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а т...

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Планирование.Сценарии театрализованных занятий во второй младшей группе. Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе. ...

Консультация по теме: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность"

Консультация по теме: « Развитие речи детей через театрализованную деятельность».ТЕАТРТеатр - и зрелище и школа для народа,Будить сердца людей - вот в чем его природа!На путь неправедный он не дает св...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей«Развитие речи детей через театрализованную деятельность»...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...