Компьютерные технологии как условие развития художественно-творческих способностей ребенка дошкольника.
статья по информатике по теме

Ершова Марина Васильевна

Статья из опыта работы с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt_word_2.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

       Компьютерные  технологии как условие развития художественно-творческих способностей ребёнка-дошкольника

 

 В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

ИКТ – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации (компьютерное оборудование, мультимедийные средства, аудио и многое другое).

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективное развитие детей в любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П.Беспалько, 2022; Е.И. Машбиц, 1986 и др.)

Как же мы пришли к использованию компьютерных технологий?

Наблюдение за деятельностью ребят показало, что они в своих ролевых действиях, сюжетах, диалогах используют специальную терминологию:

Вирусы захватили планету, а ребята  - выступают в роли спасателей; соревнования – кто быстрее перейдет на новый уровень игры и др.  

С помощью анкетирования выяснилось:

·        65 % детей группы  играют дома в компьютерные игры;

·        все эти дети играют в игры для взрослых, просто на низком уровне сложности (автогонки,  так называемые «стрелялки» и т.д.);

·        большинство родителей даже не задумывались о том, что есть специальные развивающие игры для детей.

  Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного возраста, а занятия по продуктивным видам деятельности являются самыми любимыми и результативными  для детей. Дети активно включаются в продуктивную деятельность, получают знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Поэтому мы разработали методику использования компьютерных технологий на занятиях по  художественному творчеству. 

 

Согласно введенным положениям Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:  

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

При подготовке и проведении занятий мы используем электронные ресурсы учебного назначения:  

Презентации

Видеоклипы

Интерактивные игры

Игры - путешествия

Пальчиковые гимнастики, физкультминутки

Ресурсы Интернет

 Еще  К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

  Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к   занятиям по художественному творчеству можно назвать мультимедийную презентацию. Во многих детских садах к сожалению устарел дидактический, иллюстративный материал, который не всегда соответствует современным требованиям. И вот тут - то приходят на помощь компьютерные технологии и интернет ресурсы, они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. 

В своей практике мы с помощью слайдовых презентаций знакомим детей с разными темами. Например, при ознакомлении детей с предметами народного прикладного искусства по теме «Хохлома», мы создали клип на песню «Хохлома. Волжский плес» в исполнении ансамбля «Непоседы», презентацию «Хохломская роспись». Просматривая их, дети в полном объеме познакомились с разнообразием хохломской посуды, этапами ее создания, элементами росписи, что послужило стимулом к творческой деятельности.

Изучая тему «Дикие животные» мы просмотрели видео–ролики «Этот удивительный животный мир», слайд-шоу «Тайны Новосибирского зоопарка». Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

  Таким образом презентация:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Усиливает воздействие выступления

  Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая детей в определённую игровую ситуацию. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Так на занятии «Фоторепортаж из космоса», сказочный герой Незнайка голосом с экрана загадывал детям загадки, пригласил детей в космическое путешествие. Дети с интересом приняли образ космонавта и «находясь в космическом пространстве», создавали аппликацию того, что они видят в космосе, применяя творческие способности в изображении планет, комет, звезд.

 

Использование на занятиях мультимедийных презентаций превратили обучение детей в живой, творческий и естественный процесс.  С помощью анимаций мы показываем на слайдах разнообразные варианты изображений каких-либо предметов или их отдельных частей, добавляем элементы оформления, изменяем размеры, цвет, форму. Дети  путем подбора и эксперимента определяют, чем и каким нетрадиционным материалом это можно изобразить. Например, работая над темой «Дом, в котором я хочу жить» мы на слайдах показываем дома разного размера, дизайна, конструкции, цвета и т.д. Дети, просмотрев множество вариантов, сами придумывают свой образ.

 

Применение технологических карт один из распространенных методов при обучении детей творческим, изобразительным навыкам. ИКТ дает нам огромные возможности поэтапно рассмотреть изготовление того или иного предмета, образа. Выполняя работу «Цветы на клумбе» педагог за считанные секунды показывает детям, как можно изобразить объемный цветок, используя скалярный метод (накладывание лепестков один на другой).

 

 Особенно целесообразно использование большого экрана при ознакомлении детей с произведениями изобразительного искусства и с творчеством художников. Знакомя детей с произведениями живописи: И.Левитана («Март», «Весна. Большая вода»), А.Саврасова («Грачи прилетели»), воспитатель создает игровую ситуацию и выполняя роль экскурсовода приглашает детей в один из залов художественной галереи. Глядя на экран и слушая педагога, у детей работает, как слуховая, так и зрительная память, что повышает качество воспринимаемой информации. Большой формат дает возможность хорошо рассмотреть картины, объединить их в группы, произвести возврат к определенной картине.

 

 Практика показывает, что внедрение мультимедийных технологий повышает качество знаний и умений детей, усвоенных во время занятий. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения детьми. Но  время использования презентации на занятии по художественному творчеству детей не должно занимать более 5-10 минут. Должно преобладать живое общение педагога с детьми и практические действия с изобразительным материалом.

На занятиях по художественному творчеству целесообразно включать пальчиковую гимнастику либо физкультминутку, гораздо выигрышнее будут они с использованием анимации и звука.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Таким образом, компьютерный друг со своими играми вошел в повседневную жизнь ребят группы. Теперь постоянный вопрос: какую мотивацию применить в той или иной деятельности детей, отпал. Нельзя  сказать, что компьютерная игра заняла основное место в образовательном процессе. Она стала лишь небольшой его частью. Конечно, значительно расширились возможности предъявления учебной информации детям. Разве можно сравнить предметные картинки в настольной игре и аналогичную компьютерную игру, созданную на основе применения цвета, графики, звука, современных средств видеотехники? 

Используемая технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями  развития Т.Б. Филичевой, 1990;   Г.В. Чиркиной, 2002; Шевченко а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. С помощью ИКТ на занятии «Кто такой снеговик?» мы использовали все этапы обследования. Первый – целостное эстетическое восприятие предмета через слайдовую презентацию, которая вызвала эмоциональное  заинтересованное восприятие. На втором этапе использовали технологическую карту для аналитического восприятия образа снеговика, то есть последовательное выделение частей и признаков. Это подчеркивала и Н.П. Сакулина: «В лепке, рисовании, аппликации части воспроизводятся последовательно одна за другой, в процессе создания изображения предмет как бы конструируется».

  

Опираясь на собственный педагогический опыт мы  считаем, что  применение компьютерных технологий позволяет   повышать эффективность коррекционного обучения, развивает творческие способности, ускоряет процесс подготовки дошкольников к обучению в школе. Бывает так, что у ребенка имеются проблемы с вербальной памятью и концентрацией внимания. Именно в этом случае применение компьютера становится особенно целесообразным.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях по творчеству позволяет:

- активно развивать творческие и познавательные способности каждого   ребенка,        

-применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды.

-применение компьютеров  создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа средств превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит,  воспринимает, действует, он переживает эмоции.

Ведь, как известно,  только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Литература:

1. Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 175 стр.

2. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании2 / под ред. Ю.М.Горвица, М., 1988

3. Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006

4. М.К.Антошин Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007

5. Н.Королёва, С.Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6

6. Е.Вренёва «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12

7. Т.Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в современный период нашла свое место и в детских дошкольных учреждениях. В презентации описание опыта работы: реализация проекта по создания Дымковской игрушки детьми из с...

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка...

Педагогические условия развития художественно -творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр.

Педагогические условия развития художественно – творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной д...

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческихспособностей ребенка...

Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".

quot;Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер...