Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

"Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технология ТРИЗ73.5 КБ

Предварительный просмотр:

С. А. Белоусова, воспитатель

МБОУ «СОШ №34»

(г. Бийск)

 Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»
                                                                                         Г.С. Альтшуллер

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Важным условием достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС ДО является введение инновационных технологий в образовательный процесс в ДОУ.

В последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ-технология позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Использование ТРИЗ способствует развитию воображения, фантазии, творчества детей. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем, создана Генрихом Сауловичем Альтшулером. Она позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!».

Примером является особый раздел ТРИЗа - развитие творческого воображения (РТВ) или творческих особенностей (РТС), где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа. Педагогическое кредо "тризовцев" - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Ребенок учится анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей создавать вещи своими руками, творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. 

До детей надо донести мысль, которая звучит так: «Нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только твой собственный путь».

Поэтому считаю необходимым работать в направлении повышения  возможностей ребенка, раскрытия его потенциальных творческих резервов; что позволит не только оптимизировать творческое развитие ребенка – дошкольника, но и научит пользоваться воображением, мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, пусть даже фантастических.

Цель ТРИЗ: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста в изобразительной деятельности через овладение современной методологией творчества ТРИЗ, возможность самовыражения и дальнейшего использования ее в различных видах детской деятельности.

Задачи ТРИЗ:

  1. Развивать познавательную активность, чувственное восприятие (обследовательские действия, сенсорные эталоны), творческое мышление (гибкость, подвижность, системность, диалектичность) путем типовых приемов для разрешения противоречий, творческое воображение, воспользовавшись приемами импровизации и фантазирования.
  2. Развитие мелкой моторики руки ребенка, способствовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования с помощью разных инструментов и материалов.
  3. Формировать умение решать задачи творческого характера (построение изобразительного  замысла, его воплощения) используя выразительные средства для воплощения идеи, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал и действовать.
  4. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, поиску кретивных идей в использовании разнообразных  изобразительных техник и их сочетании при создании выразительных оригинальных образов.
  5. Стимулировать и поддерживать ребенка в его проявлениях быть творцом, созидателем, создавая ситуацию успеха в изобразительной художественной деятельности; организовывать выставки детского творчества.
  6. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей. Поддерживать здоровый климат в семье, основанный на совместных интересах родителей и ребенка.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.  

1.         Мозговой штурм. Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором детям предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

ОД Рисование Тема: «Моя любимая игрушка», а вы предлагаете пофантазировать детям и изобразить, исходя из проблемы: «Что делать если игрушка обиделась?», затем обсуждение и изображение. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свою игрушку.

К данному методу подходят задания Рисование по сказкам или рисование сказочных персонажей. Предлагается опять проблема: «как выгнать лису из зайкиной избушки»; «как не дать медведю залезть на теремок и развалить его»; «как не дать лисе съесть колобка» и т. д.

2.         Морфологический анализ. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п.

Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, где живет, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:

Возраст

    Где живет

Внешний вид и как одет

Какой характер

Ребёнок

    Дворец

Цвет глаз

Добрый

Подросток

    Многоэтажный дом

Цвет волос

Вредный

Юноша

   Лес

 Спортивный костюм

Нытик

Старик

   Детский сад

Праздничный наряд

 

Весельчак

и т.д.

    и т.д.

Строгий костюм

 

и т.д.

Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Затем предложить ребятам его нарисовать.

3.         Метод фокальных объектов (МФО).  (фокальный, то  есть    находящийся  в  фокусе  внимания) объект. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. После того, как дети научатся выявлять противоречия, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ-РТВ. На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры Хорошо-плохо. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства ("В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?").

В игре "Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

На 2 этапе. После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка» - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т.д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (МФО).

Работу по МФО можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

- познакомить детей с новым объектом;

- создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

= проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

Примеры использования ТРИЗ - технологии в различных формах работы с детьми на определенном содержании.

Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитии речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.

Работа  по  формированию  у  детей  творческих  способностей  в изобразительной деятельности представляет систему творческих заданий. Их использование позволяет решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО (формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях, жанрах большого искусства), так и связанных  с  формированием умений  работать  с  проблемами,  решать  творческие задачи.  Отдельные задания и упражнения могут вводиться в  другие  занятия,  не связанные  с изобразительной деятельностью, вводятся в свободное время как игра. Исходя из  положения,  что  творчество  дошкольника  базируется  на преобразовании свойств/значений  признаков  объекта  возможно  создание фантастических  объектов  в стиле  сюрреализма  на  основе  метода Морфологического  анализа.  Дети с удовольствием экспериментируют над  знакомыми  героями сказок  и  придумывают новые  образы,  придают  им  несвойственные  черты характера (исправляют плохое, вредное) и передают это в сюжетном рисунке, коллаже  юмористического  характера.  

Исходя из вышеизложенного, можно создать структурно-функциональную
модель внедрения ТРИЗ-технологии.

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно  рассматриваться в развитии).
  3. Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
  4. Обязательная активизация творческого воображения.

Предложить педагогам как вспомогательный материал использования ТРИЗ-технологии на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и ручному труду.

Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Литература:

  1. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с. ISBN 978-985-6847-52-6.
  2.  Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
  3. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов  ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.: , 2000г.
  4. Марфина В.А., Г.В. Хархан, Г.И. Шевченко «Методы развития творческого мышления». Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка...

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка...

Педагогические условия развития художественно -творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр.

Педагогические условия развития художественно – творческих способностей дошкольников посредством музыкальных игр. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной д...

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческих способностей ребенка

Памятка для родителей Условия развития художественно-творческихспособностей ребенка...

Статья «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...