Реализация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка по информатике

Мария Федоровна Прудецкая

Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. Поэтому, одной из задач обеспечения обновления содержания и качества дошкольного образования является перевод системы дошкольного образования в режим инновационного развития, трансформации научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности дошкольных образовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.

Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с №84 «Искорка»

Прудецкая Мария Федоровна

На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно - методического обеспечения нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. Поэтому, одной из задач обеспечения обновления содержания и качества дошкольного образования является перевод системы дошкольного образования в режим инновационного развития, трансформации научных идей, современных инновационных технологий в практику, обеспечение инновационной деятельности дошкольных образовательных организациях.

Улучшение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ведет по цепной реакции к улучшению профессиональной компетентности современного педагога, работающего в ДОО. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития воспитателей ДОО являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Цель использования инноваций - создание условий для личностно-ориентированной образовательной среды в ДОО, позволяющей формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи:

- воспитывать социально - личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению;

- стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Инновационная деятельность - комплексный целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Она включает в себя следующие инновации:

- взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения;

-достижение более эффективных результатов деятельности.

Использование в работе инновационных технологий невозможно без творчества. Для педагога, который научился работать на технологическом уровне, когнитивный процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным ориентиром.

Большую роль в инновационной деятельности отводится работе с воспитанниками.

Для реализации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО, наш детский сад №84 «Искорка», входит состав трех сетевых инновационных объединений:

  1. СИО «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «За солнцем – символом добра».

Патриотизм как качественная характеристика социума - часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм как качество личности важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

  • Патриотизм проявляется в поступках человека.
  • Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
  • Зарождаясь из любви к малой родине, патриотизм поднимается до общегосударственного самосознания, до любви к своему отечеству.
  1. СИО «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в процессе деятельности отряда ЮПИД в дошкольных образовательных учреждениях».

Целями этой программы являются: интеграция деятельности педагогических коллективов, родителей, социума, детей в обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение преемственности в работе с детьми. Программа может реализовываться как на специально организованных занятиях (курс ОБЖ, цикл занятий познавательного развития, развитие речи, РЭМП и др.), так и в повседневной деятельности детей (игры, прогулки, экскурсии и т.п.). Содержание программы составляет: примерное тематическое планирование по всем возрастным группам, где воспитатель может выбрать тему по изучению Правил дорожного движения и реализовать её через занятие, целевую прогулку или через свободную деятельность.

  1. СИО «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой образовательной среды».

Цель: развитие логического мышления дошкольников путем целенаправленного включения информационно-компьютерных технологий в специально-организованную и непосредственную образовательную деятельность.

Основные задачи:

  • Развитие основных операций мышления, всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики за счет повышения уровня наглядности;
  • Совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки, познавательной деятельности, повышение качества обучения и работоспособности детей;
  • Воспитание творческой, активной, мыслящей личности.

Я вхожу в состав творческой группы СИО «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой образовательной среды».

В начале учебного года был составлен план работы по использованию информационно-компьютерных технологий и интерактивного оборудования (использование интерактивной панели «Колибри», программное обеспечение «Сова») в воспитательно-образовательном процессе на 2020-2021 учебный год.

В течение года запланирована работа проводилась с утвержденным планом:

  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, родителей и законных представителей;
  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • использование информационных технологий во всех сферах образовательной деятельности;
  • формирование банка дидактических и методических материалов по использованию информационных образовательных технологий и интерактивного оборудования;
  • участие педагогов и воспитанников в конкурсах, конференциях, форумах, размещённых в сети интернет.

            Работа творческой группы:

  • Совместная разработка интерактивных игр по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста на панели «Колибри» в программном обеспечении «Сова»
  • Оказание помощи педагогам в обучении созданию и апробация интерактивных игр
  • Подготовка к участию в мастер-классе на тему: «Использование интерактивных игр в НОД»

В процессе реализации плана работы сделаны следующие выводы:

  1. Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы.
  2. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным.
  3. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая интерактивная игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления.
  4. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
  5. Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

           С педагогами:

  1. Консультация для педагогов «Знакомство с организацией работы по использованию ИКТ-технологии в педагогическом процессе».
  2. Консультация для воспитателей групп старшего дошкольного возраста «Особенности организации и методика проведения НОД с использованием интерактивных игр»
  3. Обучение педагогов, созданию и апробация интерактивных игр на панели «Колибри» в программном обеспечении «Сова»
  4. Формирование и накопление банка интерактивных игр и пособий по развитию логического мышления детей дошкольного возраста, дидактических и методических материалов.

Формы организации детской деятельности:

  1. Логико-математические игры.
  2. Интегрированные игровые занятия.
  3. Совместная деятельность педагога и детей.
  4. Самостоятельная игровая деятельность.
  5. Городской дистанционный конкурс рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных в программе Paint на тему «Моя любимая игрушка»
  6. Республиканская интерактивная литературно-познавательная олимпиада «Веселый день с Агнией Барто», посвященный к 115-летию со дня рождения советской поэтессы Агнии Барто
  7. Окружной онлайн-турнир по русским шашкам «Шашечная семья» среди воспитанников ДОУ и их родителями
  8. Окружной онлайн турнир по «Русским шашкам» среди воспитанников ДОУ
  9. I Всероссийская Олимпиада по математике «Магия Цифр».

 Формы организации работы с родителями.

В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем приходилось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас был вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. У многих родителей на повестке дня появлялся вопрос – чем занять ребенка дома в период карантина? Педагоги помогали родителям проявить себя осознанными, внимательными и понимающими, стать для детей источником вдохновения на новые, интересные дела, партнером, союзником, другом в их детском мире. Получать эмоции радости от совместного проживания текущей ситуации. Специально для родителей, на сайте детского сада detsad84.yaguo.ru, в Instagram.com, в группах WhatsApр педагоги и специалисты решили объединиться и разработали план мероприятий. Все мероприятия были объединены в марафон, который длился 2 месяца. Ежедневно дети совместно с родителями и нашими педагогами могли выполнять различные задания.

  1. Индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  2. Демонстрация проведения игры в zoom конференции, проводили родительские собрания;
  3. Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  4. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  5. Организация «Домашней игротеки»;
  6. Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у дошкольников»
  7. Разъяснительная и образовательная работа.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -  интерактивному развивающему обучению.

Обучение дошкольников создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.

           

Список использованной литературы.

Положение СИО «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «За солнцем – символом добра».

Положение СИО «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в условиях современной цифровой образовательной среды».

Положение СИО «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста в процессе деятельности отряда ЮПИД в дошкольных образовательных учреждениях».

Кудина Я. В. Инновационные технологии, применяемые в ДОУ.

Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные теории и технологии.

Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции.

Назарова Т.С. Педагогика. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

В статье дается понятие об инновации, описывается инновация с точки зрения ученого, классификация инноваций. Предлагаем рассмотреть условия, признаки инновационной деятельности в дошкольной организаци...

Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осу...

Педагогический проект «Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО».

Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации инновационной  модели воспитательно-образовательного процесса....

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...

Из опыта работы "Использование ИКТ в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС"

Модернизация системы образования обусловлена социально – экономическими изменениями в нашей стране. Одним из важнейших механизмов этого процесса выступает информатизация образования как школьног...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС

Информационно – коммуникационные технологии позволяют:·               организовать процесс познания, обуславлива...

Семинар "Современные технологии в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС" Выступление на тему: "ИКТ компетенции воспитателя в условиях ФГОС в дошкольном образовании"

Актуальность обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный ...