Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации
материал по теме

Максимова Валентина Юрьевна

В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт пер-спективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приори-тетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации. Раскрыт перспективный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики».

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный менеджмент.

Актуальность исследования проблемы организации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации продиктована временем и обусловлена необходимостью решения целого ряда задач по модернизации российского образования в целом.

        Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества: экономической, социальной, политической, культурной, тесно связаны с качеством развития системы образования, определяющей интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющейся главным условием ее процветания. Общество ставит перед образовательными организациями новые задачи, решение которых требует внедрения экономических, технологических, педагогических, организационных и управленческих инноваций.

Термин «нововведения», или «инновации», характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта коллективов образовательных организаций. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами. [4, 15]

        В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» инновационная деятельность определена как деятельность, ориентированная на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляемая в форме реализации инновационных проектов и программ [ч. 3 ст. 20, 1].        

        Инновационную деятельность в дошкольном образовании исследовали - дошкольные педагоги Л.В.  Поздняк и Н.Н. Лященко, С.Ф. Тазиева, Г.П. Захарова и др.

        Основываясь на анализе управленческих, педагогических и психологических исследований по изучаемой проблеме, нами было установлено противоречие между объективной потребностью в организации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации и уровнем практической разработанности данной проблемы.  

        Дошкольное образование как система - сложное образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов. Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления. [4, 20]

        Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации как одно из направлений менеджмента образования рассматривается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

        Организация инновационной деятельности связана с решением задач, связанных с качеством образования и развитием детей в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования; с активным реагированием на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей и др.

        Управление инновационной деятельностью как особым объектом представляет собой сложный комплекс кооперативных воздействий педагогов на управляемую систему в целях обеспечения ее развития в новом, более прогрессивном направлении их потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе.

Был осуществлен анализ инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад №43 «Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики». Установлено, что инновационная деятельность в основном связана с совершенствованием воспитательно-образовательного процесса. Недостаточно развита материально-техническое обеспечение.

На основе проведенного анализа была разработана система организации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации и разработан перспективный план, в котором были учтены выявленные недостатки.

        Перспективный план представлен шестью основными этапами, в результате которого будут достигнуты следующие показатели:

         - формирование положительного отношения и потребности педагогов к инновационной деятельности;

        -  создание условий для повышения их профессиональной квалификации и компетентности;

        - создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью;

        - разработка единой системы мониторинга;

        - выявление и распространение инновационного опыта;

        - разработка и использование системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

Таким образом, государство создает условия для инновационной деятельности и осуществляет все виды её регулирования: организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое, и инновационная деятельность призвана обеспечить новое качество, что создает благоприятные нормативно-правовые условия для внедрения инновационных процессов в образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, а в дошкольной образовательной организации создаются условия для организации и управления инновационными процессами по развитию качества дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/70291362/
  2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. // [Электронный ресурс]. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. // [Электронный ресурс]. https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai
  4. Захарова, Г.П. Инновационная деятельность в дошкольном образовании: учеб. пособие / Г.П. Захарова. – М.: Моск. пед. гос. ун-т : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

В статье дается понятие об инновации, описывается инновация с точки зрения ученого, классификация инноваций. Предлагаем рассмотреть условия, признаки инновационной деятельности в дошкольной организаци...

«Управление кадровыми ресурсами в контексте инновационной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Проект раскрывает особенности формирования начал социальной компетенции старших дошкольников. Проект предполагает изменения в управлении ДОУ, необходимые для обновления содержания дошкольного образова...

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...

Реализация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО.

Актуальность темы обусловлена тем, что весомой частью государственной образовательной политики в России является модернизация системы дошкольного образования на основе принципов демократизации, гумани...

Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации

Успешным  фактором повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование ...