Проект Техноцентр "Академия юных атомщиков"
методическая разработка по информатике

 Ксения Сергеевна Степанюк

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей в жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tehnotsentr.docx59.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЦЕНТР

 «Академия юных атомщиков»

Авторы:

старший воспитатель К.С. Степанюк

г.Волгодонск

2022г.

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей в жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 – 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность» В. В. Путин.

Мы живем в «век высоких технологий». Современный рынок производственных отношений показывает острую потребность в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, поступающими на производство. Специалистам таких профессий важно обладать конструктивным мышлением, развитыми техническими навыками и творческими способностями. По данным правительства РФ сфера инженерии и технологии – это сфера наибольшего дефицита российского общества, и все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер образования.

Цель: развитие разносторонне образованной творческой личности ребенка посредством инновационного интерактивного оборудования в условиях МБДОУ.

Задачи:

1. Оптимизировать материально-техническую базу в рамках реализации проекта.

2. Разработать программу по интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных занятий и игр.

3.Привлекать интерес родителей к процессу формирования инженерного мышления у детей через организацию активных форм работы с дошкольниками в интерактивном Техноцентре МБДОУ «Академия юных атомщиков».

4.Развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность дошкольника.

5.Формировать навыки практической работы с цифровым программным оборудованием у детей.

6.Воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества и информационную культуру.

В реальной практике дошкольных образовательных организаций остро ощущается необходимость в организации детского технического творчества и формированию инженерного мышления. Необходимо отметить, что инженерное мышление объединяет различные типы мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.

Главные из перечисленных видов – творческое, наглядно-образное и техническое, все они начинают формироваться в дошкольном возрасте, и важно не упустить благоприятное время для достижения наиболее эффективного качественного результата.

Реализация программы, обобщение и распространение опыта могут стать основой для выработки системы использования цифровой образовательной среды в процессе развития инженерного мышления у дошкольников, становления образованной творческой личности ребенка.

Техноцентр «Академия юных атомщиков»

  1. Описание МБДОУ

МБДОУ  расположено по адресу: Российская Федерация, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Гагарина, 91.

Организация режима пребывания детей в МБДОУ составляет 12 часов, возрастной контингент с 1,5 до 7-ми лет.

 Детский сад работает ежедневно с 06.30 ч. до 18.30 ч., кроме субботы, воскресенья, праздничных дней  предусмотренных законодательством РФ.

Учреждение осуществляет образовательную и финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования, нормативными правовыми актами  муниципального образования «Город Волгодонск», распорядительными документами Администрации города Волгодонска и Управления образования г.Волгодонска, договором об образовании, заключенным между МБДОУ и родителями (законными представителями), Уставом МБДОУ.

МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Материально-техническое обеспечение МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска в полном объеме соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, имеет необходимое технологическое оборудование, компьютерную и оргтехнику. При строительстве здания детского сада были применены самые современные технологии, имеются просторные спортивный и музыкальный залы, методический кабинет, кабинет педагога-психолога и др.

Для организации учебно-воспитательного процесса в возрастных группах в нашем детском саду сформирована предметно-пространственная среда в единстве ее функциональных, эстетических и психологических качеств и с учетом ФГОС ДО.

ООП, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В МБДОУ ДС «Лазорики» г. Волгодонска созданы необходимые условия для реализации работы программно-аппаратного комплекса «Колибри. Умка» (интерактивная панель, встроенный компьютер, интерактивный редактор, игровой центр, комплекс «Инженерная школа», программируемые мини-роботы и др.). Разработана программа   развития инженерного мышления дошкольника, а также модель интерактивного урока для работы с детьми группы общеразвивающей направленности и с детьми с ОВЗ.

Город Волгодонск по праву можно назвать городом энергетиков, атомная станция играет заметную роль в жизнедеятельности Волгодонска, влияет на мировоззрение и жизненную позицию горожан, в том числе и молодого поколения. Большинство воспитанников, посещающих МБДОУ ДС «Лазорики» - дети сотрудников Филиала акционерного общества «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных стациях» «Ростовская атомная станция». С целью раннего профессионального ориентирования дошкольников, в работе детского мобильно-цифрового детского техноцентра «Академия юных атомщиков» планируется использование атомной тематики в процессе формирования технического мышления.

Участники: воспитанники 5-7 лет, педагоги, родители.

Нормативно  правовая база:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

4. Государственная программа РФ на 2013-2020 годы «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 376 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы).

5. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н.

Постановка и обоснование проблемы

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по заинтересованности в техническом творчестве и формированию инженерного мышления. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Проанализировав результаты деятельности ДОО за 2019 год, выявились противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием комплекса интерактивных занятий и игр.

Необходимостью создания в МБДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с детьми по использованию комплекса интерактивных занятий и игр на базе нового оборудованного Техноцентра «Академия юных атомщиков» (далее – Техноцентр «АЮА»).

Вывод: выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения компьютерного нового оборудования в образовательном процессе детского сада, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, развитию инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна заключается в том, что в образовательном процессе детского сада применяется компьютерное оборудование с новейшим программным обеспечением, которое является оптимальным для успешного овладения детьми компьютерными технологиями уже в дошкольном возрасте и являющееся, тем самым, важным средством в формировании инженерного мышления старших дошкольников.

Также она заключается в повышении интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливают мотивацию ребенка.

Формированию у детей способности самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их помогают игры. В процессе использования игр у детей формируется творческое экспериментирование. В ходе игры дети берут на себя роль создателя новых объектов. Они самостоятельно ставят перед собой сложные цели и пытаются их реализовать.

Существует так же ряд компьютерных программ творческого плана. Решаемые ребёнком задачи могут быть самыми разнообразными, а возможные действия – индивидуальными и вариативными. От ребёнка требуется самоконтроль и анализ своих действий. Такие программы позволяют максимально проявлять инициативу, творческую активность. Их отличительной особенностью является разнообразие решаемых задач, возможность экспериментировать с объектами и их свойствами, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, решать конструктивные задачи, например:

- конструирование, моделирование из объектов, элементов и форм;

- раскрашивание и рисование с помощью специальной палитры и набора инструментов;

Характерной особенностью процесса компьютерного конструирования, программирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов).  При этом особенно значимым является развитие пространственного воображения и образного мышления.

Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в дошкольном возрасте.

Методологической основой является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В программе ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений. Инновационный проект представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интеллектуальных способностей, таких как: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий.

Актуальность.

Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше, в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники и электроники. Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы предположили, что формирование инженерного мышления возможно в процессе интеллектуально – творческого развития дошкольников средствами компьютерного конструирования, программирования, исследования.

Конструирование, программирование, исследование нового имеет огромное значение в формировании личности. Оно больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биография многих выдающихся техников – изобретателей показывает, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном детстве. Примером может служить детство выдающихся изобретателей А.С.Яковлева, И.П.Кулибина, В.А.Гасиева, Т.А.Эдисона и др.

Обучение детей конструированию, программированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

Как показывает анализ методической литературы, элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Интерактивные занятия и игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов.

Поэтапный план реализации:

Этапы проекта

Сроки

Результаты (или продукты деятельности)

I этап - подготовительный

1.

Создание рабочей группы.

Январь 2021

1.Издан приказ. Разработано и утверждено положение о рабочей группе.

2. Определение функциональных обязанностей членов рабочей группы.

2.

Выбор темы, составление плана работы.

Январь 2021

1.Выбрана тема.

2.Составлен план.

3.

Организация материально- технического обеспечения.

Январь 2021

Оборудована Техноценр «АЮА», приобретено необходимое программное обеспечение.

4.

Изучить и проанализировать нормативно-правовые документы и разработать нормативную базу сопровождения проекта.

Январь 2021

Разработана нормативная база сопровождения проекта.

5.

Анализ методической литературы, наглядно-дидактических пособий, ресурсов сети интернет по компьютерному конструированию.

Январь 2021

Начато формирование электронного банка методических, наглядно-дидактических пособий.

6.

Поиск возможных путей решения выявленных проблем.

Январь 2021

Корректировка плана.

II этап - проектировочный

2.

Изучение методических материалов Интерактивного комплекса.

Январь 2021

Продолжается работа по изучению программного обеспечения «Колибри 2.0».

3.

Создание и описание проекта по формированию инженерного мышления в ДОО.

Январь 2021

Внедрение проекта в образовательную деятельность.

4.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, участников реализации проекта через КПК, через различные формы методической работы.

Январь 2021

Участие педагогов в обучающих семинарах, конференциях (сертификаты, дипломы, свидетельства).

5.

Проведение педагогического совета в форме «Круглого стола»: «Формирование инженерного мышления в процессе интеллектуально – творческого развития детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса интерактивных  занятий и игр».

Апрель 2021

План проведения педсовета, протокол, практический и методический материал.

6.

Организовать работу с семьей. Определить содержание и формы работы.

Январь 2021

Составлен перспективный план, включающий:

- мероприятия (НОД) по теме недели в ДОО;

- расписание / график проведения НОД.

7.

Привлечение социальных партнеров. Создание команды единомышленников.

В течение реализации проекта

На основе заключения договора осуществляется взаимодействие.

8.

Организовать информационное обеспечение.

Март 2021

Размещены на официальном сайте ДОО страница «Инновационная деятельность» материалы данного проекта. Возможна «обратная связь».

III этап - практический

1.

Дополнение пакета учебно-методических и дидактических материалов для организации работы по компьютерному конструированию.

Декабрь 2021

Пакет учебно-методических материалов, включающий:

УМК к программе финансового воспитания «Копеечка 5+»;

Программы «ПЕРО», «Страна чудес».

2.

Проведение семинара «Формирование инженерного мышления и творчества дошкольников»

Январь 2022

Презентация опыта работы учреждения.

3.

Реализация разработанной программы «Техноцентр АЮА» по формированию технического мышления и творчества дошкольников посредством комплекса интерактивных  занятий и игр.

В течение 2021 – 2022 гг.

Реализация проекта:

- сформированы коммуникативные навыки;

- повышен познавательный интерес;

- наблюдаются элементы инженерного мышления, творчества детей.

4.

Деловые игры, семинары, мастер- классы для педагогов и родителей.

В течение 2021 – 2022 гг.

Повышение компетентности педагогов в вопросах выстраивания партнерских отношений с родителями воспитанников ДОУ.

5.

Анализ промежуточных результатов работы по проекту. Осуществление корректировки программы деятельности.

Сентябрь 2022

Выявление и устранение возникающих проблем по реализации проекта.

6.

Дополнение и разработка необходимых методических пособий для работы по программе компьютерного конструирования.

В течение реализации проекта

Создана «Методическая копилка».

IV этап - обобщающий

1.

Обобщение полученных результатов.

Май 2022

1.Проведен мониторинг результативности и удовлетворенности участников образовательного процесса. Аналитическая справка.

2. Издание методических материалов по теме проекта.

2.

Распространение опыта по теме проекта:

- Методические объединения.

 - Профессиональные сайты.

В течение 2021-2022 года

Проведены: мастер-классы, организованная образовательная деятельность.

3.

Информирование общественности о ходе и результатах работы по проекту.

Май 2022

Информация размещена на официальном сайте ДОО на странице «Инновационная деятельность».

Проект предполагает:

  • разработку плана работы специалиста в Техноцентре «АЮА» по формированию у  детей старшего дошкольного возраста инженерного мышления ;
  • создание Техноцентра «Академия юных атомщиков» для обучения;
  • подбор программного обеспечения занятий и игр развивающего характера по формированию инженерного мышления;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса.
  • создание модели интерактивного цифрового занятия.
  • Создание игр в Интерактивной системе «СОВА»: «Мой город Волгодонск», «Мой родной край», «Животные и растения Ростовской области», «Английский для малышей», «Французский для малышей», «Русские народные сказки. Угадай сказку» и др.
  • Создание картотеки игр в использовании для работы с детьми в Техноцентре.

Возможные риски при реализации проекта

Участники проекта

Возможные риски

Преодоление

Со стороны родителей

Против обучения детей работе на компьютере из – за отрицательного влияния на здоровье ребенка.

  • Предоставить нормативно – правовую документацию.
  • Провести открытые занятия.

Со стороны детей

Перегрузка.

  • Соблюдение требований СанПиН.
  • Интегрированный педагогический процесс.
  • Реализация проекта в игровой деятельности.

Со стороны воспитателей

  • Низкая оценка новых информационных технологий.
  • Низкий уровень владения информационно - компьютерными технологиями.
  • Постоянно действующий семинар «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника».
  • Мастер-классы.
  • Курсы повышения квалификации в области информационно -  компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты:

- Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс интеллектуально-творческого развития личности ребенка.

- Создание оптимальных условий для успешного развития инженерного мышления дошкольника и информационной культуры, а также навыков программирования.

- Овладение детьми комплексом интерактивных занятий и игр, развитие логики и стратегического мышления.

- Ознакомление детей с миром, скрытым от невооруженного взгляда, приобщение к природе и ее тайнам.

- Стимулирование познавательной деятельности ребенка.

- Развитие индивидуальности каждого ребенка с учетом его интересов и возможностей.

- Формирование навыков практической работы у дошкольника, интереса к техническим видам творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Проект "Метеоплощадка *Юный Гидрометеоролог*"

Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформировать представление о необходимости бережного и созидательного ...

ПРОЕКТ фестиваля "Юный архитектор"

К юбилею родного города с целью знакомства с архитектурой проводится фестиваль....

Проект "Школа юного пожарного"

мероприятия проведенные в нашей группе посвещенные месячнику по пожарной безопасности....

Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.

Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....

Проект: "Воспитание юного петербуржца".

реализация комплексного подхода к развитию ребенка и  осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с Санкт - Петербургом....

Презентация проекта "Олимпиада юных дошколят Сочи - 2014"

Презентация проекта "Олимпиада юных дошколят Сочи - 2014"...

Презентация образовательного проекта "Мы - юные Олимпийцы"

Ознакомление детей дошкольного возраста с олимпийским спортивным движением мира и нашей страны в свете проведения XXII зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года....