Проект "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда"
презентация к занятию по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Ракчеева Юлия Викторовна


Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Цель исследования: выделить педагогические условия формирования самостоятельности у детейстаршего дошкольного возраста посредством ручного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospitanie_samostoyatelnosti....ppt1.37 МБ
Microsoft Office document icon podpisi_k_slaydam.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1 слайд 

        Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

2 слайд

         Подготовка детей к школе предполагает умственную, нравственно-волевую, физическую, эстетическую готовность. Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности следующим образом – это отношение к себе, к сверстникам, к учителю, к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность. Среди перечисленных качеств личности, исследователи особо выделяют самостоятельность ребенка.

3 слайд

        Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества связано с развитием основных видов деятельности: игры, труда, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности.

4 слайд 

        Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка.  Труд это то, что развивает

маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире, меняется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию.

5 слайд 

        Среди разнообразных видов труда особое место принадлежит ручному труду, как деятельности, включающей в себя элементы других видов деятельности. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. Ручной труд интересен и привлекателен для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. Помимо этого у дошкольников обнаруживается познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей и способов осуществления новых целей. Его применение является действенным средством формирования самостоятельности дошкольников.

6 слайд 

        Для того, чтобы формирование самостоятельности проходило наиболее успешно,  мы:

  1. учили детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля во время работы;
  2. развивали творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживали потребность в самоутверждении;
  3. формировали положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывали художественный вкус, интерес к ручному труду.

7 слайд 

        Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  1. анализ психолого-педагогической и методической литературы;
  2. наблюдение педагогического процесса;
  3. проведение диагностических работ по выявлению уровней развития самостоятельности у детей;
  4.  анализ проведённых работ.

Практическое значение состоит в разработке содержания и методов работы по формированию самостоятельности у дошкольников в процессе ручного труда. Это позволяет повысить уровень самостоятельности детей и обеспечить более эффективную подготовку к школьному обучению.

8 слайд

        Содержание работы включало в себя три этапа. Работа проводилась на основании перспективного плана.

На первом этапе перед нами стояла задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью мы использовали примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания учитывалась его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.

        Чтение художественных произведений побуждало детей к обмену впечатлениями по поводу содержания. Таким образом, опыт каждого ребенка становился достоянием детского коллектива.

        Для закрепления полученных знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения использовались специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятий, режимных моментов. Тем самым у детей возникала необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях.

        С целью уточнения и систематизации знаний, приобретенных детьми в результате проделанной работы, мы провели беседу «О самостоятельности». В процессе беседы вспомнили эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотрели иллюстрации в знакомых уже книгах. Детям предлагались вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщений усвоенных знаний.  Вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а также реальные ситуации, происходившие с ними, дети активно пользовались термином «самостоятельный».

9 слайд 

        На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к работе с бумагой и картоном мы использовали беседу о том, как бумага пришла в нашу жизнь. В ходе ее дети рассматривали иллюстрации, слушали стихи, вспомнили, как растут деревья, и сколько нужно времени и труда, чтобы деревья стали большими.

        Во время прогулок в лес в разное время года дети находили знакомые деревья, сравнивали их по внешнему виду, размеру, окраске листьев, возрасту. На развлечении «Длинная дорога Букваря»  дети закрепили длинный путь превращения дерева  в привычную для всех бумагу. С целью закрепления возникшего интереса к ручному труду были проведены тематические занятия.

        Первые детские поделки создавались при  непосредственном участии педагога и отличались незатейливостью: "Корзинка", "Колобок", "Домик", "Лодочка".  Освоив некоторые приемы работы с бумагой, дети перешли к работе посредством пошаговой инструкции – педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия.

10 слайд 

        Затем мы применили усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически было изображено, как нужно согнуть основной лист бумаги и  последовательность сборки игрушки – это послужило своеобразным упражнением в самоконтроле. Так появились на свет "Бабочки", "Инопланетяне", "Снеговики" и даже макет нашего села.

11 слайд 

        Параллельно дети осваивали технику работы с применением природного материала, макарон, спичечных коробков, спичек, ниток, пуговиц. Эти, на первый взгляд, простые занятия, вызывали затруднения, так как дети в обычной жизни видели применение этих материалов лишь по их прямому назначению. Пришлось приложить немало усилий, чтобы увидели свет макаронные шалаши, спичечные колодцы, зайцы-карандаши, волшебные цветы и многие другие поделки. Так мы получили еще одну возможность проявления у детей самостоятельности и навыков самоконтроля.

Когда дети освоили основные навыки и приемы, на занятия к ребятам стал приходить Незнайка, который ничего не знал, не умел, но всему хотел научиться. Дети выступали в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

12 слайд 

        Активно включились в нашу работу родители. Вместе со своими детьми они подбирали материал для будущих поделок, придумывали им названия, фантазировали, а дети с удовольствием организовывали выставки своих работ.

        Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми организовывались коллективные работы, успех которых напрямую зависел от слаженных действий и самостоятельного выполнения каждым своей части работы. Здесь же использовались домашние задания: "Научи маму пришивать пуговицу", "Картинка из лета", "Мой четвероногий друг" и другие. В результате проведенной работы мы обратили внимание на следующие изменения: дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, отличались ручной умелостью, пониманием значения слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

13 слайд 

        Проведённая работа и результаты диагностики позволили сделать вывод, что ручной труд является эффективным средством для развития самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ

Развитие самостоятельности у детей является важным этапом в формировании зрелой личности. В статье изложены пути формирования самостоятельности у дошкольников в ручном труде...

«Развитие исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Доклад из опыта работы по организации с детьми дошкольно возраста исследовательской деятельноти...

«Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда»

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребёнка. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творчески...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Методическая разработка «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Очень полезный материал для музыкальных руковоителей, по развитию у детей  старших и подготовительных к школе групп, самостоятельности и инициативности в разных видах музыкальной деятельности, но...