СТАТЬЯ: "ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН – КАК НОВАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья (конструирование, ручной труд) по теме

Лоренц Виктория Раифовна

В настоящий момент российское образование находится в условиях модернизации и обновления: пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной «встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, подходить к любому делу творчески.

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как  важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_dizayn-statya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН – КАК НОВАЯ ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лоренц Виктория Раифовна

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение детский сад №14

«Дельфинчик»

В настоящий момент российское образование находится в условиях модернизации и обновления: пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной «встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, подходить к любому делу творчески [1].

В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как  важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста - дошкольного. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста привлекает внимание ученых разных областей, поскольку связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным возможностям личности.

По мнению ученых, сензитивным периодом для развития творческих способностей  является старший дошкольный возраст. Это период, когда меняется характер деятельности детей по сравнению с ранним детством, названный Л.С.Выготским как переход к творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте, как отмечали Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, В.С.Мухина, проявляется избирательный интерес к содержанию самостоятельной деятельности. Дети уже способны мотивировать свой выбор, их увлекает содержание, идея, они умеют оценивать сделанное.  В этот возрастной период интенсивно развиваются такие стороны личности, которые во многом опреде-ляют творческую активность ребёнка.

        По определению Б.Т. Лихачёва, для творческого развития ребёнка особое значение имеет система продуктивной деятельности, создающая возможности для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку.

        Современные представления о мире все более усложняются, что дает нам основание, опираясь на исследования М.М.Бахтина, говорить о «полифонич-ности» современного искусства. Традиционные виды детской художественной деятельности как рисование, лепка, аппликация в их предметном выражении не дают педагогу возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития современного ребенка, сделать педагогический процесс более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка.

         На сегодняшний день в целях повышения качества дошкольного образования введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые вносят изменения в организацию образовательного процесса ДОУ. Согласно новым требованиям, планирование и содержание образовательной работы в ДОУ  должно строиться  с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интегрированный подход в дошкольном образовании требует от педагогов отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями[2]. Особый интерес для педагогов-практиков, представляет интеграция содержания образования на основе проектной деятельности. Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.  Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи [3].

Детский дизайн, интегрирующий разные виды изобразительного искусства на основе взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, является новой художественно-продуктивной детской деятельностью, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию творческих способностей ребенка (Г.Н.Пантелеев). В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми са-мостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более слож-ный, длительный (этапный) и коллективный характер деятельности (мо-делирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-простран-ственный дизайн) [4].

Педагогами нашего дошкольного учреждения ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса  в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых немаловажное значение отводится продуктивным видам детской деятельности.

Реализация в образовательной практике ДОУ педагогического творческого проекта «Путешествие в страну Дизайна», является ярким примером интегрированного взаимодействия  в области  художественно-эстетического, социально-личностного и познавательно-речевого развития детей. Содержание деятельности внутри проекта осуществлялось на интеграции образовательных областей, их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно–исследовательской, продуктивной, музыкально–художественной, чтения и восприятия художественной литературы.

Целью педагогического проекта «Путешествие в страну дизайна» является развитие творческих способностей дошкольников через вовлечение детей и взрослых в качестве полноправных участников целенаправленного педагогического процесса, в ходе которого у детей будет сформирована потребность преобразовывать и видоизменять имеющиеся знания, умения и навыки из области художественно-изобразительной и конструктивной деятельности, детского дизайна в своих творческих дизайн-проектах.

Реализация цели проекта  проходила через решение следующих задач: создать атмосферу эмоционального благополучия, доверительного общения в процессе взаимодействия всех участников проекта; организовать интересную содержательную жизнь ребёнка в ДОУ и семье; обеспечить личностную  траекторию развития каждого ребёнка  с учётом индивидуальных возможностей, творческих интересов, базовых знаний, умений и навыков; создать условия обеспечивающие усвоение системы знаний о культуре детского дизайна, реализации творческих проектов.

При разработке проекта педагогический коллектив опирался на принципы гуманистической педагогики: развития, ориентирующий на создание каждому ребёнку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя; природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребёнка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей; психологической комфортности, обеспечивающей ребёнку состояние психологического благополучия; взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребёнок- педагог», «родители-ребёнок», «педагог-родители»; формирование деятельности, направленной на обучение ребёнка не навыкам, а умению ставить цель и реализовать её; целенаправленности, позволяющий чётко выделить цели и задачи, которые должны быть реализованы в ходе взаимодействия и сотрудничества между педагогом, детьми и родителями; гуманизации, предполагает умение родителей и педагогов встать на позиции ребёнка, учитывать его точку зрения, вызывать положительные эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра.

Проект разработан на основе примерной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»,  в соответствии с методическими рекомендациями по организации детской дизайн-деятельности Г.Н Пантелеева и Л.А.Лялиной, согласно идеям А.Э.Симоновского, С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко о развитии творческого мышления и воображения дош-кольников.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На первом этапе взрослыми участниками проекта, родителями и педагогами, определялась цель проекта, осуществлялся поиск формы его реализации, разрабатывался план продвижения к цели. На втором этапе осуществлялась разработка проекта, где составлялась план-схема с включением различных видов детской деятельности, форм организации работы с детьми и другими участниками проекта, определялись пути и средства по организации предметно развивающей среды. На этом же этапе воспитателем по ИЗОдеятельности была разработана программа студии дополнительного образования «Детский дизайн». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий и строится с учетом основных дизайн-направлений: аранжировка, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. На третьем этапе проходила реализация проекта, в ходе которого велась работа по сбору и накоплению материала из областей социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого направления, осуществлялись краткосрочные и долгосрочные детские дизайн проекты, в процессе различных видов детской деятельности. Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашаем гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Презентуя проект объясняем, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Обеспечить интересную содержательную жизнь ребёнка в ДОУ и семье, возможно при  организации эстетически воспитывающей и развивающей среды. С учётом данного положения, при составлении перспективного плана реализации проекта, всё содержание работы было распределено по следующим направлениям: взаимодействие с детьми; организация предметно-развивающей среды; взаимодействие педагогов и родителей воспитанников; взаимодействие с преподавателями детской школы искусств.

Взаимодействие с детьми. Процесс обучения детей основам детского дизайна осуществлялся через реализацию рабочей программы «Детский дизайн». Занятия в программе строятся с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).

В зависимости от цели и источников получения информации в перспективном плане рабочей программы студии «Детский дизайн» запланированы занятия четырёх типов: информационные занятия - на таких занятиях основной источник получения информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-практикумы,  где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами под руководством воспитателя; занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного занятия получить представления о свойствах и качествах материалов, обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях выявления особенностей  и возможностей материалов, выявление обобщённых способов действий до решения творческих задач. Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты; творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже имеющихся ручных умений и навыков, преобразование   накопленных знаний при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии; дизайн-проект - выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со взрослым или группой детей под руководством педагога в течение продолжительного времени.

Организация предметно-развивающей среды. Наличие в группе  развивающей среды обеспечивает развитие творчества в самостоятельной деятельности детей. На начальном этапе, в процессе обсуждения плана реализации проекта, родителями и педагогами  группы было решено пополнить предметно-развивающую среду ИЗОстудии и группы дополнительными материала изобразительного искусства, маркерами игрового пространства, а также образно-символическими материалами изобразительно-художественной направленности.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. Успешному решению задач проекта «Путешествие в страну дизайна» способствовало тесное сотрудничество педагогов МДОУ и родителей воспитанников. На начальном этапе реализации проекта для каждого взрослого участника были определены функциональные обязанности, что позволило равномерно распределить нагрузку и обеспечить плодотворную творческо-поисковую деятельность организовавшегося коллектива.

Взаимодействие с преподавателями детской школы искусств. В рамках проекта осуществлялось плодотворное сотрудничество педагогов МДОУ с преподавателями начальных классов детской художественной школой  города. На начальном этапе реализации проекта педагогами МДОУ и преподавателями школы был составлен план совместных мероприятий, определены функциональные обязанности каждого участника. Педагогами художественной школы, для дошкольников, были организованы тематические и персональные выставки творчества учащихся художественной школы. Воспитанники имели возможность побывать на уроках живописи и лепки, познакомиться с людьми творческих профессий в области изобразительного и художественно-оформительского искусства.

На протяжении 2010-2011 года с  детьми в сотворчестве со взрослыми были реализованы долгосрочные проекты (срок реализации 2 месяца): архитектурно-художественный проект «Сердцу милый уголок», проект «Костюмы народов мира»- моделирование одежды; краткосрочные (в течении 3-6 занятий): предметно-декоративный «Весёлые маски», декоративно-пространственный проект «Город кукол» - для девочек, декоративно-пространственный проект для мальчиков «Автогородок», «Звуки Африки».

        Реализация проектной деятельности осуществлялась в тесном сотрудничестве педагогов и родителей на основе взаимопонимания,   что способствовало созданию эстетически воспитывающей и развивающей среды для ребёнка в детском саду и дома. Сочетание фронтальных форм работы с детьми, с подгрупповыми и индивидуальными помогло воспитателю по ИЗОдеятельности обеспечить личностную траекторию развития каждого ребёнка. Система творческих занятий построенная на основе проблемно – поискового обучения в сотворчестве со сверстниками и взрослыми оказала благоприятное влияние на формирование личностных качеств детей, содействовала  развитию проектировочных умений, ручной умелости, способствовала обогащению знаний детей в области детского дизайна. При выполнении детских дизайн-проектов, царила атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, дети проявляли толерантное отношение к творческим поискам друг друга.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства, предупредить перегрузки детей, осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.

Список использованной литературы:

1.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655)

3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез,2008. - 112 с.

4.Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн  [Текст] /  Г.Н. Пантелеев. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский дизайн, как новая форма художественно – продуктивной деятельности."

В своём опыте работы я хочу сделать акцент на художественно-эстетическое развитие  детей. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дош...

Конспект совместной художественно-продуктивной (рисование) деятельности с детьми разновозрастной логопедической группы "Моя планета"

К проекту "Большое космическое путешествие" было проведено открытое занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования (монотипия), а также соли для придания фак...

Проект организованной деятельности педагога с детьми средней группы с ОНР через организацию художественно продуктивной детской деятельности. Тема: "Путешествие в гости к Весне."

Цель: Вызвать интерес к изобразительному творчеству, посредством использования нетрадиционных техник рисования, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка....

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимание у детей дошкольного возраста....

Статья на тему: " Как развить у детей дошкольного возраста интерес к художественно-продуктивным видам деятельности"

Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности....

Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно продуктивных видов деятельности

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...