Рабочая учебная программа по дополнительному образованию
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Прокофьева Лия Вячеславовна

 

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию

Кружок «Творческая мастерская» (Квиллинг)

Направление: художественно-эстетическое

Возрастная группа: старшая логопедическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_kvilling.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»

                                                           «Утверждаю»

                                                                                                         Заведующий МДОУ д/с №20 «Дельфин»

                                                                                                  ___________________ (Л.М.Зубова)

Рабочая учебная программа

по дополнительному образованию

Кружок «Творческая мастерская»

Направление: художественно-эстетическое

Возрастная группа: старшая логопедическая

Автор:

Прокофьева Л.В.,

воспитатель

 

г. Саяногорск, 2012 г.


Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей мелкой моторики руки, художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Кружок предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Данная рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1год обучения. Рабочая  программа  разработана  на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, методического пособия «Оригинальные поделки из бумаги» Д. Чиотти.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

I. Образовательные:

  1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  2. Обучать различным приемам работы с бумагой.
  3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  5. Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

II. Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

            Занятия в кружке проводятся  с 17.09.2012 г. по 17.05.2013 г.      

        Занятия в кружке  проводятся в форме совместной деятельности воспитателя с детьми 1 раз в неделю во вторую половину дня длительностью не более 25 минут.  Количество занятий в год – 35.

Тематическое  планирование

месяц

тема

цель

сентябрь

1 (1)

Беседа о технике квиллинга

Познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга.

2 (2)

Гусеница

Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в тугую спираль, обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.


октябрь

3 (1)

Веселая семейка улиток

Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. Обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

4 (2)

Яблонька

Учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

5 (3)

Неваляшка

Продолжать учить детей скручивать полоску цветной бумаги в тугую спираль, учить скручивать спираль разного размера

6 (4)

Кролик

Закрепить умения детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. Учить делать форму «капля» и «глаз»

7 (5)

Кошка и мышка

Закрепить умения детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. Продолжать учить делать форму «капля» и «глаз». Учить распределять элементы фигуры без опоры на рисунок


ноябрь

8 (1)

Цветок

Продолжать учить детей скручивать формы «свободная спираль»,   «глаз». Познакомить с новым элементом – «листок». Знакомить детей с конструированием цветка из форм.

9 (2)

Бабочка на цветке

Продолжать учить детей скручивать формы «свободная спираль»,   «глаз», «листок». Знакомить детей с конструированием бабочки из изученных форм.

10 (3)

Коллективная работа «Корзинка с цветами»

Закрепить умение детей скручивать формы «свободная спираль»,   «глаз», «листок». Учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, ответственность.

11 (4)

Цветок колокольчик

Учить детей скручивать новый элемент «завиток»; закреплять умение скручивать форму – «капелька». Продолжать учить составлять композицию.


декабрь

12 (1)

Птичка

Продолжать учить детей скручивать элемент «завиток», «капелька»; познакомить с новым элементом «изогнутая капля»

13 (2)

Улитка

Закрепить умение детей скручивать элемент «завиток», «капелька»; продолжать учить скручивать элемент «изогнутая капля»

14 (3)

Елка

Закрепить умения детей скручивать базовые элементы, учить самостоятельно создавать фигуру из знакомых элементов

15 (4)

Коллективная работа «Дед мороз»

Закрепить умение детей скручивать базовые формы. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, ответственность.


январь

16 (1)

Снежинка

Закрепить умения детей скручивать базовые элементы, продолжать учить самостоятельно создавать фигуру из знакомых элементов, учить доводить начатое дело до конца

17 (2)

Мороз рисует узоры

Активизировать имеющиеся у детей навыки скручивания базовых элементов.

18 (3)

Рождественская свечка

Учить детей создавать трехмерные поделки, познакомить с приемом «вытягивания спирали»

19 (4)

Колокольчик

Продолжать учить детей создавать трехмерные поделки, упражнять в вытягивании спирали

20 (5)

Бахромчатые цветы (маргаритка)

Познакомить детей с изготовлением бахромчатых цветов, дать знания о приемах изготовления более сложных цветов. Учить подбирать цветовую гамму.


февраль

21 (1)

Цветочный горшок

Продолжать учить детей делать бахрому, создавать трехмерные поделки

22 (2)

Львенок

Продолжать учить детей делать бахрому, закрепить умение создавать трехмерные поделки

23 (3)

Валентинка

Закреплять умение скручивать элементы «капелька», «тугая спираль». Продолжать учить создавать композицию из элементов.

24 (4)

Открытка для папы

Закреплять умение детей скручивать элементы – «спираль», «изогнутая капля». Учить скручивать новый элемент – «спиральный завиток». Развивать воображение, творчество, умение создавать композиции.


март

25 (1)

Открытка для мамы

Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элементы «свободная спираль», «капелька», «завиток». Продолжать учить детей составлять из  элементов  композицию. Упражнять в выполнении спирального завитка

26 (2)

Филин на ветке

Закреплять умение детей скручивать элементы – «капля», «изогнутая капля», «тугая спираль».

27-28 (3-4)

Аквариум (коллективная работа)

Учить детей скручивать новый элемент «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру,  скручивать элемент «капелька», «глаз».


апрель

29 (1)

Черепаха на острове ч.1

Учить детей скручивать новый элемент «треугольник», продолжать учить обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру

30 (2)

Пальма ч.2

Продолжать учить детей скручивать  элемент (форму) «треугольник», «глаз».

31 (3)

Космос

Знакомить детей с элементом техники – «стрела», продолжать знакомить с элементами – «изогнутая капелька», «листок». Продолжать обучать детей создавать композиции из скрученных элементов

32 (4)

Тюльпан

Продолжать учить детей скручивать элемент «изогнутая капля», составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).


май

33 (1)

Праздничный салют

Самостоятельная работа детей в технике квиллинг, закрепить умение составлять композицию из знакомых элементов техники

34

Диагностика

Обследовать уровень развития творческих и эстетических знаний и умений  

Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года ребенок:

Учится различным приемам работы с бумагой;  познакомиться с искусством бумагокручения.

Усваивает базовые формы квиллинга.

Учится следовать устным инструкциям, понимает схемы изделий; создает изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами

 Самостоятельно создает композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Овладевает навыками культуры труда.

Улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

Способы проверки знаний, умений и навыков

         В сентябре проводится вводная диагностика детей группы с целью выявления уровня развития творческих и эстетических знаний и умений. В мае проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития.

Методы диагностики: наблюдение за детьми в процессе работы, беседа с ребёнком.

На основании диагностических данных дается заключение, корректируется план работы.

Список средств обучения

1. Технические средства обучения (магнитофон,   мультимедийный проектор)

2. Учебно-наглядные пособия (картинки, модели, игрушки, схемы, образцы поделок и т.д.).

3. Инструменты:  зубочистка, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, полосы цветной бумаги (5мм и 3мм)

Список литературы

  1. Дженкинс,  Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.
  2. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
  3. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
  4. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.
  5. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008.
  6. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательская группа «КОНТЭКТ», 2009.
  7. http://stranamasterov.ru– раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию экологического кружка «Юные экологи» в средней группе

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотност...

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию вокального кружка «Веселые нотки»

      Данная рабочая программа составлена на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...